Главная / Газета 15 Апреля 2013 г. 00:00 / Общество

Золотые ухабы

Затяжная зима увеличила доходы тех, кто наживается на бесконечном дорожном ремонте

МИХАИЛ БЕЛЫЙ

Управление ГИБДД Кемеровской области рекомендовало водителям проезжать лужи на минимальной скорости. Причина – большая вероятность того, что под водой могут находиться глубокие ямы, способные повредить автомобиль. Недавняя затяжная зима катастрофически сказалась на состоянии дорог на большей части территории страны. В одних регионах опасные участки закрывают для проезда, в других водителям разъясняют, на кого подавать в суд в случае поломки машины или совершения ДТП из-за плохого состояния дороги. Эксперты же утверждают, что в плохом качестве трасс виновата коррупция: в сфере дорожного строительства разворовывается до 70% средств против 40% при строительстве жилья и заводов.

Ямы на дорогах разоряют автомобилистов и обогащают коррумпированных чиновников.<br>Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
Ямы на дорогах разоряют автомобилистов и обогащают коррумпированных чиновников.
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
shadow
Менеджер по продажам из Ульяновска Артем Сергеев работает на машине, проезжая в день по 200–300 километров. «Ульяновские дороги пора заносить в Книгу рекордов Гиннесса как самые худшие. За эту весну я уже порвал резину на одном колесе и дважды погнул диски», – пожаловался «НИ» г-н Сергеев. Он грозится после следующей поломки подать в суд на дорожников. В мэрии Ульяновска «НИ» сообщили, что нынешней весной подобных исков уже подано более сотни: «Граждане покупают современные машины, ремонт которых обходится очень дорого. Кто-то порвал шину, кто-то повредил диск, кому-то вылетевший из ямы камень оставил вмятину или «звездочку» на лобовом стекле».

Затянувшаяся зима катастрофически сказалась на дорогах в большинстве регионов страны. Перепады температур, снегопады и обработка противогололедными реагентами разрушили и без того часто непрочный асфальт. В Управлении ГИБДД Кемеровской области на днях официально рекомендовали водителям тормозить перед лужами не ради того, чтобы никого не обрызгать, а ввиду того, что под водой может скрываться яма. В других регионах для проезда закрывают наиболее пострадавшие участки трасс. А в Ульяновске, для того чтобы расширить проезжую часть, на центральных улицах города демонтировали бордюры. Однако канавы надлежащим образом не засыпали, и теперь туда регулярно попадают автомобили.

Плохое состояние российских дорог признано во всем мире. Так, согласно исследованию, подготовленному экспертами для прошедшего в январе Всемирного экономического форума в Давосе, российские дороги по качеству заняли 136-е место в мире. Лучшие дороги оказались во Франции, Объединенных Арабских Эмиратах и Сингапуре. В десятку лучших попали также Швейцария, Португалия, Австрия, Германия. Любопытно, что магистрали в Казахстане, Таджикистане, Азербайджане также превзошли по качеству российские.

Если бы исследование проводилось нынешней весной, место России оказалось бы еще ниже. Однако вину за плохие дороги нередко пытаются переложить на самих автомобилистов. «В моей практике недавно был совершенно абсурдный случай. Ехал молодой человек на своем автомобиле, угодил в выбоину, у него спустило колесо. На следующий день он поехал в ГИБДД – решил сообщить о яме и попросить ее устранить, чтоб другие люди не пострадали. Приехал, рассказал, как все произошло. В автоинспекции уточнили: дескать, вы попали в яму, у вас колесо спустило, верно? Значит, имело место ДТП, а вы не вызвали ДПС, а покинули место происшествия. Трудно поверить, но парня лишили водительских прав», – рассказал «НИ» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.

Наживаются же на плохих дорогах те, кто их строят. По расчетам экспертов Высшей школы экономики и Московского автодорожного института, при строительстве муниципальных и региональных дорог разворовывается до 70% выделенных на это средств. В жилищном и промышленном строительстве доля откатов, согласно экспертным оценкам, не превышает 40% стоимости.

Некоторые российские дороги разваливаются уже через год после ремонта.
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
shadow Специалисты объясняют столь высокий «коррупционный налог» при строительстве дорог тем, что воровство здесь менее заметно: качественно и некачественно сделанные дороги выглядят первое время идентично и различаются только толщиной и числом слоев асфальтового покрытия, а также глубиной и прочностью основания из щебня, песка и бетона. Воровство же, когда большая часть средств оседает на счетах связанных с чиновниками посредников, вынуждает строителей экономить на материалах и рабочей силе. Отсюда и ужасное качество выполненных работ, когда отремонтированные осенью дороги разрушаются уже к весне.

Дорожные организации заинтересованы в том, чтобы асфальт быстрее разваливался, говорит «НИ» лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин: «Будет новый ремонт – будут и дополнительные средства. В такой ситуации, понятное дело, нет никакого резона выполнять работы качественно». Г-н Похмелкин также напомнил, что «за плохой ремонт еще никого не сняли, не пожурили, не посадили», а «любимая ссылка чиновников на тяжелый климат просто-напросто несостоятельна: в Финляндии, к примеру, очень суровые зимы, однако весной дороги так стремительно не разваливаются».

Из-за плохих дорог в нашей стране происходит до 90% аварий, полагает Виктор Похмелкин. По данным Генпрокуратуры, из-за плохих дорог в стране случается каждое пятое ДТП, а более 60% автотрасс регионального и местного значения не отвечают требованиям государственных стандартов, находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют реконструкции или ремонта. Из-за плачевной дорожной ситуации прокуратура Тульской области даже была вынуждена разработать памятку для автовладельцев, пострадавших в ДТП в результате повреждения дорожного покрытия, а также образец искового заявления в суд о возмещении ущерба. «Ответственность за вред, причиненный автомобилю в результате ДТП, происшедшего в связи с повреждением дорожного покрытия, лежит на организации, которая приняла на себя обязательства по содержанию дороги», – заявила в конце минувшей недели старший помощник прокурора Тульской области Любовь Кузнецова.

Г-жа Кузнецова рекомендует автовладельцам ссылаться на статью 1064 Гражданского кодекса РФ, согласно которой вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Виктор Похмелкин советует идти дальше и добиваться возбуждения уголовного дела по статье 263.1 УК РФ «Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности». Даже если авария обошлась без пострадавших, виновному грозит штраф до 80 тыс. руб. и трехлетняя дисквалификация. Однако эта статья, по словам г-на Похмелкина, практически не применяется.

Неудовлетворительное состояние дорог признают и сами дорожники, однако они ссылаются на то, что дороги ремонтируются в нашей стране слишком редко. По словам заместителя руководителя Росавтодора Николая Быстрова, некоторые региональные трассы не видели ремонта чуть ли не с середины прошлого века: «В год мы ремонтируем чуть более 10% федеральных автодорог, то есть километр федеральных трасс ремонтируется в среднем раз в десять лет, а километр территориальных дорог – раз в 70 лет».


Российские дороги обходятся дороже европейских
Строительство автотрасс в России обходится в разы дороже, чем в других странах, утверждают эксперты. Так, по расчетам петербургского научно-производственного центра «Опора», двухполосная дорога в России стоит около 400 млн. рублей за километр, что втрое больше средней европейской цены. При строительстве же автомагистралей разница еще больше. Так, трасса Париж – Страсбург обошлась в 4 млрд. долларов, а заявленная стоимость аналогичной по протяженности дороги Москва – Санкт-Петербург – 20 млрд. долларов. Километр шестиполосной федеральной трассы обходится российскому бюджету в среднем в 1,6 млрд. рублей (50 млн. долларов), утверждает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. По его словам, в Китае километр аналогичной трассы обходится в 2,2 млн. долларов, в США – в 5,9 млн. долларов, в странах Евросоюза – 6,9 млн. долларов. Между тем глава российского Министерства транспорта Максим Соколов недавно назвал высокую стоимость российских дорог заблуждением. По его словам, в Европе, в отличие от России, при расчете издержек не учитывается освобождение земельных участков и вынос инженерных коммуникаций. Если в России исключить эти показатели, то цена километра двухполосной дороги составит всего 41 млн. рублей. Высшая школа экономики оценила себестоимость одного километра региональной двухполосной дороги в 30 млн. рублей, а федеральной шестиполосной трассы – в 90 млн. рублей. Дарья АЛЕКСЕЕВА

Из-за плохих дорог украинские водители устраивают лежачие забастовки
Нынешней весной дороги Киева, как и всей Украины, превратились в руины. Автомобилисты в отчаянии. Почти все аварии в последнее время происходят исключительно из-за дорог, а точнее – из-за их отсутствия. На днях в самом центре украинской столицы водитель, колесо от машины которого попало в яму, в знак протеста лег поперек улицы. Вокруг мужчины, устроившего лежачую забастовку, правоохранители провели целый консилиум. Утверждали, что водитель ведет себя неадекватно. Гаишники силой тянули протестующего водителя на тротуар, он вырывался и возвращался на исходную позицию: «Буду лежать, пока не услышу, как тут можно ездить!». Пока спорили и перетаскивали протестующего, в его авто, которое попало в яму, врезалась еще одна машина.
Как сообщил на прошлой неделе новый глава Киевавтодора Петр Береговой (предыдущий руководитель ведомства был уволен после мартовских снегопадов), с начала 2013 года было выявлено более 96 тыс. квадратных метров поврежденного ямами дорожного покрытия, однако мартовский снегопад спровоцировал повреждения на еще более 20 тыс. квадратных метров. С 1997 года текущий ремонт дорог проводился только на 47% от норматива. А чтобы все привести в порядок, Киевавтодору нужно почти 300 млн. гривен (37,5 млн. долларов), а на латание в прошлом году было выделено всего 15,7 млн. гривен (1,8 млн. долларов) и было выполнено около 7% необходимого ремонта. В результате все, что сейчас могут сделать дорожники, – это засыпать ямы асфальтовой крошкой, которую получают из измельченного старого асфальта. В беседе с «НИ» рабочие назвали это «временным устранением аварийных ям» до того, как их заделают горячим асфальтом. При этом рабочие заверяют, что подобные «пломбы» продержатся от месяца до двух.
На запущенном недавно сайте remcontrol.com.ua киевские улицы отмечены разными цветами: зеленым обозначено 9 335 кв. м завершенных работ, желтым – 45 655 кв. м запланированных на апрель, красным – те, что сейчас в деле, 27 221 кв. м. При этом, как убедилась лично корреспондент «НИ», даже те 10% дорог, которые гордо светятся зеленым, хорошими на практике не являются. Между тем Киевавтодор только за полтора месяца весны получил десять судебных исков от водителей из-за плохого состояния дорог. Крупнейшая выплата составила 25 тысяч гривен (3,1 тыс. долларов). Подаст ли в суд на дорожников водитель, которого гаишникам только со второй попытки удалось перенести с дороги на скамейку на тротуаре, пока неизвестно.
Яна СЕРГЕЕВА, Киев
Аномальная зима в США спровоцировала внеплановый ремонт трасс в 11 штатах
Продолжительность жизни асфальтового покрытия, как пояснил «НИ» профессор университета Северной Каролины и специалист по дорожному строительству Дэвид Хартген, зависит от качества асфальта, а оно в свою очередь зависит от предназначения дороги. Местные шоссе сооружаются с расчетом на эксплуатацию в течение 15–20 лет. Скоростные же хайвэи, связывающие штаты, по которым круглосуточно движется транспорт, строятся на срок не менее 50 лет. Но этот срок могут прослужить не все дороги. Нынешней зимой от резких перепадов температур, снегопадов и наводнений пострадали 11 штатов. Так, в Чикаго были вынуждены провести реконструкцию главной городской двухэтажной скоростной магистрали Wacker Drive. Правительство же приняло программу досрочного ремонта пострадавших дорог с бюджетом в 40 млрд. долларов. Ремонтные работы сейчас активно ведутся в таких городах, как Нью-Йорк, Лос-Анджелес и Сан-Франциско. Однако отремонтирована будет лишь малая часть дорог: общая протяженность только скоростных хайвэев в США превышает 350 тыс. километров.
Борис ВИНОКУР, Чикаго

Немцы научились делать шумопонижающие и жаростойкие автобаны
Пословица « скупой платит дважды» в прижимистой во многих отношениях Германии к строительству дорог совершенно не относится, а потому и выражение «немецкое качество» к дорожному покрытию здесь применимо в полной мере. Строительство и ремонт городских дорог оплачивается из муниципального бюджета, автобанов – из федеральной казны. Строительство одного километра знаменитых немецких автобанов обходится немецким налогоплательщикам приблизительно в 27 млн. евро. При этом немецкие автобаны в отличие от многих европейских стран и поныне остаются бесплатными. Правда, с некоторых пор государство начало взимать плату за проезд по автобану с владельцев грузового транспорта. Однако при этом Германия пока еще не может позволить себе такую роскошь, как использование в качестве компонента автодорожного покрытия дорогостоящего полимера PR-Plast, доказавшего свою эффективность, к примеру, при строительстве платных автомагистралей во Франции. Французы начали его применение в 1990 году, и с тех пор ни одна из дорог, где чудодейственный полимер использовался, вообще не потребовала никакого ремонта. Тем не менее немецкие автостроители разрабатывают и внедряют в этой области свои ноу-хау. Дорожные покрытия даже в сравнении с предыдущими десятью годами стали более шумопонижающими и жаростойкими. Слоеный пирог строящихся автомагистралей сделался еще более многослойным, асфальт – толще, а специалисты разрабатывают и внедряют новые связующие материалы, гораздо более качественные, чем ранее использовавшийся битум. Поэтому новые автомагистрали остаются целыми и невредимыми на протяжении десятилетий.
Примечательно, что ремонт и реконструкция дорог продумываются с таким расчетом, чтобы неудобства для автомобилистов были минимизированы, а движение автотранспорта не выбивалось из привычной колеи. То есть качество временных объездных путей самое высокое, грунтовые дороги отсутствуют по определению. А на тех участках, где происходит сужение дороги, действует прописанный в правилах принцип застежки молнии. То есть водители с двух сторон въезжают на одну дорогу, поочередно пропуская друг друга. Еще одно неудобство, связанное с ремонтом, – ограничение скорости. В обычное же время ограничение скорости на автобанах есть только снизу – там запрещено двигаться медленнее 60 км в час.
Адель КАЛИНИЧЕНКО, Мюнхен

Опубликовано в номере «НИ» от 15 апреля 2013 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: