Главная / Газета 16 Июля 2013 г. 00:00 / Общество

Безналичный просчет

Электронные кошельки граждан стали не менее уязвимы, чем обычные

ИВАН КАПУСТИН, ОЛЬГА ГОНЧАРОВА

В Калининграде вынесли приговор в отношении солдата, обокравшего пенсионерку на 34 тыс. рублей через систему «Мобильный банк». Украсть деньги солдату удалось благодаря тому, что пенсионерка не пользовалась телефоном, из-за чего номер, к которому была привязана банковская карта, сменил хозяина. Электронные кошельки граждан не менее уязвимы для злоумышленников, чем обычные, утверждают эксперты. Деньги в таких случаях могут не только похитить, но и отнять «относительно честно», например, через навязывание услуги, которую клиент не заказывал, но за которую деньги будут исправно исчезать с его счета. Те же, кто расплачивается через Интернет за покупки или услуги, далеко не всегда могут быть уверены, что средства дойдут до адресата.

Пользователи банкоматов особенно уязвимы перед мошенниками.
Пользователи банкоматов особенно уязвимы перед мошенниками.
shadow
Обокрасть 76-летнюю пенсионерку солдату одной из воинских частей Калининградской области удалось благодаря тому, что женщина долго не пользовалась мобильным телефоном. В результате ее сим-карта перестала действовать, и номер был выставлен на продажу. Его приобрел военнослужащий, обнаруживший, что ему приходят смс-сообщения о поступлении пенсии и предложения пополнить этими средствами счет своего мобильника. Оказалось, что к номеру пенсионерки была привязана услуга «Мобильный банк», о чем женщина не догадывалась. Солдат же принялся активно пополнять счет, украв у старушки в общей сложности 34 тыс. рублей. На днях по этому делу был вынесен приговор: так как солдат возместил похищенное, дело постановили прекратить.

Кражи из электронных кошельков граждан становятся все более распространенными. Люди теряют средства и с банковских карточек, и с балансов мобильных телефонов, и из кошельков платежных систем. При этом большинство обворованных даже не подозревают, что их обокрали. Люди начинают беспокоиться лишь при исчезновении крупных сумм, а списание, к примеру, небольших ежедневных платежей за услуги, которые человек не подключал и которыми никогда не пользовался, обычно остается незамеченным либо обнаруживается случайно. Между тем сумму списанных таким образом средств за минувший год российское аналитическое агентство TelecomDaily оценило в 12 млрд. рублей.

«В истории с солдатом из Калининграда есть и вина оператора мобильной связи, – рассказал «НИ» юрист Общества защиты прав потребителей Олег Фролов. – Компания должна была предупредить нового владельца номера о предыстории его использования. Может быть, отсечь прошлые регулярные сообщения. Но у нас операторы не борются даже с смс-мошенничеством. По-прежнему людям приходят сообщения о «выигрыше» миллионов и машин. Каждый день возникают новые схемы обмана, число хищений растет, а операторы сами продолжают обирать клиентов, изменяя тарифы или регулярно по своей инициативе подключая новые сервисы. Месяц или два сервисы работают бесплатно, а затем со счетов списываются деньги. Мы настаиваем, что даже бесплатную услугу нельзя подключать без одобрения потребителя».

Навязыванием платных услуг грешат не только мобильные операторы, но и интернет-провайдеры, поставщики спутникового и кабельного телевидения, сервисы развлекательных порталов и им подобные компании. Предприниматели пользуются тем, что контролировать безналичный баланс, с которого неизвестно когда и за что списываются деньги, намного сложнее, чем купюры в кошельке. К тому же в отличие от скрытых банковских комиссий или агентских вознаграждений, которые пусть мелким шрифтом, но прописываются в договорах, о подключении платной услуги пользователь узнает чаще всего постфактум по смс. Это происходит, как правило, в рамках различных промоакций. А вот чтобы отписаться от такой услуги, порой нужно ехать в пункт обслуживания клиентов и подавать письменное заявление.

Подобную проблему признали и за рубежом. В судах США сейчас рассматриваются иски против компаний Wise Media и LLC, которые обманом подписывали владельцев мобильных устройств на премиум-сервисы. Клиентам предлагались платные услуги по поиску знакомств или предоставлению разнообразной информации, и вне зависимости от реакции человека на смс-сообщение с таким предложением он автоматически оказывался подписанным на набор сервисов стоимостью 10 долларов в месяц. Причем в счете за мобильные услуги такая подписка обозначалась невнятной аббревиатурой, так что потребителю непросто было понять назначение платежа.

Широко распространены схемы откровенно мошеннического хищения средств с баланса мобильного телефона. Системы электронных платежей привлекают мошенников быстротой обналичивания средств и высоким уровнем анонимности, нарушить которую не всегда удается и при самом тщательном расследовании. Преступники под разными предлогами просят отправить сообщение на короткий номер, например, посулив возможности доступа к дополнительному контенту или бесплатное обновление программного обеспечения, а иногда угрожая заблокировать личную страницу пользователя в соцсети. Отправив сообщение, жертва всегда лишается значительной суммы на счету телефона или оказывается подписана на неведомую платную услугу. В Интернете множатся сайты, для доступа к содержимому которых посетителей просят ввести номер мобильного телефона, а затем присланный в смс код. По данным «Яндекса», такие сайты посещает 21% месячной аудитории Рунета, а выручка мошенников исчисляется миллионами рублей в день.

Существенно увеличилось число случаев мошенничества с использованием мобильной связи после того, как стало возможно обналичивать средства с баланса телефона. По словам Олега Фролова, несколько месяцев назад в одном таком случае более 800 тыс. рублей были похищены со счета в Сбербанке путем перевода денег на счет мобильного телефона, откуда затем они были обналичены злоумышленниками. Это весьма распространенная схема безналичного хищения, поскольку перевод осуществляется практически мгновенно, в то время как транзакция с одного банковского счета на другой проходит в течение трех дней, и ее можно успеть заблокировать.

Куда больший ущерб по сравнению с хищением денег с балансов телефонов причиняет воровство с банковских карт. По данным аналитического центра одной из крупных страховых компаний, число хищений средств с банковских счетов россиян в 2012 году почти в два раза превысило показатель 2011 года. Помимо традиционных способов мошенничества, таких как «скимминг», когда информацию с магнитной полосы карты считывает установленное на банкомат устройство, или «фишинг», когда установленный на компьютер пользователя вирус имитирует программу электронных платежей для хищения данных банковской карты, в последнее время появились новые мошеннические схемы.

Для воровства денег с карточек мошенники устанавливают на банкоматы насадки и видеокамеры (места указаны стрелками).
shadow Одна из них – так называемый «тайпсквоттинг». В этом случае сайты-клоны банков или платежных веб-сервисов создаются на доменах, написание которых от настоящего отличается на одну-две буквы. Набрав ошибочный адрес, пользователь добровольно открывает личные данные мошенникам. Феномен «тайпсквоттинга» особенно распространен на сайтах Камеруна, так как домен этой страны (СМ) отличается лишь одной буквой от популярного международного домена СОМ. Каждый третий сайт, зарегистрированный в домене СМ, является фальшивой копией какого-либо сайта в домене СОМ и используется мошенниками.

Другая технология – создание мошеннических сайтов для оплаты услуг ЖКХ или штрафов ГИБДД. Госавтоинспекция уже предупредила об активности мошенников, присваивающих себе оплаченные штрафы за нарушения ПДД. Мошенники создают фальшивые сайты ведомства в Интернете и отсылают смс-рассылки пользователям, чтобы те проверили данный ресурс на наличие у себя неоплаченных штрафов и там же оплатили их. Как правило, такие сервисы выдают фальшивую информацию о нарушениях. В случае платежа мошенникам попадали данные о кредитных карточках пользователей, а также их деньги. Примечательно, что мошенники предлагают такую же форму проверки на наличие штрафов, как и на официальном сайте Госавтоинспекции. Получить информацию можно, указав номер мобильного телефона для так называемой проверки на антиспам. С помощью этого пользователя подключают на платные подписки, которые он в первое время может не замечать. Только по Москве с жалобами в ГИБДД каждый день обращаются десятки пользователей.

Пресс-секретарь Управления «К» МВД РФ Лариса Жукова подтверждает «НИ», что сейчас наблюдается резкий скачок случаев мошенничества с электронными кошельками: «Чаще всего преступники обманным образом удаленно устанавливают на компьютерах пользователей вредоносные программы, которые не проявляют себя до тех пор, пока не активируется система онлайн-платежа. После этого программа может не только скопировать и отослать мошеннику логин и пароль жертвы, но и самостоятельно перенаправить деньги на другой счет».

«Отследить преступников в момент кражи данных или получения денег почти невозможно, – рассказал «НИ» эксперт «Лаборатории Касперского» Сергей Ложкин. – Защитить же себя при онлайн-платежах можно, только соблюдая все виды предосторожности. Хорошие результаты дает использование нескольких видов авторизации или технология Safe money, при которой все платежи проходят по изолированному тщательно защищенному каналу».

В России с января этого года банки обязаны возмещать украденные с карточки клиента деньги. Это возможно при условии, что пострадавший успел подать заявление в банк не позднее суток с момента пропажи средств, и представители кредитной организации не смогли доказать, что клиентом были нарушены условия договора. В договоре же обычно прописывается, что если операция по карте проведена с использованием PIN-кода, то она признается совершенной держателем карты. Однако, как рассказал «НИ» IT-специалист из Москвы Сергей Малков, он больше года не может добиться возвращения денег, украденных с карточки одного из крупных столичных банков: «Около полуночи мне поступили смс-сообщения, что в Таиланде с моей карты трижды сняли по 20 тысяч рублей. Уже через пять минут позвонили из банка, заблокировали счет. На следующий день написал заявление, отдал карту, приложил копию загранпаспорта, свидетельствующую, что в Таиланде в это время не был. Полгода шло расследование, потом я узнал, что по формальным причинам его прекратили. Написал апелляцию, ответа нужно еще полгода ждать».

Сложнее всего в системе электронных расчетов приходится пожилым, говорит «НИ» председатель Партии пенсионеров России Николай Чеботарев: «Пенсионеры иначе воспитаны, привыкли доверять людям и банкам, не всегда детально разбираются в механизме безналичных расчетов. Все больше людей получают пенсии на банковские карточки, осваивают платежи с помощью Интернета и мобильной связи». По словам г-на Чеботарева, положение пытаются исправить с помощью пропаганды компьютерной грамотности у пожилых: «В этом году пройдет уже четвертый чемпионат России по компьютерному многоборью среди пенсионеров».


В ГЕРМАНИИ ДЕНЬГИ СНИМАЮТ СО СЧЕТА ТОЛЬКО ПРИ ПИСЬМЕННОМ УВЕДОМЛЕНИИ
Случаи обмана граждан при электронных платежах в Германии практически не встречаются. Это лишено смысла по той причине, что, согласно существующим правилам, любой человек, заметивший, что какая-то фирма или учреждение сняли с его счета деньги в счет оплаты непонятно чего, в течение двух недель имеет право отозвать снятую без его ведома и согласия сумму назад. А дальше, если человек дотошен и его заинтересовало происхождение собственноручно отмененной оплаты, он может с помощью письменного запроса попытаться выяснить, «что это было».
Если с момента недобросовестного снятия денег прошло больше двух недель, деньги тоже, скорее всего, вернут, но хлопот будет больше. Но в принципе подобный вид мошенничества в Германии не распространен именно в силу своей непродуктивности. Кроме того, все счета к оплате приходят в Германии по почте, и поэтому любое снятие денег с карточки без предварительного письменного уведомления автоматически заставит немца задуматься над вопросом «За что?» Дорожные штрафы (если не были положены на лобовое стекло при неправильной парковке) тоже приходят только по почте и только на фирменном бланке полиции.
Подготовка или заключение соглашений без предварительного разрешения клиента запрещены Законом о нечестной конкуренции и могут быть обжалованы в суде. Поэтому любые обязательства, вытекающие из телефонных звонков, факсов, электронных сообщений или смс, будут объявлены судом недействительными. В консультационных пунктах Союза потребителей Германии (Verbraucherberatungsstellen) человеку, который расскажет о том, как «без него его женили», не только посоветуют, как выйти из нехорошей ситуации, но и по «своим каналам» укажут недобросовестной фирме на последствия ее противозаконных действий.
Адель КАЛИНИЧЕНКО, Мюнхен

Опубликовано в номере «НИ» от 16 июля 2013 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: