Главная / Газета 25 Июня 2013 г. 00:00 / Общество

Религия как обряд

Для большинства российских православных внешние церковные атрибуты стали важнее глубинной сути веры

МАРГАРИТА АЛЕХИНА

Большинство прихожан РПЦ трудно назвать верующими, показал недавний опрос Фонда «Общественное мнение» (ФОМ). Как выяснили социологи, священных книг более половины из них не читали ни разу в жизни, а представления о православии у многих едва ли не первобытные. При этом доля воцерковленных православных практически не изменилась за последние годы, несмотря на проникновение религии во все сферы жизни от образования до политики. Эксперты связывают это, в частности, с низким уровнем религиозной культуры многих россиян.

Если бы православные прочитали священные книги, у них возникло бы множество вопросов к представителям РПЦ.<br>ФОто: ОЛЬГА ШВЕЙЦЕР
Если бы православные прочитали священные книги, у них возникло бы множество вопросов к представителям РПЦ.
ФОто: ОЛЬГА ШВЕЙЦЕР
shadow
Большинство российских православных сложно назвать верующими – об этом свидетельствуют данные июньского исследования Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), посвященного религиозным настроениям россиян. Хотя 64% опрошенных назвались православными христианами, лишь 12% из них оказались воцерковленными (посещающими храм чаще раза в месяц, регулярно причащающимися и знающими церковные молитвы). Из этих 12% священные тексты регулярно читают лишь 14%, а около четверти оказались с ними вовсе не знакомы. Как отмечают аналитики ФОМ, ядро этой группы опрошенных – неработающие пенсионерки. 33% людей, относящих себя к православным, оказались «полувоцерковленными» – они посещают храм несколько раз в год, иногда причащаются, но практически не соблюдают постов. Евангелие читала лишь половина этой группы опрошенных. 31% респондентов исследователи называют «немного воцерковленными», а «слабо воцерковленные» и «очень слабо воцерковленные» составили 16% и 8% опрошенных соответственно. Как отмечается в материалах исследования, за последние тринадцать лет доля воцерковленных православных не изменилась, а доля «полувоцерковленных» выросла на 6%.

Доля активных христиан в России не превышает 2% населения, уверен в беседе с «НИ» протоиерей Русской православной автономной церкви Михаил Ардов: «О чем речь, если на пасхальную всенощную в Москве приходит всего 1,5–2% процента жителей? И это совершенно нормально – во всем мире доля активных христиан не выше 2–3%. Мы живем в постхристианские времена – для официальной патриархии поезд уже ушел». В интерьере современной кухни огромное значение принадлежит мебели и уголкам, которые сегодня представлены в большом ассортименте на мебельном рынке. Современный портал Энгельса советует своим пользователям, что уголок, установленный на кухне, непременно должен быть изготовлен и собран качественно, поскольку это помещение является местом, где семья проводит много времени. Особенно такая мебель идеальна в кухнях, обладающих небольшой площадью.

Однако, как выясняется, даже немногочисленные практикующие верующие в понятие «православие» зачастую вкладывают своеобразный смысл. По данным социологов, лишь 57% православных верят в то, что Вселенная была создана Богом, 43% – что душа после смерти попадает в рай или ад, а четверть православных верят в реинкарнацию. Воцерковленные христиане, помимо прочего, чаще других утверждают, что контактировали с инопланетянами.

Таким образом, российские православные верят, скорее, в церковь, чем в Бога, поясняет социолог Катерина Кожевникова: «Религиозность православных в современной России можно назвать магической. Иначе говоря, у значительной части православных она ограничивается обрядовой составляющей», – отмечает социолог.

Некритическое отношение к деятельности РПЦ у россиян во многом связано с низким уровнем образования, в том числе и религиозного, убежден в беседе с «НИ» религиовед, эксперт Московского бюро по правам человека Юрий Табак: «Образованность вообще способствует развитию критического мышления. Например, если люди будут изучать историю соборов, положения о том, что рукополагаемое духовенство не может иметь личного имущества, это приведет их к некоторому недоумению по поводу нынешних церковных иерархов». По словам г-на Табака, уровень просвещенности российских православных христиан ниже, чем в странах, где распространены католицизм или протестантизм: «Протестанты значительно лучше знакомы со священными текстами, многие знают их наизусть, распространены библейские кружки. Для католиков это характерно в меньшей степени, но они тоже много читают». Религиовед Табак считает, что низкий уровень религиозного образования в России связан не только с советским прошлым, но и с дореволюционными пережитками: «Духовенство не было образованным, это был один из самых презираемых классов. Кроме того, читать Новый и особенно Ветхий Завет было не принято, читали в основном жития святых и так называемую благочестивую литературу».

В то же время, по данным исследования «Левада-Центра», проведенного в апреле этого года, 48% респондентов оценивают роль церкви и религиозных организаций в обществе как «ровно такую, какой она должна быть».

Опубликовано в номере «НИ» от 25 июня 2013 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: