Главная / Газета 19 Марта 2013 г. 00:00 / Общество

Виртуальные меры

Под предлогом борьбы с детскими самоубийствами Роспотребнадзор запрещает социальную рекламу

НАДЕЖДА БУЛАНОВА

Более 1 тыс. сайтов были рекомендованы Роспотребнадзором к закрытию в связи с пропагандой в них самоубийств среди подростков, сообщили вчера в пресс-службе ведомства. Больше всего предписаний было вынесено видеохостингу YouTube, где работники Роспотребнадзора обнаружили более 40 суицидальных роликов, к которым, в частности, отнесли социальную рекламу метрополитена Мельбурна и видеоурок по нанесению грима к хеллоуину.

Губит детей не Интернет, а бездуховность общества.<br>Фото: ЕКАТЕРИНА ВАРЮХИЧЕВА
Губит детей не Интернет, а бездуховность общества.
Фото: ЕКАТЕРИНА ВАРЮХИЧЕВА
shadow
Роспотребнадзор исследовал 1,3 тыс. сайтов, заподозренных в пропаганде среди детей и подростков способов самоубийства либо призывов к его совершению. Практически все они будут в ближайшее время заблокированы по представлению ведомства. «Существенным фактором, влияющим на самоубийства, является запрещенная информация, распространяемая в сети Интернет», – объясняют подобные меры в Роспотребнадзоре.

Наибольшее количество нареканий в ведомстве высказывают к видеохостингу YouTube, принадлежащему компании Google. Там сотрудники Роспотребнадзора насчитали более 40 роликов, содержащих способы и призывы к суициду среди несовершеннолетних. «Обращает на себя внимание то, что представители «Google Россия», а также YouTube LLC выражают свою позицию, как представляется, основанную лишь на угрозе свободы доступа пользователей к информации на ресурсах в сети Интернет», – сетуют в ведомстве.

Кроме того, в Роспотребнадзоре подчеркивают, что в последнее время все чаще создаются «провокационные сайты и страницы», на которых граждане размещают информацию, фактически пропагандирующую суицид, а юридически доказать это практически невозможно. «Это создает возможность поставить под сомнение обоснованность и правильность принятого по результатам рассмотрения такого интернет-ресурса решения уполномоченным органом исполнительной власти», – резюмировали в Роспотребнадзоре.

Стоить отметить, что в списке «суицидальных» видеороликов с YouTube по указанию Роспотребнадзора оказалась, например, социальная реклама метрополитена Мельбурна под названием «Тупые способы умереть», направленная на уменьшение количества происшествий на железной дороге.

Интернет является мощным средством влияния не только на детскую, но и на взрослую психику, говорит «НИ» психиатр Юрий Вяльба: «Даже самое безобидное видео может нанести непоправимый урон психике ребенка, и при том грань негативного воздействия настолько мала, что к блокированию той или иной информации в Интернете нужно подходить с крайней осторожностью и в рамках разумного, не допуская перегибов». Однако главной причиной большого количества детских суицидов Юрий Вяльба назвал «общую бездуховность граждан, а также полную бесконтрольность подрастающего поколения».


АВТОР ЗАБЛОКИРОВАННОГО ТВИТА БУДЕТ СУДИТЬСЯ С РОСКОМНАДЗОРОМ
Редактор «Ленты.ру» Султан Сулейманов, опубликовавший в своем микроблоге шуточное сообщение о том, что совершать суицид «весело», оспорит блокировку этой записи через суд. Об этом в понедельник «НИ» сообщил правовой аналитик правозащитной ассоциации «Агора» Дамир Гайнутдинов, который будет представлять интересы Сулейманова в суде. У истца имеются все основания для того, чтобы выиграть этот процесс, уверен г-н Гайнутдинов: «Такое решение Роскомнадзора необоснованно и должно быть отменено. Это прямое нарушение статьи 29 Конституции РФ и закона о СМИ, где говорится о свободном распространении информации, если она не запрещена законом. В данном случае нам не предоставлено документальных оснований для того, чтобы полагать, что твит был признан запрещенным».
Пресс-секретарь Роскомнадзора Владимир Пиков заявил «НИ», что слышал о решении Сулейманова подать в суд, но никаких документов пока не получал. Г-н Пиков добавил, что новых твитов, которые могут быть заблокированы в будущем, пока нет, жалоб от интернет-пользователей в ведомство не поступало. При этом чиновник признал, что возможностей для мониторинга всего интернет-пространства в реальном времени нет ни у Роскомнадзора, ни у кого-либо еще: «Мы надеемся на поддержку сознательных социально-активных граждан, которые будут направлять в Роскомнадзор жалобы на тот или иной сайт. После рассмотрения жалобы будет проведена экспертиза и вынесено решение о блокировке». Решение о том, блокировать весь аккаунт пользователя или конкретную запись, по словам Пикова, будут выносить эксперты: «Все зависит от характера жалобы, поступила она на весь аккаунт или на один твит. В случае с Сулеймановым жалоба была подана на конкретную запись, ее мы и рассмотрели».
Помимо жалобы Султана Сулейманова на Роскомнадзор также подала иск компания YouTube LLC. Владелец крупнейшего видеохостинга требует отменить решение об ограничении доступа к ролику, в котором российские власти увидели пропаганду суицида. Речь идет о видеоуроке, в котором рассказывается о способах нанесения грима для празднования хеллоуина. Предварительные слушания по иску прошли в Арбитражном суде Москвы в пятницу, 15 марта. По словам г-на Пикова, иски к Роскомнадзору компании подают «в маркетинговых целях».
Иван КУЗНЕЦОВ

Опубликовано в номере «НИ» от 19 марта 2013 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: