Главная / Газета 17 Сентября 2012 г. 00:00 / Общество

«Спасательная служба России стала частью истории»

Заместитель председателя Совета Федерации Юрий Воробьев

Беседовала Анастасия СЕРОВА

На днях завершилась экспедиция, посвященная 20-летию Поисково-спасательной службы МЧС и официально названная «По следам Первой Камчатской экспедиции Витуса Беринга». Путешественники преодолели тысячи километров, передвигаясь в том числе на лошадях и велосипедах. Об итогах экспедиции, ее результатах, а также о трудностях, с которыми пришлось столкнуться на пути следования, «Новым Известиям» рассказал бывший первый заместитель главы МЧС, а ныне заместитель председателя Совета Федерации Юрий ВОРОБЬЕВ.

shadow
– Юрий Леонидович, как возникла идея проведения такой экспедиции и какова ее основная цель?

– В череде лет нашей истории 2012 год выделяется обилием памятных дат. И многие из них тесно связаны с формированием российской государственности, с важнейшими событиями нашей истории. Несомненно, среди важнейших из них я бы назвал 1150-летие отсчета истории России согласно «Повести временных лет», 400 лет завершения Смутного времени и победы народного ополчения Минина и Пожарского. Это и 200-летие Бородинской битвы и изгнание наполеоновской армии с территории Отечества и многие другие. Отмечаются и новые даты, уже из истории современной России. И 20-летие создания Поисково-спасательной службы МЧС России можно поставить в их ряд. И хотя выглядит она как «младенческая» дата, тем не менее это событие сыграло важную роль в формировании облика новой России, поставило наше государство в ряд тех стран, где ценность человеческой жизни, сохранение здоровья людей, продолжение жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, катастрофами и войнами, стало делом первейшей государственной важности. Посудите сами: Поисково-спасательная служба России за 20 лет участвовала в ликвидации 27 617 чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе в 412 гуманитарно-спасательных операциях за рубежом. За эти годы спасены 1 019 304 человеческие жизни. Именно поэтому в 2012 году спасатели, будучи патриотами своей страны, решили отметить свое 20-летие исторически важной и самой протяженной экспедицией Витуса Беринга, предпринятой по указу Петра I еще 285 лет назад. Маршрут экспедиции прошел через всю страну от Санкт-Петербурга до Командорских островов, где и были подняты флаги МЧС России, Российского союза спасателей и Русского географического общества, т.е. всех участников экспедиции в честь 20-летия Поисково-спасательной службы России.

– Как на практике удалось реализовать столь масштабный проект?

– Экспедиция проходила в форме эстафеты. Весь путь поделили на четыре участка по количеству федеральных округов, через которые пролегал маршрут путешественников, стартовавших одновременно из каждого округа: Северо-Западного, Уральского, Сибирского и Дальневосточного. 10 августа 2012 года залпом пушки бастиона Петропавловской крепости Санкт-Петербурга глава МЧС России Владимир Пучков дал старт экспедиции. А 28 августа одна из самых масштабных экспедиций в современной истории МЧС России завершилась возложением венков на могилу великого российского первопроходца Витуса Беринга на Командорских островах и торжественной церемонией в Петропавловске-Камчатском.

– Перед началом экспедиции вы выпустили книгу. С чем связано ее издание?

– Готовя экспедицию, хотелось привлечь внимание к истории великих географических открытий и вкладу знаменитых российских путешественников в развитие государства. Именно поэтому перед стартом экспедиции была издана книга, рассказывающая о ее маршруте, целях и задачах, организаторах и достопримечательностях, расположенных по пути следования, о региональных центрах, принимающих участие в экспедиции, и об основных вехах развития поисково-спасательной службы МЧС России. На протяжении всего маршрута экспедиции эту книгу вручали местным краеведческим музеям, школам, где уже созданы уголки истории. В рамках нашей акции Российский союз спасателей впервые издаст дневники Первой Камчатской экспедиции Беринга, которые хранились в Военно-морском архиве. Эти записи в то далекое время вел капитан-командор Петр Чаплин, который позже вместе с Берингом составил карту экспедиции. Это уникальный документ – взгляд на Россию глазами людей того времени. Участники экспедиции тоже делали свои заметки и наблюдения, они увидели уже другую, новую Россию. Все это служит формированию достоверных, научно обоснованных знаний об истории Отечества и прививает молодому поколению любовь к Родине. Сам девиз экспедиции – «Разные эпохи – одна традиция: людям – защита, Отечеству – слава!» – несет в себе ярко выраженную патриотическую направленность.

– Основной задачей экспедиции была просветительская деятельность?

– Не только. Помимо исторического уклона экспедиция имела широкий спектр целей и задач. Это и популяризация знаний о культурах народов, населяющих нашу страну, и пропаганда знаний в области преодоления последствий чрезвычайных ситуаций и минимизации возможных рисков, и пропаганда знаний в области гражданской обороны, и поднятие престижа национальной службы спасения, и оценка состояния обеспечения безопасности в труднодоступных местах и рекреационных зонах, и проведение социально ориентированных, культурно-массовых мероприятий, направленных на пропаганду безопасности жизнедеятельности.

– Были ли запланированы мероприятия в регионах России по маршрутам следования участников экспедиции?

– В ходе экспедиции был проведен целый комплекс значимых мероприятий. Так, в Вологодской области в ознаменование 200-летия основания бывшего русского поселения Форт-Росс, расположенного в штате Калифорния, с помощью интернет-телемоста прошел колокольный перезвон между городом Тотьмой и крепостью Форт-Росс. Здесь же при активном участии членов экспедиции были проведены «круглый стол» по теме «Роль Русского Севера в освоении северо-востока Российской империи в XVII–XVIII веках» и выставка пожарной техники. На базе Байкальского поисково-спасательного отряда в поселке Никола Иркутской области состоялась научно-практическая конференция, посвященная 20-летию со дня образования Поисково-спасательной службы МЧС России. В рамках конференции была организована работа «круглых столов» и секций, прошли показательные выступления спасателей и презентации региональных поисково-спасательных отрядов МЧС России. Участники конференции смогли ознакомиться с организацией системы обеспечения безопасности туристов и местного населения на акватории озера Байкал и прилегающих территориях. По маршрутам экспедиции проводились фотоконкурсы, конкурсы авторской песни, показательные тактико-специальные учения спасателей, выставки аварийно-спасательной техники, концерты, конкурсы среди дружин юных пожарных и спасателей образовательных учреждений, детские конкурсы, выставка «Спасение в Арктике», встречи с местными жителями. На ключевых этапах были организованы и другие праздничные мероприятия.

– Физически, наверное, сложно преодолеть такой маршрут. Пришлось столкнуться с какими-то трудностями?

– Практически нет. Это все очень интересно. В общей сложности участники экспедиции преодолели тысячи километров пути: сплавлялись по рекам, ехали на лошадях, велосипедах, проходили большие расстояния пешком, пользовались водным, наземным и воздушным транспортом МЧС России. Каждый этап экспедиции начинался с торжественной передачи эстафетного кубка – символа экспедиции и сплочения людей под эгидой общего дела. Это воодушевляло участников.

Юрий Воробьев (крайний слева) и другие участники экспедиции в Вологодской области.
shadow – Как вы уже говорили, экспедиция посвящена и 20-летию Поисково-спасательной службы. Что конкретно удалось сделать участникам экспедиции по линии МЧС?

– Наряду с культурной составляющей проделана большая работа, направленная на пропаганду безопасности в различных сферах жизни, а также формирование знаний по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций. На пути следования экспедиции были установлены современные системы пожаротушения, приведены в надлежащее состояние пожарные части, а к концу этого года запланировано завершить ремонт всех подразделений МЧС. Специальной группой, входившей в состав экспедиции, были обобщены материалы по улучшению социальной защищенности спасателей, которые работают в отдаленных уголках страны, таких как Командорские острова. Здесь был открыт филиал аварийно-спасательного подразделения.

– Сегодня все большее значение уделяется вопросу развития отдаленных территорий страны: Сибири, Дальнего Востока, Арктической зоне. Очень символично, что все эти регионы проходят по маршруту следования экспедиции...

– Как я уже сказал, такой маршрут выбран не случайно. И проведенная экспедиция справилась с задачей по апробированию новых спасательных технологий, направленных на проведение аварийно-спасательных работ в труднодоступных местах и в особо сложных условиях. Участники экспедиции также определили места расположения аварийно-спасательных центров, благодаря которым будет обеспечена комплексная безопасность населения и территорий Арктической зоны Российской Федерации. Ведь с ростом перевозок по Северному морскому пути и промышленным освоением шельфа этот регион приобретает стратегическое значение для страны. Во все времена российское государство проводило курс на развитие инфраструктуры в отдаленных от центра территориях и на обеспечение условий для проживания людей. Эта деятельность не теряет своей актуальности и сегодня. Так, участники экспедиции проверили уровень взаимодействия территориальных подразделений МЧС России и подтвердили, что за последние 20 лет министерство сформировало уникальную, отлаженную систему служб экстренного реагирования, способную противостоять любым угрозам.

– Как вы думаете, экспедиции удалось всколыхнуть интерес россиян к туризму в России?

– Одной из задач экспедиции также было исследование туристических маршрутов. Экспедиция наглядно продемонстрировала привлекательность регионов России с точки зрения развития туристической отрасли. Не секрет, что мы живем в уникальной стране с разнообразным ландшафтом и климатом. Немногие страны могут этим похвастаться. Данные преимущества целесообразно использовать для активного развития туризма в нашей стране, а те книги, которые будут изданы Россоюзспасом, ценнейшей из которых будет книга по запискам Петра Чаплина, могут использоваться для развития туризма. И почему бы часть маршрута экспедиции Витуса Беринга не использовать для этого? Благодаря подобным мероприятиям можно говорить о возрождении интереса к истории нашей страны и традициям беззаветного служения родине.

– Как вы оцениваете результаты экспедиции?

– Нынешняя экспедиция с честью продолжила славные традиции, заложенные великим первооткрывателем Витусом Берингом, и показала, что историко-географические исследования – это не просто дань памяти предкам, но и фундамент, на котором формируется национальное единство, патриотизм всего народа. Экспедиция продемонстрировала масштабную готовность спасательной службы России обеспечить присутствие и выполнить задачи в любой точке нашей необъятной страны. Сегодня мы вправе гордиться тем, что спасательная служба России стала частью славной истории и продолжает успешно развиваться в интересах всех наших граждан, занимая ведущее место в мировом рейтинге спасательных служб. Подробно итоги проведения экспедиции будут подведены 19–20 сентября 2012 года в Вологодской области на базе учебно-спасательного центра «Вытегра». Предстоит обсудить ряд вопросов, связанных с возникшими трудностями и возможностью их преодоления, а также результаты, которых удалось достичь в ходе экспедиции.

– Запланировано ли проведение каких-либо других мероприятий на УСЦ «Вытегра»?

– Да, кроме того, что я говорил, там же пройдет международная научно-практическая конференция с выставкой и демонстрационной программой по теме «Совершенствование работы в области обеспечения безопасности людей на водных объектах при проведении поисковых и аварийно-спасательных работ». Будут привлечены иностранные специалисты – наши коллеги из Великобритании, США, Швеции, Новой Зеландии, Италии, Канады. Участники обсудят технологии обеспечения безопасности на речном и морском транспорте, а также на объектах водной транспортной инфраструктуры на примере Северо-Западного федерального округа, практику применения различных видов судов, используемых МЧС России, ознакомятся с зарубежными аналогами с целью выявления преимуществ и недостатков различных типов судов, особенностей их применения в зависимости от рельефа местности и климатических условий, в том числе в Арктическом регионе.

Экспедиция, начавшаяся в Санкт-Петербурге, финишировала на Командорских островах.
shadow – Будут ли на этой научной конференции обсуждаться вопросы о законодательном регулировании безопасности на воде?

– Да. На конференции предстоит обсудить вопросы формирования единого нормативного правового поля в области безопасности на водных объектах на уровне субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, надзора и контроля за выполнением требований по обеспечению безопасности и охраны жизни людей на воде, а также применение инновационных технологий в этой сфере. Особое внимание будет уделено вопросам профилактики предупреждения несчастных случаев на воде. Наше законодательство в области обеспечения безопасности маломерного флота нуждается в доработке. На конференции мы будем обсуждать эти вопросы.

– А какая техника будет там представлена?

– В рамках конференции будут продемонстрированы образцы отечественной техники, которая успешно работает на обеспечение безопасности людей, например гидролокационные комплексы «Неман», судна на воздушной подушке, подводные аппараты, ход реализации проекта по созданию и использованию аппаратов легче воздуха (дирижабль), всевозможные роботизированные средства, водолазное снаряжение, средства мониторинга чрезвычайной ситуации на водной акватории с применением реактивного водометного движителя и другие.

– В каком направлении движется работа по предупреждению чрезвычайных последствий на воде?

– В целом позитивную работу МЧС России в обеспечении безопасности на водных объектах можно наблюдать уже сегодня. В последние годы в этой сфере наметилась положительная динамика, снизилось количество случаев гибели на воде, граждане стали более ответственно подходить к эксплуатации маломерных судов, наладилось взаимодействие работников ГИМС МЧС России с судовладельцами, но в этом направлении еще много предстоит сделать. На эти и другие вопросы и должны ответить участники международной научно-практической конференции.

Опубликовано в номере «НИ» от 17 сентября 2012 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: