Главная / Газета 6 Ноября 2013 г. 00:00 / Общество

Нормы замедленного действия

Чиновники и перевозчики оказались не готовы к новым правилам обучения и проверки автомобилистов

АННА АЛЕКСЕЕВА

Вчера вступила в силу большая часть поправок к закону «О безопасности дорожного движения», которые были приняты в мае этого года и касаются обучения и сдачи экзаменов для автомобилистов и водителей общественного транспорта. Помимо водительских прав на мопеды и скутеры, а также разрешения сдавать экзамен в ГИБДД на автоматической коробке передач поправки вводят запрет работать на общественном транспорте для иностранных водителей без российских удостоверений. Однако действуют они пока лишь формально: образовательные программы и тестовые задания, соответствующие новым нормам, до сих пор не разработаны. А положение о российских правах для мигрантов уже вызвало трудности в работе транспорта в некоторых городах: не зная, что с получением российских прав можно повременить до мая, предприятия общественного транспорта срочно принялись снимать с маршрутов водителей-мигрантов.

Чтобы обзавестись российскими водительскими правами, у водителей-приезжих есть еще полгода.<br>Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
Чтобы обзавестись российскими водительскими правами, у водителей-приезжих есть еще полгода.
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
shadow
Утром 5 ноября многие жители Екатеринбурга опоздали на работу из-за сбоя в работе общественного транспорта. «Приходишь на остановку в 6.50, а там народу, как на площади в День города. Никто ничего не объясняет», – пишет пользователь одного из городских интернет-порталов Екатеринбурга. «Простояли час на остановке, 012 и 019 так и не появились», – рапортует другой юзер. «37 маршрут не ходит», «64 ждал 30 минут, так и не пришел, уехал на муниципальном 31 автобусе», – сетуют посетители городских форумов. Похожие проблемы возникли и у петербуржцев, и у жителей Уфы.

Выяснилось, что затруднения были связаны с нерасторопностью большинства коммерческих перевозчиков: те не успели отправить водителей-иностранцев в автошколы. Освобожденными от работы во вторник оказались 80% екатеринбургских водителей, объяснил региональному информагентству руководитель одного из крупных городских перевозчиков Алексей Ерков. Глава администрации города Александр Якоб на пресс-конференции заверил, что возникшие проблемы будут решаться посредством муниципального транспорта (а мигранты в основном работают на коммерческом).

В Петропавловске-Камчатском же на линию вышли лишь около 30% автобусов: «Из 250 автобусов организованных и неорганизованных автоперевозчиков на линии во вторник вышли только 70. Многие горожане в связи с этим опоздали на работу», – заявили в мэрии города. Краевое управление ГИБДД сообщило, что «из 162 человек, пожелавших получить российское водительское удостоверение для работы на автобусе, экзамен сдал только 21».

Казус в том, что вообще-то с получением российских прав приезжие водители могут подождать еще полгода. Как сообщается на сайте ГИБДД, официальный документ, подтверждающий отсрочку, был опубликован 3 ноября, а подписан – всего днем раньше. «Данным законом, в частности, на полгода (до 9 мая 2014 года) отсрочено введение запрета на работу в качестве водителей лиц с иностранными водительскими удостоверениями», – говорится в сообщении ведомства, с которым, вероятно, большинство руководителей транспортных предприятий ознакомиться не успели.

Напомним, в соответствии с поправками, принятыми 7 мая этого года, к должности водителя общественного транспорта будут допускаться только лица, имеющие российское национальное водительское удостоверение. Иностранцам необходимо будет сдать экзамен в ГИБДД в упрощенном порядке, исключающем практическую часть. Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин в беседе с «НИ» полагает, что и практику вождения с иностранных водителей спрашивать стоило бы: «Правила дорожного движения одинаковы везде, а вот условия дорожной обстановки могут различаться».

Контроль над выполнением запрета ложится на плечи работодателей. Нерадивых начальников в соответствии со статьей 12.32.1 КоАП будут штрафовать на 50 тысяч рублей.

Также с 5 ноября для управления мопедами и легкими квадроциклами вводится новая категория водительских прав – «М». Получить водительское удостоверение на этот вид транспорта теперь можно только с 16 лет. Однако если у гражданина уже есть водительские права любой другой категории, сдавать экзамены на право управления мопедом или квадроциклом не нужно.

Кроме того, законом введены новые подкатегории: «A1» (маломощные мотоциклы с объемом двигателя до 125 кубических см.), «В1» (трициклы и квадроциклы), «C1» (грузовики массой от 3,5 до 7,5 тонны), «D1» (автобусы от 9 до 16 посадочных мест, помимо водительского), «C1E» и «D1E» (предоставляют возможность управлять транспортными средствами категорий «С1» и «D1» с прицепами массой свыше 750 кг). «Обязательного обмена водительских удостоверений закон не предусматривает. Заменять водительское удостоверение необходимо будет только тогда, когда истечет срок его действия. При этом все открытые в водительских удостоверениях категории сохранятся», – уточняют в Госавтоинспекции.

Начинающим водителям отныне можно будет сдавать экзамены на права на автомобилях с автоматической коробкой передач. В таком случае в графе «ограничения» появится отметка «АТ». Если в будущем водители захотят пересесть на «механику», необходимо будет сдать практический экзамен на соответствующем авто. Еще одним нововведением стало исключение действовавшей ранее нормы, разрешающей допуск к экзаменам после самостоятельной подготовки (экстерн).

Как и в случае с водителями-мигрантами, вступление поправок в силу вовсе не означает, что уже сегодня нужно руководствоваться нововведениями: в настоящее время новые программы обучения и тестирования автомобилистов еще не созданы. Их разработкой занимается Министерство образования. Соответствующие программы обещают подготовить в декабре, и только после их утверждения автошколы смогут получить лицензии на подготовку водителей.

Новые правила не начали работать вовремя из-за отсутствия ведомственных регламентов, которые не успели разработать законодательные аппараты ведомств. В этом убежден в беседе с «НИ» директор Национального общественного центра безопасности движения Сергей Канаев: «Законодатели не успевают за популистскими решениями наших горе-депутатов. Администрация говорит: есть волевое решение партии, вам нужно принимать закон. Но выполнение этих законов остается невозможным, потому что нет никаких подзаконных актов».

Новые правила не сделают российские дороги безопаснее, считает Виктор Похмелкин. «У нас очень легко обходят все эти запреты и ограничения. Часто и российские граждане права получают без всяких экзаменов, не сдавая не только вождение, но и теорию. Тем более водители-мигранты обойдут это требование. В условиях тотальной коррупции вводить подобного рода ограничения и запреты – значит только коррупцию множить», – заявил «НИ» глава Движения автомобилистов России.

Опубликовано в номере «НИ» от 6 ноября 2013 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: