Главная / Газета 25 Февраля 2014 г. 00:00 / Общество

Пересолили

Несмотря на теплую зиму, чиновники высыпали тонны химикатов под ноги россиян

МАРГАРИТА АЛЕХИНА

На минувшей неделе Российский дорожный научно-исследовательский институт подтвердил, что противогололедные реагенты, неразумно используемые в большинстве российских городов, вредны для здоровья человека и окружающей среды. Об этом сказано в ответе РосДорНИИ псковскому общественнику, озабоченному тем, что на улицах столицы даже почти бесснежной зимой оказываются сотни тонн пескосоляной смеси. Жалобы на противогололедные материалы, которыми злоупотребляют коммунальщики, всю зиму идут и из других городов, включая Санкт-Петербург, где на смену дедовским методам борьбы с гололедицей давно пришли современные химикаты. Чиновники Северной столицы, где снега этой зимой было аномально мало, даже признали факт неэкономного использования реагентов. Однако власти большинства других городов уже планируют оптовые закупки противогололедных смесей на будущий год. Причем в еще больших объемах. Казалось бы, теплой зимой можно было бы сэкономить на реагентах, на деле же мы видим, напротив, аномальные траты властей на химикаты. Выходит, что эти расходы никак не зависят от погоды: раз решено потратить деньги – значит, чиновники их потратят непременно в этом году.

Избыток реагентов опасен и для людей, и для животных.<br>Фото: ОЛЬГА ШВЕЙЦЕР
Избыток реагентов опасен и для людей, и для животных.
Фото: ОЛЬГА ШВЕЙЦЕР
shadow
С жалобой на загрязняющие город реагенты к властям обратился лидер общественного движения «Убитые дороги Пскова» депутат Госдумы Александр Васильев. «Используемые коммунальными службами средства, предназначенные для уборки города, приводят по факту только к загрязнению его улиц», – указывает депутат в письме в РосДорНИИ и Роспотребнадзор, опираясь на жалобы псковичей.

В беседе с «НИ» г-н Васильев рассказал, что, как и почти во всей западной части России, зима в Пскове выдалась «европейская», однако объем израсходованных противогололедных материалов непривычно мягкому климату явно не соответствовал: «В январе выпал снег, и город покрылся грязным месивом. Грязные машины, грязная обувь. Знакомая пошла к ветеринару – у собаки распухли лапы. Тот подтвердил, что случай далеко не единичный». Грязь, по словам Васильева, сохраняется и сейчас, когда снега на улицах нет.

В Пскове для борьбы с гололедицей по старинке используется смесь технического хлорида натрия и песка. Как сообщали «НИ» осенью 2013 года (статья «Соль на ямы» в номере от 30 октября), таким же образом планировали бороться со скользкостью во многих других российских городов, в числе которых Ижевск, Калининград, Красноярск.

В ответе на письмо депутата, датированном 18 февраля, РосДорНИИ подтвердил, что обыкновенная поваренная соль и песок при неумелом использовании наносят вред горожанам и окружающей среде. «Озабоченность ухудшением экологической и технической эффективности используемого способа борьбы с зимней скользкостью – оправдана», – говорится в документе (имеется в распоряжении «НИ»). Специалисты отмечают целый ряд недостатков такого реагента: частицы песка легко уносятся ветром и машинами, канализация быстро заиливается, а высохшие неубранные песок и соль образуют вредную пыль, вызывающую заболевания глаз и дыхательных путей. Согласно ответу, технология применения антигололедных материалов предписывает распределять их равномерно в количествах, соответствующих температуре, а после срабатывания – убирать. Заключения из Роспотребнадзора о том, насколько эта инструкция соблюдается в Пскове, депутат Васильев пока не получил.

Технология, на которую ссылаются в РосДорНИИ, закреплена в «Руководстве по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах», утвержденном Минтрансом в 2003 году. Согласно нормам, приведенным в документе, начинать применять твердые реагенты надо при температуре воздуха ниже минус 2 градусов. В таких условиях рыхлый снег и снежный накат на дорогах должны обрабатываться хлоридами, карбамидами и нитратами из расчета 10–20 грамм (в зависимости от вещества) на квадратный метр дороги. По мере понижения температуры расход химикатов растет. При температуре минус 20 надлежит использовать до 60–80 грамм хлоридов на квадратный метр. На обледеневших участках расход химикатов может достигать 240 грамм реагента на квадратный метр. Жидких же реагентов требуется от 5 до 110 миллилитров на квадратный метр в зависимости от температуры. После срабатывания снег и остатки реагентов нужно убирать.

shadow В Москве же противогололедную обработку дорог регулирует документ департамента ЖКХ и благоустройства «Об утверждении технологии зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей». Его нормы превышают общероссийские зачастую в разы: так, средняя норма распределения твердых реагентов по документу составляет 42 грамма на квадратный метр, а комбинированных – 100.

По последним данным, в этом году для Москвы было закуплено 648 тысяч тонн реагентов, при этом площадь дорог в столице составляет 90 млн. квадратных метров. Следовательно, на каждый квадратный метр московских дорог пришлось по 7,2 кг карбонатов, хлоридов и формиатов. То есть в каждый из 90 зимних дней на улицы Москвы высыпалось и выливалось в среднем по 80 граммов реагента на квадратный метр. Если учесть, что средняя температура в каждом из зимних месяцев составила минус 1,7, минус 8,5 и минус 2,3 градуса соответственно, то получится, что расход реагентов в столице превысил общероссийскую норму в 3–4 раза.

Жителям столицы, чтобы узнать о перерасходе реагентов, не приходится прибегать к помощи калькулятора: достаточно посмотреть под ноги. Автор одной из множества петиций по этой теме на сайте democrator.ru Алексей Рязанцев жалуется, что реагентами в городе обрабатывают не только дороги, но почему-то и дворы с детскими площадками: «В результате зимних прогулок по Москве нижние полы одежды всегда в белых разводах, которые трудно отстирать, обувь достаточно быстро приходит в негодность. Реагенты, которыми посыпаны дворы, с обувью попадают в жилые помещения, что может представлять опасность для проживающих». «На расчищенный асфальт высыпаются тонны реагентов и соли. И это делается не только при морозе, но и при плюсовой температуре на сухой чистый асфальт», – сетует на том же сайте другая горожанка – Марина Косова.

Особое недовольство неразумный расход реагентов вызывает у владельцев собак. «Самое ужасное, что даже асфальт пропитан этой гадостью. У меня собаки после того, как пройдут по сухому асфальту, который был ранее посыпан, все равно лапы поджимают», – пишет пользователь одного из форумов. «Мою тщательно после каждой прогулки, все равно лапы шершавые стали», – вторит ему другой юзер.

За последние годы расход реагентов в Москве вырос в несколько раз, несмотря на то что зимы становятся все мягче. Первоначально сообщалось, что в Москву зимой 2013–2014 года закупят до 1 млн. тонн реагентов – такие данные привел в ноябре заммэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков. Как пояснил «НИ» его пресс-секретарь Игорь Пергаменщик, все неизрасходованные противогололедные материалы останутся на следующий год, а их качество оценивается высоко: «Москва убирается от снега очень хорошо. Лучше, чем какой-либо другой город в мире на той же географической широте. Отметим, что столичные власти уже планируют закупить еще 307 тысяч тонн реагентов на следующую зиму».

На федеральные автомобильные трассы, не подведомственные администрациям населенных пунктов, ежегодно тратится примерно одинаковое количество реагентов. Как рассказали «НИ» в Федеральном дорожном агентстве, зимой 2011–2012 года для шоссе страны заготовили 3,987 млн. тонн реагентов, спустя год – 3,896 млн. тонн, а в этом году – 4,022 млн. тонн. Причем расчетное количество реагентов определяется исходя из нерастраченного в прошлом году: до 15 июля подведомственные Росавтодору учреждения присылают сведения об остатках противогололедных материалов.

Активисты экологической организации Greenpeace с конца января собирают на своем сайте подписи под так называемым «зеленым письмом мэру Москвы», где просят учесть свои предложения к городской экологической стратегии развития до 2030 года (проект этого документа сейчас разрабатывается в мэрии). Одно из этих предложений – снизить объем использования противогололедных реагентов и запретить их применение во дворах. «Предупредить проблему всегда легче, чем решать: если наладить процесс уборки снега, то реагенты понадобятся только в экстремальных погодных условиях», – считают экологи. По мнению координатора токсической программы Greenpeace Рашида Алимова, для начала хорошо бы перейти на иные способы борьбы со скользкостью в пешеходных зонах. «Использовать соли во дворах – это неправильно. Лучше применять абразивные (фрикционные) материалы – мраморную и гранитную крошку», – пояснил «НИ» г-н Алимов.

А вот в Санкт-Петербурге, где за два первых месяца зимы израсходовали 78 тыс. тонн противогололедных смесей (или почти 1,5 кг на каждый квадратный метр дорог), факт излишней траты реагентов признали. Вице-губернатор города Владимир Лавленцев распорядился тратить меньше соли, вместо этого убирая снег и свозя его на снегоплавильные пункты. Правда, уже в середине февраля чиновник не без гордости заявил, что этой зимой городские службы потратили вдвое меньше реагентов, чем прошлой. Отметим, однако, что снежный покров в городе в этом году продержался совсем недолго. Вплоть до окончания новогодних каникул снега не было, а осадки, выпавшие во время январских морозов, бесследно исчезли уже в начале второй декады февраля.


В ГЕРМАНИИ ЗА КОНЦЕНТРАЦИЕЙ РЕАГЕНТОВ НА ДОРОГЕ СЛЕДЯТ СЕНСОРЫ
Рекордно теплая для Германии зима позволила коммунальным и дорожным службам внушительно сэкономить на антигололедных реагентах. Дни с минусовой температурой буквально можно было пересчитать по пальцам, а снег, выпав за зиму всего несколько раз, дольше двух-трех дней ни разу не держался. Обычно расход гравия, гранитной крошки, или гранулята, составляет не менее 150 граммов на квадратный метр дороги, а специальной дорожной соли (хлористого натрия, причем выпаренного и не имеющего вредных примесей) – от 5 до 40 граммов на квадратный метр. Жидкая химия в Германии в борьбе с гололедом из соображений экологической безопасности не используется в принципе. В нынешнюю же зиму запасы реагентов, предназначенных для борьбы с гололедом, по большей части были не тронуты. А ящики, в которых хозяева домов хранят гранитную крошку, чтобы посыпать ею обледеневшие дорожки, за зиму так ни разу и не открывались.
Однако Федеральный институт дорожного хозяйства изысканий по совершенствованию дорожных реагентов и альтернативных способов борьбы с обледенением автомагистралей не прекращал. Например, продолжалась дальнейшая разработка и совершенствование сенсоров для спецтехники с целью еще большего снижения расхода реагента. Такие приборы измеряют концентрацию антигололедных реагентов на поверхности дороги и регулируют их подачу. Велась также разработка оборудования, которое в недалеком будущем планируется монтировать в дорожное покрытие и с его помощью определять температуру замерзания влаги на поверхности дороги в зависимости от концентрации в ней реагента.
Адель КАЛИНИЧЕНКО, Мюнхен

В США ЭТОЙ ЗИМОЙ РЕАГЕНТЫ ПОСЫПАЛИ В РЕКОРДНЫХ КОЛИЧЕСТВАХ
Такой зимы, как нынешняя, в США не видели давно: резкие перепады температуры с тепла на морозы и обратно, не прекращавшиеся в феврале штормовые ветры, снегопады со льдом и образовавшие вдоль дорог снежные стены с человеческий рост. Сейчас в США подводят итоги использования «Roadsalt» («Дорожной соли») для очистки дорог от снежных завалов этой зимой. За двадцать лет использования вредоносность реагента была почти сведена на нет особыми химическими добавками. Изменилась также стратегия использования «Дорожной соли» в зимние сезоны. Теперь дороги посыпаются ею дважды: за несколько часов до начала снегопада и сразу же после.
В Чикаго, штат Иллинойс, например, в нынешний зимний сезон было закуплено285 тыс. тонн соли, и вся соль была израсходована. Зато движение транспорта не прекращалось одновременно со снегопадами в течение всей зимы. А администрация города Атланта, в котором обычно выпадает немного снега, собиралась и в нынешнюю зиму обойтись без соли для очистки дорог. Однако уже в первую зимнюю неделю завалы снега парализовали в Атланте движение транспорта. Машины застряли на дорогах на несколько дней.
Борис ВИНОКУР, Чикаго

Опубликовано в номере «НИ» от 25 февраля 2014 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: