Главная / Москва / 26 Июля 2013 г.

Непедалируемая тема

Велосипед в России по-прежнему остается преимущественно лишь средством развлечения

Иван КАПУСТИН, Илья КОМАРОВ, Любовь ГЛАЗУНОВА, Ольга ГОНЧАРОВА, Елена ФИРСОВА

На днях в Архангельске открыли первую в городе велодорожку. В Петербурге активисты велодвижения размечают тротуары самостоятельно, а главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов на днях пообещал, что велодорожки появятся на тротуарах крупных столичных улиц. Несмотря на развитие велосипедной инфраструктуры по всей стране, этот вид транспорта остается в России почти исключительно средством развлечения, а на работу или учебу на велосипедах ездят менее 1% жителей крупных городов. Велосипедисты опасаются быть задавленными на автомобильной трассе или остаться без своего припаркованного двухколесного друга, так как от грабителей не спасают ни замки, ни цепи.

Фото: ОЛЬГА ШВЕЙЦЕР
Фото: ОЛЬГА ШВЕЙЦЕР
shadow
Развитие велоинфраструктуры в последнее время наблюдается по всей стране. На днях открыли даже первую велодорожку в Архангельске, где велосезон совсем короток. Велодорожки сейчас строят в Уфе, Омске и Саратове. В Екатеринбурге за проект велодорожки собирают подписи. А в Петербурге активисты молодежного движения «Весна» на этой неделе за одну ночь самовольно начертили разметку для «пиратской» велодорожки на тротуаре Московского проспекта.

В Москве, согласно «Программе развития транспортной системы», к 2016 году планируется проложить 72,8 км велодорожек, обустроить 17 тыс. велопарковочных мест и довести долю активных велосипедистов до 1,2% жителей. Для сравнения – в Амстердаме велосипедами пользуются около 40% жителей, а в Хельсинки протяженность велодорожек превышает 1,3 тыс. км.

Пока же, по данным столичного департамента транспорта, «по Москве перемещается велосипедным транспортом менее 0,01% жителей», хотя средняя скорость езды на велосипеде не намного отстает от скорости движения автомобилей в час пик – 15–16 км/ч и 19–20 км/ч соответственно. Число велосипедов у москвичей также сопоставимо с числом автомобилей – более 3 млн. Однако, как сказано в «Программе развития транспортной системы», используются эти велосипеды почти исключительно для отдыха и развлечений.

В некоторых небольших городах велоинфраструктура развита гораздо лучше, чем в мегаполисах. «В Жуковском со времен СССР сохранились велодорожки, которыми и сейчас пользуются работники научных институтов. Перед входом в ЦАГИ построена крытая велопарковка на 40 мест, и она никогда не пустует», – рассказывает «НИ» житель подмосковного Жуковского Александр Каменев.

Вице-президент Федерации велоспорта Москвы Петр Дворянкин в беседе с «НИ» не удивляется, что пересадить москвичей с автомобилей и метро на велосипеды пока что не удалось: «Велопарковки и велодорожки делаются в основном там, где их проще сделать, а не где они нужнее. Но главная проблема в том, что в центре негде ездить на велосипеде, особенно в рабочие дни».

С 1 июня в Москве запустили первый в стране муниципальный велопрокат. Юрист Платон Дмитриев оказался единственным из двух десятков клиентов муниципального велопроката, опрошенных корреспондентом «НИ», кто признался, что использует велосипеды для деловых поездок, а не для развлечений: «Беру эти велосипеды обычно часа на два-три. Езжу в пределах Садового кольца. Это удобно, экономит время. Бывают поломки, но незначительные: то цепь слетит, то приходится поправлять седло».

Ездить на велосипедах по улицам с оживленным движением небезопасно. Как сообщили «НИ» в отделе пропаганды департамента обеспечения безопасности дорожного движения ГИБДД, в России с начала года с участием велосипедистов произошло 2150 ДТП, в которых погибли 139 человек.

Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
shadow «По действующим Правилам дорожного движения, велосипедист лишен возможности ездить по тротуарам, и ему остается только рисковать жизнью в узком коридоре между потоком автомобилей и неровным рядом припаркованных машин», – поясняет Петр Дворянкин.

По статистике ГИБДД, чаще всего водители наезжают на велосипедистов, двигающихся в попутном направлении. Особенно часто виновниками подобных аварий становятся сотрудники правоохранительных органов. Только в этот понедельник автоинспектор в Подмосковье сбил насмерть 15-летнюю велосипедистку, а в Екатеринбурге сотрудник управления вневедомственной охраны совершил наезд на двух велосипедистов. За день до этого полицейский сбил ребенка-велосипедиста в Алтайском крае. Наездами на велосипедистов отметились начальник отдела ГИБДД Пермского края Сергей Макаренко и замначальника угрозыска Петербурга Константин Михнюк.

IT-специалист из Москвы Евгений Карякин ездит на велосипеде на работу с юго-запада Москвы на северо-запад. В беседе с «НИ» Евгений Карякин призывает велосипедистов двигаться предсказуемо и по возможности прямолинейно: «Я езжу в полной велоэкипировке – давно заметил, что это снижает уровень пренебрежения к тебе водителей. Всегда слежу за припаркованными машинами, в которых внезапно может открыться дверь. Если узнаю «бомбилу», понимаю, что он может резко прижаться к тротуару».

Случается, что виновниками аварий становятся сами велосипедисты. Наиболее часто к ДТП приводят такие нарушения, как езда по встречной полосе, проезд на красный свет и движение без световых приборов в темное время суток. Многие велосипедисты при движении разговаривают по телефону, слушают музыку в наушниках. Бывают случаи и наезда велосипедистов на пешеходов. Месяц назад в Ставрополе велосипедист задавил в парке двух женщин, одна из которых скончалась по дороге в больницу, а вторая была госпитализирована с сотрясением головного мозга.

Даже опытный велосипедист Карякин признался «НИ», что недавно попал в ДТП по собственной невнимательности: «В ста метрах от Красной площади въехал во внедорожник, перелетел через него. К счастью, почти не пострадал».

Многие ведосипедисты не знают, что в нетрезвом виде садиться за руль им также запрещено. Согласно вступающим в силу с сентября поправкам в КоАП, штраф за это увеличится с 200 рублей до 800, а в случае нарушения ПДД в нетрезвом виде штраф может достигать 1,5 тыс. рублей.

Но самый большой риск, с которым сталкивается велосипедист, – это опасность больше никогда не увидеть своего двухколесного друга, оставленного на велопарковке. Опрос, проведенный на сайте клуба «ВелоПитер», показал, что у 44% респондентов велосипед украли хотя бы один раз в жизни, а у 12% опрошенных велосипед крали два и более раз. По этой же статистике, похищенные велосипеды вернулись владельцам лишь в 1,1% случаев.

Более чем в 90% объявлений в базе украденных велосипедов stolenbike.net.ru в графе «обстоятельства кражи» содержатся фразы «перерезали трос в подъезде» или «перекусили замок на велопарковке». Встречаются и более изощренные способы кражи, такие как «перекусили три троса», «унесли вместе с решеткой от окна», «выломан из велобагажника с крыши автомобиля» или «изъят с высокого балкона 2-го этажа».


В Германии для велосипедистов строят скоростные дороги
Сейчас, по статистике общегерманского велоклуба ADFC, велосипедами вместо городского общественного транспорта и автомобиля пользуется только каждый десятый немец. В ближайшее время эта доля может резко увеличиться. На развитие системы аренды велосипедов правительство Германии выделило в этом году 12,7 млн. евро. Во многих городах страны уже сейчас открыты или строятся пункты проката велосипедов рядом со станциями метро, автобусными остановками и вокзалами. На каждый велосипед установят датчик, позволяющий отследить место его нахождения. «Казенные» велосипеды имеют большие тонкие колеса и низкую универсальную раму, удобную для людей любого роста.
Также начато строительство специальных скоростных дорог для велосипедистов. Это особенно порадует водителей автомобилей, так как велосипед на проезжей части в немецких городах – это «священная корова», которую часто невозможно обогнать, и целая вереница машин может плестись за велосипедом в виде «почетного эскорта». Ширина будущих «велосипедных автобанов» составит от четырех до пяти метров, по всей длине дороги прочертят разделительную полосу, мешать движению не будут ни светофоры, ни перекрестки, а освещенность и дорожные указатели не будут уступать тем, которые есть на каждом автобане для машин. Через определенные промежутки пути будут располагаться станции технического обслуживания велосипедов, где с помощью мастера или самостоятельно можно будет устранить появившиеся в дороге неисправности.
Адель КАЛИНИЧЕНКО, Мюнхен

Вы куда на велосипеде ездите?
Аскольд ЗАПАШНЫЙ, артист, дрессировщик:
– Я не верю, что в ближайшее десятилетие велоинфраструктура в России сможет развиться так же, как в Пекине или Амстердаме. Там изначально заложена потребность в велотранспорте. А в нашей стране помимо плохих дорог еще и велосипедный сезон короткий.

Виктор ТРАВИН,президент Коллегии правовой защиты автовладельцев:
– Раньше я активно занимался велоспортом. Сейчас катаюсь, но реже, исключительно на Воробьевых горах и в районах на окраине Москвы – больше негде. Для меня очень важен свежий воздух. Если в будущем разгрузят центр Москвы от машин, построят велодорожки, парковки, то с удовольствием буду кататься там.

Дмитрий ФОМИН, певец:
– На велосипеде катаюсь только в Италии, по дорогам, где мало машин. Велосипед как замена автомобиля – вариант совсем не для Москвы. Это крупный мегаполис, загруженность дорог большая, а велосипедисты – народ безбашенный, многие ездят без шлемов. Своему ребенку я разрешил бы кататься только в парке.

Мария КОЖЕВНИКОВА, актриса, депутат Госдумы:
– Велоспортом я не занимаюсь. Если бы каталась, то однозначно выбирала бы загородные маршруты. Возможно, в будущем велосипеды станут не просто хобби для горожан, но и полноценным средством для передвижения по дорогам. Но надо понимать, что в Европе помимо инфраструктуры сформирована еще и культура вождения. К сожалению, мы только идем к этому.

Вадим ПАНОВ, писатель-фантаст:
– За рубежом я люблю с семьей брать велосипеды напрокат и ездить по городам. Если в России будет развита инфраструктура, то хотел бы поехать в Санкт-Петербург, по городам Золотого кольца. Велотранспорт в России надо развивать, это дает много свободы.

Максим БРУСИЛОВСКИЙ, глава Движения ТСЖ (товариществ собственников жилья):
– Я умею кататься на велосипеде, но очень давно этого не делал. Если на дорогах было бы безопасно, с удовольствием катался бы с женой. Одних велодорожек и велопарковок недостаточно. На наших дорогах небезопасно из-за движения, даже мотоциклистам опасно ездить, что уж говорить о велосипедистах.

Анатолий ВОРОБЬЕВ, тренер по велоспорту:
– Если в России будет развита инфраструктура, то я буду кататься не только на даче. Это приведет и к оздоровлению нации, и к улучшению экологической ситуации в стране.

Антон ХЛЫНОВ, эколог, член Московского городского общества защиты природы:
– В детстве катался, сейчас нет. К развитию велоинфраструктуры отношусь скептически, так как в наших климатических условиях кататься можно только летом. Также негативно отношусь к езде на велосипедах в парке. В парках нужно наслаждаться отдыхом и природой, а не ездить на велосипеде.
Записала Ольга ГОНЧАРОВА

Опубликовано в номере «НИ» от 26 июля 2013 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: