Главная / Газета 28 Декабря 2012 г. 00:00 / Общество

Модные мечты и сладкая реальность

Россияне хотят найти под елкой современный гаджет, но Дед Мороз по-прежнему несет им конфеты

Евгения ЗУБЧЕНКО

До Нового года остались считаные дни, и народ уже вовсю закупается сувенирами, подарками и угощением к праздничному столу. «НИ» выяснили, что собираются дарить друг другу россияне в новогоднюю ночь и изменились ли их предпочтения в последние годы.

Что бы ни дарили друг другу россияне, Новый год всегда остается главным праздником торговли.<br>Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
Что бы ни дарили друг другу россияне, Новый год всегда остается главным праздником торговли.
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
shadow
Международные корпорации, выпускающие игрушки, бьют тревогу. По данным Financial Times, их предновогодние продажи резко сократились из-за того, что родители все чаще дарят детям планшеты и другие гаджеты вместо кукол и игровых приставок. «Два крупнейших производителя, Mattel и Hasbro, просто в ужасе», – говорит эксперт Шон Макгоун из инвестиционной компании Needham&Company.

Компания Mattel, известная всему миру как создатель Барби, сообщила, что самым продаваемым товаром в этом году стали не куклы, а игрушечные мобильные телефоны. Но главной угрозой для производителей игрушек стали планшеты. Зачастую взрослые покупают себе новые гаджеты, а свои старые устройства отдают детям. «Все, у кого есть ребенок младше десяти лет, имеют дома планшет. Этот планшет становится няней», – заявляет инвестор Дилан Коллинз.

В России дело с новогодними подарками обстоит более консервативно, чем на Западе. Так, согласно опросам компании Mail.Ru, 89% россиян тоже хотели бы получить на Новый год модный гаджет: 33% – планшетник, еще 22% – сотовый телефон или смартфон. В реальности же, согласно свежему опросу ВЦИОМ, 35% найдут под елкой сувениры, 29% – деликатесы и конфеты, 24% – игрушки, 23% – парфюмерию, косметику и бижутерию. Бытовую технику выберут в качестве подарка не более 6% опрошенных, столь ожидаемые мобильные телефоны получат также 6%. Фотоаппараты, музыкальные центры, плееры и диски вручат своим близким и друзьям 4% россиян. Гаджеты и другую компьютерную технику намерен купить лишь 1% респондентов. Столько же человек собираются преподнести в качестве новогоднего подарка турпутевку. Билеты на концерт и в театр, которые были в списке подарков в прошлом году, на этот раз из него исчезли.

«В советские времена мы жили в эпоху тотального дефицита, поэтому любой дефицитный товар, который удавалось, что называется, достать, мог послужить прекрасным подарком, – сказал «НИ» президент Гильдии маркетологов Игорь Березин. – Это касалось банальных рубашек, блузок и прочего в том же духе. Вся продукция легкой промышленности была в дефиците. Зато не было принято дарить бытовую технику, поскольку она была дорогой относительно доходов большей части населения. Банальный кассетный магнитофон «Электроника» стоил половину зарплаты рабочего».

В новые капиталистические времена прежде дефицитные товары перестали быть достойным подарком к Новому году, их место заняли стремительно подешевевшая бытовая техника и электроника. Но и эти времена прошли. «Не принято сейчас дарить мелкую бытовую технику, как это было лет 15 назад, – говорит г-н Березин. – Зато сохраняет популярность парфюмерия и косметика, а также все, что связано с кондитерскими наборами, фигурный шоколад, просто дорогие, хорошо оформленные конфеты. Среди новшеств можно отметить, что года 3–4 назад стало популярным преподносить подарочные карты или сертификаты. По популярности они на четвертом-пятом местах среди подарков на Новый год». Кроме того, при подготовке к празднику у россиян на первом месте стоит покупка всевозможных новогодних украшений и символики, связанной с восточными гороскопами.

Как отмечает ВЦИОМ, в России сохраняется тенденция ежегодного увеличения новогодних расходов. В нынешнем году главные зимние праздники обойдутся среднестатистической российской семье в среднем в 7428 рублей. Если сравнить нынешний показатель с докризисным периодом, то сумма средних расходов увеличилась на 50%: в 2007 году это обходилось средней семье в 4957 рублей. По сравнению с прошлым годом прирост составил 7%.

Самой затратной статьей расходов в новогодние праздники остается праздничный стол. Как отмечают социологи, на него россияне откладывают больше денег, чем на турпоездки, елки для детей, посещение праздничных мероприятий, – в среднем 2666 рублей. Чуть меньшую сумму денег респонденты планируют потратить на подарки – 2593 рубля.

Что же касается кулинарных предпочтений россиян в новогоднюю ночь, то они не меняются уже десятилетиями. «Конечно, три хита новогоднего стола – шампанское, салат оливье и мандарины – своих позиций не сдают, – говорит г-н Березин. – Об этом говорит хотя бы то, что 20% шампанского, которое находится в продаже в течение года, покупается именно в третью декаду декабря. Это пиковый сезон для игристого напитка».

Опубликовано в номере «НИ» от 28 декабря 2012 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: