Главная / Газета 6 Сентября 2013 г. 00:00 / Общество

«Килограмм груза на космическом лифте можно будет отправить на орбиту за 100 рублей»

Профессор-математик Юрий Садов

Евгений АРХИПОВ

Сегодня отправка килограмма груза на земную орбиту обходится в среднем в 20 тыс. долларов. Профессор Института прикладной математики им. М.В. Келдыша Российской академии наук Юрий Садов утверждает, что с помощью космического лифта то же самое можно сделать в тысячи раз дешевле. Лифт, как рассказал ученый в интервью «Новым Известиям», будет представлять собой сверхпрочный трос толщиной в микрон и длиной в десятки тысяч километров, удерживаемый над Землей благодаря силам гравитации. Если околоземный опыт окажется успешным, то космический лифт может быть использован и для будущей колонизации человеком Марса.

– Юрий Евгеньевич, насколько реально создание космического лифта?

– Трудности есть, но нужно работать. Космический лифт очень привлекателен и выручает космонавтику, переживающую сейчас трудные времена. Возьмем доставку грузов, экипажа, которые даются с трудом. Во времена моей молодости, когда работал Сергей Королев, говорили, что вот, мол, сейчас мы запустили первый спутник, поставили их запуски на поток, а через 20–30 лет будем летать в космос по профсоюзным путевкам! Этого не случилось. И не только из-за технических сложностей, а в большей степени из-за дороговизны. Вывести на орбиту один килограмм груза обходится сегодня в 20 тысяч долларов.

– Почему так дорого?

– Для вывода одного килограмма груза ракета должна везти 100 килограммов топлива, без которых она не взлетит! А космический лифт – это всего лишь трос, который не требует топлива для передачи груза. Нужна только энергия – 15 киловатт-часов для поднятия одного килограмма груза на стационарную орбиту, примерно на 30 тысяч километров. И стоить нам это будет 100 рублей! Разница есть?

– Как эта конструкция должна выглядеть?

– Конструкция космического лифта проста: тоненький трос или лента сантиметровой ширины и микронной толщины, которую необходимо вывести на геостационарную орбиту, спустить один конец на Землю и закрепить его. Длина троса должна быть не меньше 36 тысяч километров. Земля вращается, и трос тоже вращается, нижние участки троса движутся медленнее, а дальние – с очень высокой скоростью.

– А что на том конце троса, который в космосе?

– Другой конец под действием центробежной силы удерживается в космосе. Нужна масса, например, станция, где центробежная сила создаст искусственную гравитацию. Правда, ходить мы там будем вниз головой. Вдоль троса также можно создавать станции для проведения исследований, развивать инфраструктуру: заправочные станции, производственные площадки, ремонтные базы, научные станции! Второе устройство – подъемник, на котором располагается антенна, принимающая излучение и перерабатывающая это излучение в электричество. Это ответ на вопрос, откуда мы возьмем энергию.

– Где лучше строить космический лифт?

– Конечно, на экваторе, так как в других местах трос будет изогнут, и это сложнее для подъемника.

– Чего не хватает для реализации проекта?

– Интереса к идее. В 1952 году Сергей Королев написал записку Сталину, что нужно создавать ракеты, созвали совещание. С космическим лифтом будет примерно то же самое. Многие ученые называют космический лифт отдаленным будущим. Но неотложных дел всегда много. А когда окажется, что лифт необходим, то выяснится, что мы не можем ничего сделать, потому что не готовились. Нужно создавать новую отрасль: производство нанотрубок, конструкторская работа, энергетика. Какие-то решения есть: например, сделать два подъемника, движущиеся вверх и вниз. Движущийся вниз подъемник сам может производить энергию, а мы будем использовать ее для подъема второй кабины.

Опубликовано в номере «НИ» от 6 сентября 2013 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: