Главная / Газета 29 Ноября 2013 г. 00:00 / Общество

Опасная связь

Невнимательное использование мобильного Интернета оборачивается значительными тратами

Диана ЕВДОКИМОВА

Управление федеральной антимонопольной службы по Ростовской области возбудило дело в отношении ОАО «МегаФон» и провайдера платного контента ООО «ТОТ МАНИ» за навязывание платных услуг. Основанием для дела стал иск абонента, потерявшего на подобной услуге 5 тыс. рублей. Примечательно то, что в последнее время граждане все чаще подключаются к различным платным подпискам без своего ведома. Добиться возврата денег практически невозможно – операторы связи во всем винят невнимательность абонента.

shadow
Со счета пострадавшего ростовчанина в течение 8 месяцев списывали деньги за платный доступ к одному из сайтов, причем доступ был подключен без его согласия. Абонент получил от имени MegaFonPro с номера 5051 SMS-сообщение с кодом активации подписки и с дополнительной информацией о подключении услуги «Персональный гороскоп». Проверка установила, что свой номер абонент на сайте не вводил, равно как и полученный по SMS код подписки. В действиях оператора нашли явные признаки нарушения п. 1 ч. 4 ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции».

В последнее время набирает новые обороты старый тип мошенничества, когда людей без их согласия подписывают на платные рассылки или заставляют оплатить скачанный контент. И если в одних случаях абоненты действительно нажимают кнопку «скачать», а потом сразу получают SMS с уведомлением, хотя не вводили своего номера на сайте, то в других платная подписка появляется даже тогда, когда человек вообще не пользуется сим-картой. Отметим, что данные проблемы возникают именно у пользователей мобильного, а не проводного Интернета.

Так, москвичка Татьяна Чернобровкина в начале ноября заметила, что со счета ее сим-карты регулярно исчезают деньги: 20 рублей в день. «Я часто пользуюсь Интернетом на планшете, но на подписку не соглашалась, никаких оповещений не было», – рассказала «НИ» Татьяна. Тем не менее 200 рублей пропали. «Я позвонила в «МегаФон». Сказали, что была какая-то подписка. Доказать, что ты не верблюд, в такой ситуации очень сложно», – жалуется девушка.

А жительницу Оренбургской области Екатерину Василевскую 18 ноября в очередной раз подключили к платной подписке. Девушка пользуется «МегаФоном», имеет два модема и одну сим-карту для звонков. С платными подписками пришлось бороться на всех трех номерах, и не по разу. «Мобильным Интернетом пользуюсь редко. Был разве один раз, когда перешла в «Одноклассниках» по ссылке на рецепт, но там не сообщалось, платно это или нет», – рассказала «НИ» г-жа Василевская. Каждый день с ее счета снимали по 20 рублей. Оператор сообщал о подписке на платный сайт, отключал ее, но деньги не возвращал.

Абонент «Билайн» Андрей Сергеев схожим образом терял деньги около года. «Раньше не отслеживал, так как активно пользовался этим номером. Позвонив в службу поддержки, выяснил, что у меня имеется подписка на развлекательные услуги на номер 9105 за 20 рублей в сутки, хотя я на нее не подписывался», – рассказал «НИ» г-н Сергеев. Мужчину заверили, что деньги больше списываться не будут, но все повторилось. «Позвонил второй раз, меня опять «отключили». Списания продолжались. Пришлось звонить в третий раз, и опять обманули. И каждый раз списывали 45 рублей за отключение услуг через оператора. Деньги уходили, пока я сам не зашел в личный кабинет и не отключил подписку», – рассказывает мужчина.

С мошенничеством сталкиваются и абоненты МТС. Так, около 600 рублей потерял Михаил Перцев из Нижнего Новгорода. «Телефон при включении предложил установить базовые программы. Затем стали исчезать деньги со счета. Я посмотрел детализацию расходов и увидел SMS на короткие номера, про которые знать не знаю», – рассказал «НИ» мужчина. Тогда он обратился в службу поддержки МТС: «Они не ушли от проблемы: все объяснили, извинились, вернули часть средств на счет и запретили контент. Исчезновение средств прекратилось».

Около 400 рублей потеряла и московская студентка Анастасия Иванова, когда попыталась скачать программу для редактирования документов на телефон. «После нажатия кнопки «скачать» мне пришла непонятная SMS, а каждый день в определенное время начали снимать деньги. Я позвонила в МТС. Деньги не вернули, сказали, что сама виновата, но отключили эти сервисы, поставив на них блокировку», – рассказала «НИ» девушка.

На днях при попытке скачать книгу с помощью мобильного Интернета от «Мегафон», потерял деньги и сотрудник «НИ». Он нажал кнопку «скачать», после чего пришла SMS с короткого номера 4832 с паролем и логином на доступ к сайту. Со счета же исчезло 20 рублей. Услугу удалось отключить в тот же день с помощью службы поддержки оператора.

«В описанных случаях речь, скорее всего, идет о медиаконтенте, который есть в Интернете. Медиаконтент – продукция контент-провайдеров. Они обязаны информировать желающих скачать контент о его стоимости. Скачивание через мобильный Интернет не требует ввода номера мобильного телефона», – сказала «НИ» пресс-секретарь ОАО «ВымпелКом» (сотовый оператор «Билайн») Анна Айбашева.

Она описала схему подтверждения на получение платного контента. После нажатия кнопки, указывающей на выбор файла, абонент перенаправляется на специализированную страницу (Landing Page), где предоставляется информация о номере телефона, стоимости услуги и правилах ее оказания. Для подтверждения желания получить доступ надо нажать кнопку «ОК». Контент становится доступен, приходит SMS о подключении услуги. «Не всегда, к сожалению, абоненты читают информацию о стоимости услуги и, нажимая кнопку «ОК», не всегда понимают, что заказали платный контент. В нашей компании ведется работа по повышению информированности абонентов, желающих воспользоваться подобными услугами: информация на кнопке «ОК» будет заменена на «Получить доступ, 20 руб./сутки». У нас также действует бесплатная услуга «Черно-белые списки», подключив которую, абонент не сможет воспользоваться услугами подписок», – объяснила г-жа Айбашева. Она отметила, что если услуги контент-провайдером оказаны не были, деньги возвращают.

В «МегаФоне» на запрос «НИ» не ответили, хотя на этого оператора в Интернете больше всего подобных жалоб. К моменту подписания номера в печать мы также не дождались ответа от МТС.

Избежать различных подписок можно, не заходя с телефона на подозрительные сайты, просмотр которых может быть платным, ничего там не скачивать и никогда не указывать свой номер. Однако, как показывает практика, и это не панацея.

«Проблема с такими подписками существует», – сказал «НИ» председатель Общества защиты прав потребителей услуг связи и инфокоммуникаций Алексей Самохвалов. По его словам, такие авантюры быстро приобретают массовый характер. «Если Роскомнадзор будет заниматься защитой прав потребителей, отслеживать эти мошенничества, то можно защитить от них российских граждан, которые являются потребителями услуг связи. Даже если госорган примет минимальные административные меры, это остановит мошенников. Но пока никто этого не делает», – отмечает эксперт.

«Если деньги пропадают, надо звонить оператору, возможно, придется дойти до салона связи и написать претензию. Деньги тогда возвращают в большинстве случаев», – посоветовал в разговоре с «НИ» аналитик рынка мобильной связи Эльдар Муртазин, добавив, что проблема достаточно массовая, но операторы с ней борются. «Есть услуга Advice of charge, которая информирует абонента о стоимости услуги до списания средств и спрашивает его согласие. Но, как правило, операторы стараются ее не включать, поскольку теряют на этом деньги», – сообщил эксперт.

Опубликовано в номере «НИ» от 29 ноября 2013 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: