Главная / Газета 2 Сентября 2013 г. 00:00 / Общество

Наука и жизнь

Обновленный закон «Об образовании» не оправдает возложенных на него надежд, уверены эксперты

ДИАНА ЕВДОКИМОВА

Со вчерашнего дня в России упразднены колледжи и ПТУ, дававшие начальное профобразование, вузы больше не выпускают специалистов, воспитанники детсадов занимаются по образовательному стандарту, а школьники могут рассчитывать на индивидуальный график обучения. Таковы нормы обновленного закона «Об образовании в РФ», который накануне вступил в силу. Авторы закона и представители Министерства образования и науки говорят, что документ решит многие проблемы современного просвещения. Эксперты «НИ» не так оптимистичны в своих оценках, полагая, что документ в нынешней редакции «ударит» прежде всего по небольшим сельским школам и должен быть доработан.

Новый закон заменит сразу два документа – «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». «Документ объединил все лучшие образовательные практики. Мы готовы к переходу на работу в условиях нового закона и уверены, что он будет на благо и ученикам, и учителям, и обществу в целом», – заявила на пресс-конференции в пятницу первый заместитель министра образования и науки Наталья Третьяк.

Отныне дошкольное образование будет регулироваться федеральным государственным образовательным стандартом, утвержденным в прошлый четверг. «Стандарт фактически исправляет те перегибы, которые сложились в ряде учреждений дошкольного образования, – подмену детского сада начальной школой. Задача детского сада – не научить ребенка писать, читать, считать, а так подготовить его к школе, чтобы он хотел учиться, имел реальные возможности социализации в иных условиях», – отметила Наталья Третьяк. При этом любую итоговую аттестацию для дошкольников стандарт запрещает.

С введением нового закона исчезают училища и колледжи, которые давали начальное профобразование, а средние учебные заведения больше не делятся на общеобразовательные школы, лицеи, гимназии и прочие. «Зачастую такое деление ограничивало учреждения в выборе образовательных программ. Например, лицеи не могли реализовывать программы с углубленной гуманитарной дисциплиной или программы для детей с проблемами здоровья». Кроме того, каждый ребенок будет прикреплен к школе неподалеку от его места жительства. Финансироваться школы и вузы будут исходя из количества учащихся.

Впервые в законе появился принцип сетевой реализации образовательных программ. Это значит, что ребенок может обучаться одновременно в нескольких образовательных организациях. «Особенно это актуально для ребят, которые проявляют способности в области искусства, спорта или профессионального образования», – заявила Наталья Третьяк. Теперь каждый учащийся имеет право на индивидуальный учебный график, который может быть полезен и детям с ограниченными возможностями. Впервые появилась в законодательстве и дистанционная форма школьного обучения, а также понятие «инклюзивного образования», подразумевающего совместное обучение здоровых детей и детей-инвалидов.

Власти ожидают, что система образования станет более прозрачной и открытой. Каждое образовательное учреждение должно размещать на своем сайте определенную информацию. Она будет доступна как родителям, так и различным проверяющим органам. Вторым теперь не придется направлять запросы, а надо будет просто брать информацию с сайта. Предполагается, что электронный документооборот сократит бюрократию.

Впервые на законодательном уровне признается особенный статус педагога и введена финансовая гарантия уровня оплаты его труда. «Она должна быть не ниже средней заработной платы по промышленности в каждом регионе», – отметила Наталья Третьяк. Однако и требования к педагогам повышаются. Например, с апреля ведется разработка федерального профессионального стандарта педагогических работников.

Изменения коснулись и высшего образования. Обязательной отныне является «ступенчатая» болонская система образования, когда студенты заканчивают бакалавриат, а затем, при желании, поступают в магистратуру. Аспирантура становится третьим уровнем высшего образования. Сокращен список льготников при поступлении в вузы: дети-инвалиды принимаются в пределах квот (10%), а дети-сироты будут поступать по общему конкурсу (правда, им гарантируется бесплатное зачисление на подготовительные курсы). «Конституция предполагает получение высшего образования на конкурсной основе. Не все ребята, которых принимали без конкурса, были готовы к освоению образовательной программы. В итоге они отчислялись с первого-второго курса», – объяснила Наталья Третьяк.

Из закона также исчезло ограничение, которое ранее не позволяло взимать со студентов более 5% от стипендии за место в общежитии. Как ранее писали «НИ», вузы по всей стране уже этим воспользовались и повысили оплату за проживание. «Мы мониторим ситуацию с вопросами платы за общежития. Если у вас есть какие-то случаи необоснованного повышения, то сообщайте. У нас есть горячая линия Министерства, «живой журнал», – сказала Наталья Третьяк, отвечая на вопрос коррепондента «НИ». «Нас не радует, что нет ограничивающей нормы оплаты, но появились другие механизмы контроля. Мы будем вести собственный мониторинг и передавать в Министерство образования случаи, когда в разы повышалась оплата», – добавил секретарь Общероссийского профсоюза образования Михаил Авдеенко.

Отметим, что не все эксперты так же позитивно относятся к документу, как власти. «Закон опасен и может привести к тяжелым последствиям», – сказал «НИ» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. Он полагает, что в законе отразились все самые большие ошибки, которые накопились после принятия прошлого закона. Г-н Комков критикует нормативно-подушевой принцип финансирования, который, по его словам, приводит к уничтожению школ в малых городах и населенных пунктах. Эксперт выступает и против болонской системы, которая «была нам навязана и сыграет отрицательную роль». Он также не рад исчезновению начального профессионального образования: «Это значит, что мы перестали готовить квалифицированных рабочих для тех отраслей, где не нужно среднего образования». И наконец, Сергей Комков отмечает, что процесс воспитания не нашел своего места ни в новом, ни в старом законе: он полагает, что школа должна не только обучать, но и воспитывать. Эксперт уверен, что в ближайшем будущем начнется процесс редактирования закона. «Значит, идея принять закон, который не придется изменять и дополнять, осталась нереализованной», – говорит г-н Комков.

Опубликовано в номере «НИ» от 2 сентября 2013 г.


Актуально


Новости дня


Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: