Главная / Газета 19 Марта 2014 г. 00:00 / Общество

Откуда деньги растут

Повышенные для Москвы и Петербурга штрафы за нарушение ПДД оспорены в Конституционном суде

АННА АЛЕКСЕЕВА

Вчера Конституционный суд (КС РФ) рассмотрел жалобу на то, что за одни и те же нарушения Правил дорожного движения в Москве и Петербурге штрафы в разы выше, чем на остальной территории России. Жалобу подали депутаты от оппозиционных фракций Госдумы. Опрошенные «НИ» эксперты встали на сторону депутатов, хотя признали, что по регионам различаются и налоги, и назначенные судами компенсации. Решение КС РФ вынесет в течение месяца.

Депутаты Госдумы от ЛДПР, КПРФ и «Справедливой России» (всего 95 депутатов) сочли нормы Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) в части повышенных для Москвы и Петербурга размерах штрафов за нарушение Правил дорожного движения нарушением положения о равноправии граждан и запрете дискриминации. В жалобе указывается, что «нарушение ПДД не может быть основанием для принятия закона, ограничивающего права и свободы человека и гражданина». Конституция допускает ограничения прав и свобод в целях защиты основ конституционного строя, здоровья, нравственности, прав и законных интересов других лиц, обороноспособности страны и безопасности государства. Нарушение ПДД, по мнению депутатов, основанием на то не является.

Напомним, что с 2012 года с внесением поправок в КоАП РФ в Москве и Петербурге за остановку или стоянку в неположенном месте, использование «выделенной» полосы для общественного транспорта, нарушение правил движения в жилых зонах и несоблюдение запрета на движение грузового транспорта водителей штрафуют на суммы от 2,5 до 5 тыс. рублей. Аналогичные правонарушения водителям в других регионах обходятся в 500 рублей – 1,5 тыс. рублей. Особенно сурово карается въезд под дорожный знак, запрещающий движение грузовиков: по России штраф – 500 рублей, по Москве и Петербургу – 5 тыс.

На вчерашнее заседание никто из заявителей не пришел. Все они присутствовали на выступлении президента Путина перед Федеральным собранием. Поэтому в КС выступили только представители госорганов. Представитель президента Михаил Кротов и полпред Совета Федерации в КС Александр Саломаткин заявили, что «дифференциация административной ответственности в зависимости от места совершения правонарушения осуществлена в полном соответствии с принципами соразмерности и индивидуализации», а законодатель имеет право определять место совершения правонарушения в качестве квалифицирующего признака. Поскольку обе столицы являются городами федерального значения и «в них ежедневно устремляются потоки людей и машин», это требует «специальных подходов к организации дорожного движения», считает г-н Кротов.

Наказание, по мнению г-на Кротова, должно быть ужесточено, «чтобы водители наконец поняли, что штраф – не цена за неправильную парковку, а реальное наказание». Кроме того, представитель президента заявил, что «меньшинство Госдумы, не убедив своих коллег, перекладывает эту обязанность на Конституционный суд».

Чиновников также поддержали МВД РФ, Минюст, Генпрокуратура и мэры Москвы и Петербурга. Согласно заключению Генпрокуратуры, авторы жалобы «не приводят доводов, по которым они считают установленные особенности правового регулирования в городах федерального значения неоправданными».

Эксперты же полагают, что правота на стороне заявителей. «Правила равны для всех и должны действовать одинаково на всей территории России», – заявил «НИ» активист Федерации автовладельцев России (ФАР) Вадим Коровин. Координатор «Общества синих ведерок» Петр Шкуматов в беседе с «НИ» назвал поправки в КоАП антиконституционными: «Нарушение правил парковки в Екатеринбурге ничем не отличается от нарушения правил парковки в Москве. Подобные изменения в законодательстве делят страну на три части: Москву, Санкт-Петербург и остальную Россию. Это, безусловно, неправильно. Решение должно быть отменено». По словам г-на Шкуматова, «Конституционный суд РФ будет сейчас принимать либо правовое, либо политическое решение».

«С экономической точки зрения, доход в столичном регионе выше. Законодатели на это и ориентировались в первую очередь. А разве в Москве бедных людей нет? Есть пенсионеры на «Жигулях», которые могут также нарушить», – прокомментировал ситуацию «НИ» адвокат Юрий Алексеенко. Он подчеркнул, что в правоприменительной практике при рассмотрении гражданских исков по возмещению вреда в результате ДТП в регионах суд, как правило, оценивает моральный вред в 100–200 тыс. рублей, а в Москве – в 1–1,5 млн. рублей.

Свое решение КС РФ вынесет в течение месяца.

Опубликовано в номере «НИ» от 19 марта 2014 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: