Главная / Газета 4 Марта 2014 г. 00:00 / Общество

Сошли с дистанции

Развитию онлайн-образования в России мешают нерадивые преподаватели и чиновники, а также некачественный Интернет

КРИСТИНА КРУТИЛИНА

В феврале сразу несколько российских вузов стали размещать видеозаписи своих лекций на зарубежной онлайн-платформе Coursera. Этот известный интернет-портал с 2012 года позволяет своим пользователям бесплатно ознакомиться с видеокурсами престижных европейских и американских университетов. Однако пока крупнейшие вузы мира наращивают свое присутствие в Интернете, идя по пути демократизации образования, в России этот процесс совершается не так быстро. Мешает, в частности, действующее законодательство: нескольким отечественным вузам, уделяющим много внимания дистанционному обучению, грозит закрытие из-за несоответствия формальным критериям «эффективности».

Российскому образованию мешает развиваться законодательство о «неэффективных вузах».<br>Фото: ЕКАТЕРИНА ВАРЮХИЧЕВА
Российскому образованию мешает развиваться законодательство о «неэффективных вузах».
Фото: ЕКАТЕРИНА ВАРЮХИЧЕВА
shadow
Присоединившись в прошлом месяце к Coursera, Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) анонсировал курс «Введение в биоинформатику», Московский физико-технический институт (МФТИ) представил «Электричество и магнетизм» и «Моделирование биологических молекул на GPU», а Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ) готовит 12 электронных курсов, причем как на русском, так и на английском языке.

По данным пресс-службы «вышки», самым востребованным оказался курс «Ключевые концепции анализа данных» – на него уже записались почти 20 тыс. человек. На «Введение в нейроэкономику: как мозг принимает решения» зарегистрировались 17 тыс. человек, а на «Финансовые рынки и институты» – 10 тыс. По данным анкетирования, проводимого после записи, слушатели – в основном молодые (22–32 года) москвичи с высшим образованием, работающие полный рабочий день. Сертификат, который студенты могут получить по окончании курса, важен только для 15%, остальные записались исключительно для получения знаний – «корочки» им не важны. Кроме того, почти половина респондентов рассматривает курсы как возможность для смены сферы деятельности.

В НИУ ВШЭ уже некоторое время существует практика, когда студентам засчитывают программы, пройденные в онлайн-режиме, рассказал «НИ» проректор вуза Сергей Рощин. Однако, по его словам, онлайн-курсы вряд ли смогут полностью заменить традиционный формат обучения. «Существуют специальности, требующие непосредственного контакта и наличия обратной связи от преподавателя», – уверен он.

Престижные зарубежные вузы начали осваивать интернет-пространство еще несколько лет назад: первые онлайн-курсы массового образования появились в 2008 году. Они начали быстро набирать популярность, к 2011 году на онлайн-курсы записывались уже тысячи человек. Прорывом стала лекция Стэнфордского профессора Себастьяна Труна об искусственном интеллекте – ее прослушали 160 тыс. человек из 190 стран мира. Большая часть MOOC (Massive Open Online Courses, «открытые онлайн-курсы массового образования») – курсы видеолекций, записанные профессорами ведущих мировых университетов или независимыми учеными. Чаще всего они рассчитаны на четыре месяца и более. При необходимости они сопровождаются дополнительными материалами для самостоятельного обучения (фото, тексты, научные статьи) и экзаменами в виде теста для закрепления. К ним также прилагается чат, в котором студенты могут обсудить услышанное или задать вопросы лектору.

Coursera – лишь одна из множества интернет-платформ, предоставляющих пользователям «открытые онлайн-курсы массового образования». На Coursera размещено 400 курсов и обучаются около 4,5 млн. студентов. Другие крупные порталы – EdX (более 60 курсов) и Udacity (более 30 курсов).

В 2013 году эксперты констатировали «диффузию» онлайн-образования и традиционного очного образования. «Если взять топ-100 мировых университетов, то 60 из них уже имеют свои курсы на крупнейших порталах онлайн-курсов», – рассказывает «НИ» руководитель Центра образовательных разработок «Сколково» Денис Конанчук. Во-первых, вузы таким образом решают маркетинговые задачи – продвигают свой бренд в нетрадиционной форме среди интернет-аудитории. Во-вторых, некоторые вузы при демонстрации соответствующего сертификата о прохождении онлайн-курсов засчитывают их в диплом. Таким образом, у студентов появляется возможность проходить обучение там, где им удобно.

В будущем до 90 процентов дисциплин студенты будут изучать в Интернете, считают эксперты.
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
shadow В России, однако, «бума» дистанционного обучения пока не наблюдается. При всей его доступности, возможности учиться во время работы, удобстве для людей с ограниченными возможностями здоровья специалисты отмечают преграды на пути его развития: качество Интернета в разных регионах страны, уровень владения иностранными языками.

Еще одна преграда – кадровая. «Существует сопротивление со стороны академического и преподавательского состава вузов. Ведь если все перейдут на дистанционное образование, что делать огромному числу преподавателей?», – объясняет «НИ» г-н Конанчук. По его оценке, это еще и проблема конкурентоспособности российских вузов: получая доступ к курсам лучших преподавателей из лучших университетов мира, никто не будет выбирать профессоров из менее известных вузов.

Кроме того, онлайн-университетам, как ни странно, мешает развернутая Министерством образования и науки борьба с неэффективными вузами. Воюя с университетами, которые только выдают дипломы без качественного образования, Минобрнауки строго следит за исполнением формальных требований, в соответствии с которыми выдают лицензии на образовательную деятельность. «Сейчас развитию полноценного онлайн-образования мешает законодательство. Для того чтобы иметь лицензию на образовательную деятельность, у меня в здании должен быть медкабинет, столовая, спортзал, даже если студенты не должны там появляться», – считает в беседе с «НИ» ректор и учредитель Национального открытого университета «Интуит» Анатолий Шкред.

В феврале Рособрнадзор направил в арбитражный суд иск об аннулировании лицензии другого вуза, специализирующегося на видеокурсах, – «Института УНИК». Ведомство сослалось на отсутствие в вузе «условий для осуществления образовательной деятельности. В частности, в этих учреждениях нет нормальных оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий и физкультуры».

Есть специальности, по которым качественно обучить дистанционно просто невозможно, соглашается г-н Шкред. «Например, хирургия – это очевидно. Или даже физика и математика – нужна атмосфера академической школы, чтобы появлялись научные связи, чтобы быть в курсе трендов и актуальных дискуссий». По его словам, хотя исключительно дистанционным образованием не обойтись, но отдельные дисциплины даже в этих специальностях изучить в режиме онлайн возможно. «Я думаю, что в итоге мы придем к тому, что 90% всех курсов мы будем изучать онлайн, а 10% останется за традиционным образованием», – предполагает г-н Шкред. Большое будущее такому «смешанному» образованию предсказывает и руководитель департамента проектов и практик Агентства стратегических инициатив Владимир Солодов. «Я называю это Lego-образованием – составлением образовательной траектории из отдельных кусочков на протяжении всей жизни. Дистанционное образование не сможет заменить университетское, но, несомненно, станет одним из этих «кирпичиков».


В НЕМЦКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ СТУДЕНТЫ СДАЮТ ЭКЗАМЕНЫ ПРИ ПОМОЩИ ВЕБ-КАМЕРЫ
До начала эры всеобщей компьютеризации в Германии был один-единственный вуз, где практиковалось удаленное обучение - Заочный университет в Хагене. Сейчас дистанционное образование вошло в практику очень многих немецких университетов. При такой форме обучения педагоги лично встречаются со студентами всего дважды в год. Все остальное время они с помощью интернета получают учебные программы и краткие конспекты лекций, а также участвуют в видеосеминарах. В виртуальных «аудиториях» студенты задают вопросы преподавателю и общаются друг с другом, а на специальных форумах обсуждают пройденный материал не только со своими сокурсниками, но и со студентами других вузов. Доступ к учебным программам титулованных вузов имеют не только их студенты, но и все желающие: на YouTube выкладываются лекции наиболее известных в университетской среде педагогов, а конспекты лекций появляются на популярных образовательных порталах, например, www.oncampus.de и www.hochschulkompass.de. Интернет играет большую роль в образовательном процессе и у обычных студентов, которые посещают лекции и практические занятия не виртуально, а по-настоящему. С помощью своего персонального электронного профиля студенты записываются на семинары, заказывают в библиотеке необходимую книгу, получают бесплатный доступ к интернету на территории университета. Ассортимент программ дистанционного и онлайн обучения постоянно увеличивается. Например, технические университеты предлагают до двадцати специальностей, которые можно изучать дистанционно. По многим из них возможно обучаться на английском языке, что существенно расширяет географию абитуриентов, поступающих в немецкие вузы. А студенты из особенно далеких и бедных стран имеют возможность сдавать все зачеты и экзамены тоже в режиме онлайн, чтобы не тратить деньги на перелеты. Для этого существует специальная программа дистанционного обучения «School Management».
Адель Калиниченко, Мюнхен

Опубликовано в номере «НИ» от 4 марта 2014 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: