Главная / Газета 12 Декабря 2013 г. 00:00 / Общество

Дороги привлекают бизнес

ЕЛЕНА МОТОРИНА

Дорожный комплекс Российской Федерации сегодня динамично развивается. Поставленные федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010–2020 гг.)» задачи выполняются в срок, а в некоторых случаях удается добиться и большего. При строительстве и содержании дорог используются новейшие методики и материалы. Все, что предпринимается сегодня в сфере дорожного хозяйства, так или иначе отвечает одной глобальной задаче – вывести качество российских дорог на соответствие их нормативному состоянию и высокому европейскому уровню.

shadow
Однако, несмотря на все государственные инвестиции в дорожную инфраструктуру и все имеющиеся на сегодня финансовые источники, полный объем необходимых ежегодных расходов полностью удовлетворить не удается. В России затраты на дорожную отрасль в структуре ВВП составляют всего 1%, тогда как в Европе данные колеблются на уровне 3%, а в Китае – около 6%. Сознавая необходимость в поиске дополнительных средств-инвестиций, Росавтодор обратил свое внимание на уже признанную мировую практику государственно-частного партнерства (ГЧП).

Такая форма взаимодействия власти и бизнеса предполагает заключение соответствующего соглашения, в том числе концессионного, на принципах контракта жизненного цикла. В рамках него концессионер осуществляет проектирование, строительство, финансирование и эксплуатацию создаваемой в рамках концессионного соглашения дорожной инфраструктуры. Пользование таким объектом в концессионном соглашении по принципу контракта жизненного цикла осуществляется без внесения платы пользователями объекта, а государство осуществляет в пользу концессионера выплату эксплуатационных платежей согласно условиям, зафиксированным в концессионном соглашении.

«Ключевые инструменты реализации государственно-частного партнерства – это использование концессии с прямым сбором платы и концессии с эксплуатационными платежами, – пояснил руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт. – Проекты, реализуемые Федеральным дорожным агентством, предусматривают концессии с эксплуатационными платежами. А в целом главные направления применения ГЧП в дорожной отрасли мы видим в строительстве новых и реконструкции существующих участков федеральных трасс, а также в приведении федеральной дорожной сети к стопроцентному нормативному состоянию».

Тема развития сотрудничества между государством и бизнесом в этом направлении стала одной из горячих тем дискуссии участников круглого стола «Инвестиции в дорожную отрасль» VII международного форума «Транспорт России», который проходил 5–7 декабря 2013 года в комплексе «Гостиный двор» города Москвы. Ведущие эксперты дорожного хозяйства, финансовые организации, представители Минтранса России и Росавтодора, иных органов государственной власти, а также бизнес-структур, заинтересованных в реализации ГЧП-проектов, собрались на одной площадке для обсуждения возможностей привлечения дополнительных средств в развитие дорожно-транспортного комплекса нашей страны.

Глава Росавтодора Роман Старовойт, выступая перед коллегами, рассказал участникам круглого стола о старте двух наиболее крупных проектов, реализуемых дорожным ведомством с использованием механизмов государственно-частного партнерства. Это так называемый проект «12-тонников» (создание и эксплуатация системы взимания платы с большегрузных автомобилей массой свыше 12 тонн, наносящих ущерб федеральным дорогам) и строительство с последующей эксплуатацией автодорожного мостового перехода через реку Лену в районе города Якутска. Реализация этих проектов основана на принципе «контракта жизненного цикла», при котором государство получает готовый, качественно выполненный объект, а инвестор помимо долгосрочного контракта может заработать на многолетней эксплуатации.

Опубликовано в номере «НИ» от 12 декабря 2013 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: