Главная / Газета 17 Декабря 2013 г. 00:00 / Общество

Форменные элементы

Требования к внешнему виду учащихся во многих школах переходят грань разумного

КРИСТИНА КРУТИЛИНА

Завтра Госдума рассмотрит поправки в закон «Об образовании», касающиеся школьной формы. Вариантов законопроекта два: один предлагает установить одинаковую форму для всей страны, второй – оставить за регионами и муниципалитетами право самим вводить требования к внешнему виду учащихся. Школьную форму вернули в России с этого учебного года. Но требования Минобрнауки оказались расплывчатыми, и в результате в одних школах требования к форме учащихся перешли грань разумного, а в других разразились коррупционные скандалы, когда форму требовалось заказывать у определенного производителя по установленной им цене. Так, на минувшей неделе была уволена директор одной из гимназий в Псковской области, заключившая контракт на пошив формы с одним из ателье. Женщина собрала с родителей 400 тыс. рублей, а дети в итоге остались и без денег, и без формы.

Фото: THINKSTOCK/FOTOBANK
Фото: THINKSTOCK/FOTOBANK
shadow
В московской гимназии № 1257 введение школьной формы привело к запрету носить даже классические костюмы отличных от черного цветов и водолазки пастельного цвета. Об этом говорится в жалобе родителей учащихся, направленной на открытую в конце ноября «горячую линию» Общественной палаты РФ по вопросам школьной формы. Родители утверждают, что подобные ограничения ввела лично директор, а в уставе гимназии об этом ничего не сказано.

На сайте гимназии опубликовано подробное, на четырех листах, «Положение о школьной форме и внешнем виде учащихся». Документ запрещает «одежду бельевого стиля», «декольтированные блузки», «одежду из кожи», «сильно облегающие (обтягивающие) фигуру брюки, платья, юбки», «обувь и одежду в стиле «кантри» (казаки и рубашка в крупную клетку)», «маникюр ярких тонов», «макияж с использованием насыщенных цветов». Также подробно прописан внешний вид рубашек: на них допускается мелкая полоска, но «не более чем одного цвета (отличного от основного цвета рубашки)», а спортивная форма включает белую футболку без рисунка «либо с рисунком, не превышающим 10% от площади футболки». Однако пастельный цвет рубашек и блузок допускается, а костюмы могут быть черного, синего или серого цветов.

Директор гимназии № 1257 Людмила Григорьева в беседе с «НИ» заверила, что масштабных конфликтов из-за школьной формы в учебном заведении нет, а серьезных последствий для учеников нарушение этих правил не несет: «Школьная форма – понятие растяжимое. У нас обязательна жилетка, а все остальное – вариативно в рамках устава. В начальной школе с формой проблем не возникает, с парнями тоже редко спорим, а вот с девушками – случается. Мы за форму с уроков не выгоняем, проводим беседы – на следующий день дети обычно переодеваются».

Школьную форму ввели в России с нынешнего учебного года. Задумывалось это как средство против проявления социального неравенства и религиозных различий. Однако вместо сглаживания напряжений во многих школах получили их эскалацию. Учителя стали требовать от учеников стричься по линейке, а уроки начинались с высчитывания того, какой процент площади занимает рисунок на кофте. Родителей возмутило соотношение цены и качества школьной одежды, а школьников – внешний вид формы, которую им предстояло носить круглый год вне зависимости от сезона. Тем временем социальные и межкультурные конфликты никуда не исчезли: в конце ноября в читинской школе № 32 семь учениц отказались посещать занятия после запрета приходить в школу в хиджабах.

В Омской области для устранения нелепых требований со стороны администрации школ потребовалось вмешательство прокуратуры. Как показали проверки, в некоторых школах области администрация предписывала, что девочки с длинными волосами должны носить косички, а «носящие волосы средней длины, должны прибирать их заколками», при этом волосы у всех учеников должны быть «аккуратно уложены», а челка не должна прикрывать глаза. Кроме парикмахерских запретов, школы обязывали девочек использовать дезодоранты исключительно «с легким и нейтральным запахом», а ногти красить только бесцветным лаком. Прокуратура установила, что эти требования были приняты на педсоветах без участия родителей школьников, что также является нарушением.

Часто конфликты разгораются между руководством школы и отдельными учащимися. Так, родители семиклассника Роберта Зотова из школы № 55 в Набережных Челнах (Татарстан) обвиняют директора школы в придирках к внешнему виду их сына. Как сообщила «НИ» мама Роберта, у школьника обычная модельная стрижка, но директор говорит, что такие модельные стрижки развращают детей и могут привести к гомосексуализму или к смене пола в будущем: «Директор утверждает, что длина волос ученика не соответствует уставу, и требует, чтобы Роберт подстригся «под канадку» или «полубокс», считая эти стрижки единственно правильными. Говорит, уши должны быть открыты. В противном случае обещал сделать дальнейшее обучение в школе проблемным для сына». Придирки привели к тому, что мальчик отказался ходить в школу. После этого родители Роберта обратились в городское управление образования, которое начало в школе проверку.

К введению школьной формы власти побудил конфликт в школе № 12 села Кара-Тюбе Ставропольского края в октябре прошлого года. После того как ученицам этой школы запретили посещать занятия в хиджабах, их родители при поддержке муфтия региона обратились в прокуратуру, так как посчитали, что решение директора нарушает права детей на доступность образования и свободу вероисповедания для их детей. Конфликт вызвал широкий резонанс, и министр образования и науки Дмитрий Ливанов был вынужден высказать официальную позицию: «Независимо от культурных и религиозных традиций семей дети должны приходить в школу в светской одежде. Уставом школы могут быть установлены единые требования к внешнему виду учащихся».

В марте нынешнего года с предложением ввести единую школьную форму как средство для сглаживания социальных и религиозных различий между детьми выступил Владимир Путин. Президент также заявил, что пошив школьной формы – хороший способ обеспечить заказом отечественных производителей. В апреле Минобрнауки разослало в региональные департаменты образования письмо с перечнем общих требований к внешнему виду школьников, отметив, что конкретные требования к школьной форме остаются на усмотрение администрации школы. В письме Минобрнауки лишь уточнялось, что одежда школьников должна соответствовать деловому стилю и светскому характеру, и при этом в одежде запрещено использовать символику асоциальных неформальных молодежных объединений и символику, пропагандирующую психоактивные вещества и противоправное поведение. Вид, цвет и фасон одежды должны быть согласованы с родителями школьников на школьном совете с учетом материального положения малоимущих и многодетных семей.

Исследование ВЦИОМа, проведенное накануне 1 сентября, показало, что 2/3 (66%) россиян введение школьной формы поддерживают. Средняя цена, которую респонденты готовы заплатить за комплект одежды, – 3,5 тыс. рублей. Социальное равенство, дисциплина и эстетичный вид – вот основные доводы приверженцев школьной формы. Их противники, в свою очередь, считают, что введение формы повлечет за собой лишние расходы и потерю детьми индивидуальности.

Фото: THINKSTOCK/FOTOBANK
shadow Однако до сих пор форма появилась далеко не во всех школах. На прошлой неделе из-за скандала с пошивом школьной формы в Псковской области после 16 лет работы была уволена директор Печорской лингвистической гимназии. Еще в мае родители учеников отдали в местное ателье 400 тыс. рублей на пошив формы. Перед началом учебного года хозяин ателье Михаил Трофимов заявил администрации школы, что форму пошить они не успели и деньги вернуть он тоже не может. Родители школьников прождали всю осень, но форму так и не получили. Хотя ателье таким же образом «раздело» еще две школы, в гимназии ответственность возложили на директора. Господин Трофимов же во всем винит Турцию – именно там, по его словам, он заказывал ткань для формы, но поставщик изменил условия контракта, и сделка сорвалась.

«Небольшие предприятия часто не способны исполнить подобный заказ, а директора школ, в свою очередь, не могут самостоятельно проверить их возможности – ведь у них нет опыта заключения договоров. Как они могут знать, сколько времени требуется на пошив, из какого материала должны быть изделия, какова их реальная стоимость? Предприниматели могут заказывать изделия в Китае, Бангладеш или Вьетнаме, а потом перепродавать их с наценкой, иногда даже перемаркируя изделия как якобы сделанные в России», – говорит «НИ» президент Национального союза производителей школьной формы Евгений Томак.

Национальный союз производителей школьной формы в ноябре провел исследование при поддержке Научного центра здоровья детей РАМН, в соответствии с которым 80% изделий, продаваемых как школьная форма, не соответствуют требованиям Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков». Тестовые закупки были проведены в 57 торговых точках в 14 регионах страны: в Брянской, Владимирской, Курской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Псковской областях и Краснодарском крае.

Г-н Томак уверен, что для того чтобы школьники могли получить форму хорошего качества по приемлемой цене, необходимо законодательно определить само понятие «школьная форма»: «Как только форма получит юридическое определение и станет соответствующим товаром, появится возможность законодательно ограничить торговую наценку, а это снизит цену для конечного потребителя. Также целесообразно ввести систему, аналогичную системе обеспечения школьников учебниками, – на федеральном уровне определить предприятия, допускаемые к производству формы на основании соответствия утвержденным критериям».

В среду Госдума рассмотрит поправки в закон «Об образовании», устанавливающие требования к школьной форме. В Госдуму внесено два варианта законопроекта. Один, от «Единой России», рекомендован к принятию и предписывает региональным властям установить обобщенные требования к одежде школьников, а модели, цвета и фасоны оставить на уровне школ. Второй, внесенный ЛДПР, законопроект предлагает ввести единую школьную форму для всей страны, как было в советское время. Его думский комитет по образованию рекомендует отклонить. Рекомендуемые к принятию поправки, по сути, не меняют ничего, и в Госдуме это признают, утверждая, что лишь «упорядочивают процесс».

Следует предусмотреть несколько вариантов комплектов одежды примерно одной ценовой категории, чтобы школьникам и родителям было из чего выбирать, а детям из малоимущих семей – выдавать форму за счет бюджета, говорит «НИ» председатель фонда «Право ребенка» Борис Альтшулер: «Финансовое неравенство детей сразу становится заметно в классе, поэтому хотя бы во избежание конфликтов из-за социальной разницы школьную форму вводить надо. Но я говорю только об одежде. Прописывать форму стрижки или цвет лака для ногтей – глупость».


ПРАВО АМЕРИКАНСКИХ ШКОЛЬНИЦ НА ДЖИНСЫ И ТУФЛИ НА КАБЛУКАХ ОХРАНЯЕТСЯ ЗАКОНОМ
В США насчитывается 135 тыс. школ, и только в 23% из них, по данным федерального департамента образования, введена школьная форма. Конкретные образцы одежды утверждает администрация школы перед началом каждого учебного года. При этом руководство школ ограничено законами штатов, которые по всей стране идентичны. Эти законы позволяют учащимся при уважительных обстоятельствах приходить в школу без формы, а также предоставляют школьникам возможность носить одежду любого цвета и фасона на свой вкус. Чикагский адвокат Адам Сандер поясняет «НИ», что нельзя, к примеру, запретить школьницам носить брюки, джинсы или ходить на высоких каблуках – это было бы нарушением гражданских прав. Кроме того, администрация школ должна учитывать климатические особенности и финансовые возможности родителей.
Борис ВИНОКУР, Чикаго

НЕМЕЦКИМ ШКОЛЬНИКАМ РАЗРЕШАЮТ ПРИХОДИТЬ НА ЗАНЯТИЯ В ФУТБОЛКАХ ПОВЕРХ СВИТЕРОВ
Школьная форма для Германии – явление исключительное, так как, по мнению немцев, государство не имеет права принуждать приобретать и носить форму. Носят школьную форму, как правило, только учащиеся очень дорогих частных школ, а в комплект школьной одежды входят обычно несколько вариантов юбок, свитеров, шорт, брюк, курточек и пиджаков. Такой выбор существует для того, чтобы одно и то же облачение не надоедало и всегда существовала возможность что-то менять и разнообразить. К тому же в частных школах, в которых школьная форма обязательна, нет никакого четко прописанного регламента ее ношения. В большинстве случаев необходимо, чтобы просто на ребенке было хоть что-то с символикой школы или чтобы одежда была выдержана в «фирменных» школьных цветах. Это может быть даже футболка поверх домашнего свитера. Фирменные знаки школы, объединяющие учащихся в некое братство, – это в первую очередь предмет гордости за принадлежность именно к этому учебному заведению. Но гордость – «дело добровольное»: не хочешь, не гордись. И если ребенок приходит в школу в чем-то «домашнем», никто не станет его за это отчитывать или ставить на вид родителям.
Адель КАЛИНИЧЕНКО, Мюнхен

Опубликовано в номере «НИ» от 17 декабря 2013 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: