Главная / Газета 21 Марта 2013 г. 00:00 / Общество

Без вина виноватые

Тысячи водителей лишаются прав за «вождение в пьяном виде» будучи трезвыми

МИХАИЛ БЕЛЫЙ

В прошлом году в России за езду в нетрезвом виде были лишены прав более 370 тыс. водителей. По оценкам экспертов, каждый пятый из них в действительности был трезвым и пострадал из-за погрешностей приборов, особенностей своего организма либо незнания законов. Юристы утверждают, что «пьяным» сделать можно любого водителя, а развернувшаяся на дорогах страны масштабная антиалкогольная кампания оборачивается усугублением без того процветающей коррупции. В Госдуме же готовится ко второму чтению законопроект о том, что пойманных пьяными водителей будут помимо лишения прав штрафовать на 200 тыс. рублей, хотя критерий состояния опьянения в российском законодательстве до сих пор отсутствует.

Инспекторы ГИБДД овладели искусством превращения трезвых водителей в преступников, подлежащих лишению прав за пьяную езду.<br>Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
Инспекторы ГИБДД овладели искусством превращения трезвых водителей в преступников, подлежащих лишению прав за пьяную езду.
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
shadow
Согласно официальным данным ГИБДД России, в прошлом году инспекторы ДПС поймали 850,5 тыс. водителей, оказавшихся нетрезвыми либо отказавшихся проходить медицинское освидетельствование. Из них уже лишено прав на полтора-два года 371,7 тыс. водителей, по большинству остальных дел суды до сих пор продолжаются. За повторное управление автомобилем в состоянии опьянения попались 11,2 тыс. водителей, 9,2 тыс. лишились прав по суду уже на три года. В ГИБДД также утверждают, что число ДТП с участием нетрезвых водителей за минувший год выросло на 4,8% – до 12,8 тыс., а число погибших в них – на 4,4% – до 18,7 тыс.

Этой статистике доверять не стоит, утверждает в беседе с «НИ» первый зампредседателя думского комитета по конституционному законодательству Вячеслав Лысаков: «Примерно у 20% водителей приборы показывали содержание алкоголя менее 0,3 промилле. Таким образом, почти 200 тысяч водителей не находились в состоянии опьянения и могли быть наказаны несправедливо. Их признали пьяными, но это разные вещи. Сейчас под эту гребенку попадают и пьяные, и трезвые. Все сомнения трактуются не в пользу водителей».

Ряды «лишенцев» действительно пополняют трезвые водители, подтвердил «НИ» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин: «Раньше водитель, проходивший медицинское освидетельствование, получал один из трех возможных вариантов заключения: состояние алкогольного опьянения установлено, состояние алкогольного опьянения не установлено либо факт употребления алкоголя установлен, но состояние алкогольного опьянения не выявлено. Это означало, что гражданин действительно выпивал, но никаких клинических признаков этого не наблюдалось, то есть у него было нормальное артериальное давление, пульс, внятная речь, твердая походка. Теперь же от этого критерия отказались. В итоге выявляется не состояние опьянения, а цифры. Вникнуть в ситуацию и разобраться, пьяный водитель или нет, никто не пытается».

При желании «пьяным» можно сделать почти любого автомобилиста, утверждает Виктор Травин. Он рекомендует водителям не поддаваться на провокации инспекторов, утверждающих, что водитель пьян, а требовать освидетельствования в медицинском учреждении: «Согласно установленному порядку процедура освидетельствования у врача проводится дважды, вторая попытка повторяется спустя 20 минут после первой. Это сделано для того, чтобы исключить ошибку. Может получиться так, что человек съел конфетку с ликером, и алкометр уловил алкогольные пары. Через 20 минут выдох человека будет безупречным».

Эксперты также советуют настороженно относиться к карманным алкотестерам, подышать в которые предлагают инспекторы ДПС. Как сообщил «НИ» на условиях анонимности один из сотрудников ГИБДД, «у каждого третьего инспектора в кармане имеется свой китайский алкометр, который можно настроить как душе угодно, и если дышать в него, то на 100% окажешься пьяным». Собеседник «НИ» рекомендует водителям не соглашаться на освидетельствование у сотрудников ДПС и требовать освидетельствования в медучреждении.

Некоторые трезвые водители становятся «пьяными» из-за своей правовой безграмотности и излишнего доверия к инспекторам ГИБДД. Так едва не произошло на днях с 26-летним инженером Алексеем из Ульяновска, который возвращался из Москвы и был остановлен на посту ГИБДД в Рязанской области. «У меня потребовали всевозможные документы, проверили аптечку и огнетушитель, после чего начали намекать на то, что я якобы употреблял накануне спиртные напитки», – рассказал «НИ» молодой человек. По его словам, подуть в алкометр инспектора убеждали его не меньше 20 минут, но мужчина был непреклонен: «Поеду только в больницу». После угрозы связаться с контрольно-профилактическим отделом ГИБДД Алексея отпустили.

Ужесточение ответственности для нетрезвых виновников аварии граждане поддерживают. По результатам недавнего опроса ВЦИОМ предложение приравнять управление авто в нетрезвом виде, приведшее к гибели человека, к умышленному убийству с наказанием от 7 до 15 лет поддержали 85% россиян. Специалисты подтверждают: алкоголь даже в малых дозах оказывает ощутимое влияние на состояние человека. «Зачастую не так принципиально, сколько выпил человек – стакан или бутылку водки. Даже после кружки пива скорость реакции снижается, и водитель не может определить, успеет ли обогнать машину или вовремя затормозить», – пояснил «НИ» руководитель Центра психологической помощи в экстренных ситуациях, доктор медицинских наук, профессор Михаил Виноградов.

Однако борьба с пьяными водителями не должна превращаться в кампанейщину, убеждены эксперты. Треть пойманных во время «антиалкогольных рейдов» автолюбителей были трезвы, заявил «НИ» лидер Федерации автовладельцев России Сергей Канаев: «В их крови было обнаружено менее 0,3 промилле. По сути эти граждане не были пьяны. Однако в пылу борьбы с пьянством на дорогах решили «грести» всех подряд, без разбору». Сергей Канаев уверен, что необходимо вернуть существовавшую ранее разрешенную норму алкоголя 0,2 или 0,3 промилле: «Такая норма будет страховкой для граждан, которые, к примеру, употребляют лекарства, содержащие спирт». Г-н Канаев также уверен, что необходима градация наказаний в зависимости от степени опьянения автомобилиста, подобно тому, как это существует во многих странах мира.


КАК ТРЕЗВОМУ ВОДИТЕЛЮ НЕ СТАТЬ «ПЬЯНЫМ»
При проверке на состояние опьянения инспектор обязан предъявить документы на алкотестер: свидетельство о поверке прибора и сертификат соответствия. При заполнении протокола проследите, чтобы инспектор вписал номер именно того прибора, которым пользовались вы.
Если вы подышали в трубочку и она показала промилле, хотя вы не употребляли спиртные напитки, нужно требовать составления протокола об отстранении водителя от управления автомобилем. В протоколе инспектор обязан указать признаки, свидетельствующие об опьянении водителя. При составлении протокола требуется присутствие двух понятых, причем понятыми не могут выступать сотрудники полиции.
Можно отказаться дуть в трубочку и требовать направления на медицинское освидетельствование к наркологу. Отказ от освидетельствования у инспектора ничем не опасен при условии, что он правильно оформлен. Поэтому внимательно читайте, что вы подписываете. Это должен быть именно отказ от процедуры освидетельствования именно у сотрудников ДПС, а не у нарколога. Вот за отказ от освидетельствования в больнице положено лишение прав. Водитель вправе требовать освидетельствования в больнице даже тогда, когда он подул в алкотестер и прибор показал употребление алкоголя.

В Германии наказание для пьяных водителей зависит от количества выпитого
По немецким нормам допустимое содержание алкоголя в крови немецких водителей 0,5 промилле. Но на водителей моложе 21 года, а также для новичков со стажем вождения до двух лет эта норма не распространяется. Им запрещено иметь любое количество промилле. Однако и тем, «кому можно», можно на практике не совсем, потому что и такой вполне легальный уровень опьянения в случае дорожной аварии или даже просто нарушения правил движения считается для полиции отягчающим обстоятельством. Даже официально разрешенные 0,3 промилле, если что-то случится, классифицируются полицией и судьей как езда в состоянии алкогольного опьянения. И даже при очевидной вине трезвого водителя нетрезвый автоматически разделяет ответственность за инцидент. Еще хуже обстоят дела с водителями, у кого обнаружено более 1,1 промилле. Такие неминуемо привлекаются к уголовной ответственности. Суд может приговорить за езду в пьяном виде к штрафу или тюремному заключению, а также к лишению водительских прав на срок до пяти лет. И даже после такого длительного отлучения от вождения автомобиля получить назад водительские права можно только после сдачи «идиотен-теста». Это вполне официальное название медико-психологической экспертизы, пройти которую ввиду каверзности ее вопросов крайне сложно. Обходится каждая сдача идиотен-теста тоже недешево: более тысячи евро.
Адель КАЛИНИЧЕНКО, Мюнхен

В США для молодых водителей снижены норма алкоголя и штраф за пьянство
Допустимая норма содержания алкоголя в крови в США составляет 0,8 промилле. Исключения сделаны для шоферов грузовиков – 0,4 промилле и для водителей моложе 21 года – 0,5 промилле. Проверяют водителей на состояние опьянения обычно после аварии, если поведение водителя показалось полицейскому подозрительным. Таких водителей просят подышать в трубочку специального прибора. В штате Иллинойс, например, штраф за первый случай вождения машины в нетрезвом виде равен 2,5 тыс. долларов. Нетрезвый водитель моложе 21 года обязан будет заплатить меньше – 1,1 тыс. долларов. Штраф накладывают независимо от того, был или нет пьяный водитель виновником инцидента. Если же по вине пьяного водителя произойдет ДТП, такому водителю грозит лишение прав на год и неделя тюрьмы. Если же авария привела к гибели людей, пьяного водителя посадят в тюрьму на срок до десяти лет.
Борис ВИНОКУР, Чикаго

Опубликовано в номере «НИ» от 21 марта 2013 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: