Главная / Газета 17 Апреля 2012 г. 00:00 / Общество

40 лет без права отдыха

Не увеличивая пенсионный возраст формально, чиновники ухитрятся сделать это по факту

АРФИ ГЕВОРКЯН

Минздравсоцразвития предлагает начислять пенсии по обновленной формуле. В посчитанной по-новому пенсии не должно быть места накопительной части, которая формируется при участии самого будущего пенсионера, сумма будет рассчитываться, исходя из стажа и размера заработка. Кроме того, предлагается установить минимальный стаж работы для претендующих на полную пенсию. С помощью этих мер чиновники надеются заставить россиян становиться пенсионером позже, чем предписывает закон, не повышая при этом пенсионный возраст.

Пенсионной системе России снова предстоит претерпеть изменения. Инициатором реформы на сей раз выступило Минздравсоцразвития. Соответствующий законопроект уже направлен в Белый дом.

Первое изменение должно коснуться формирования размера пенсии. Глава министерства Татьяна Голикова убеждает правительство отказаться от накопительной части пенсии, а взносы направлять по действующей ставке тарифа в 22% в так называемую солидарную часть. По замыслу чиновников, предполагается создать три уровня пенсионной системы. В нее будут включены обязательный государственный, корпоративный и добровольный накопительный уровни, при этом должна исчезнуть индивидуальная часть. А при отмене последней размер взносов не сможет напрямую влиять на размер пенсии, которую отныне ведомству удобнее привязать к стажу и размеру заработка россиянина пенсионного возраста.

Напомним, что сейчас действующая ставка взноса в ПФР составляет 22% взноса у родившихся в 1967 году и позже. 6% из них направляется на накопительную часть, еще 10% – на индивидуальный счет работника (формирует объем его будущих пенсионных прав), а 6% направляется в солидарную часть и на объем пенсионных прав не влияет. У родившихся раньше 1967 года накопительной части нет, в индивидуальную направляется 16%, в солидарную – 6%.

Заработок, к которому привяжут пенсию, будет рассчитываться как соотношение зарплаты работника за весь период работы к средней зарплате по России за тот же период. Все это ведомство умножает на размер среднего расчетного заработка по стране за последний квартал перед начислением пенсии. Напомним, что в действовавшей до 2002 года пенсионной системе расчетный заработок был в два раза ниже номинального, учитываемого Росстатом. Сейчас средний размер трудовых пенсий после апрельской индексации вырос на 3,4 % и равен 9 тыс. 263 руб., а средний размер государственной пенсии после увеличения на 14,1% с 1 апреля составляет 6 тыс. 437 руб.

Второй пункт реформы коснется стажа, необходимого для выхода на пенсию. Напомним, что с 2002 года минимальный стаж работы составляет пять лет и на размер пенсии не влияет. Минздравсоцразвития предлагает в корне изменить ситуацию – минимальный стаж, отработав который можно будет претендовать на неполную пенсию, увеличить втрое – с 5 до 15 лет. Но главное – установить минимум по стажу для получения полной пенсии: на уровне 40 лет для женщин и 45 лет для мужчин.

Таким образом, лишив человека возможности увеличить свою пенсию с помощью финансовых инструментов, Минздравсоцразвития оставит ему один путь – более поздний выход на пенсию. «Пенсионер будет делать выбор между получением неполной пенсии в период работы и возможностью приобретения права на полный размер пенсии», – объясняет в письме к правительству глава Минздравсоцразвития.

Корпоративная пенсия будет предложена работникам «отдельных организаций или отраслей». Она будет пополняться за счет дополнительных платежей работодателей и работников. А вот о накопительной пенсии работники будут вынуждены заботиться сами на добровольной основе. Подытожив свои расчеты, ведомство подогнало цифры: работник, чья пенсия в течение 30 лет формируется за счет всех трех уровней, может рассчитывать на сумму, составляющую 70–80% утраченного заработка.

МЭР и Минфин уже раскритиковали инициативу коллег из Минздрава. В ведомствах не без опасения предупредили: новая формула приведет к тому, что к 2030 году доля пенсионеров в обществе будет равна доле работающего населения. Оба министерства настаивают на развитии накопительной пенсионной базы (с формированием разнорисковых портфелей, инструментов и механизмов страховых гарантий), а также на плавном повышении пенсионного возраста до 63 лет.

«Новая формула повысит прозрачность в пенсионной системе, – заявил «НИ» научный сотрудник института социологии РАН Юлия Лежнина. – Теперь хоть людям станет понятно, как пенсия рассчитывается. А с накопительными только путаница, люди не понимают, что будет с размером пенсии, хотя бы потому, что доходность инвестируемых средств постоянно меняется». С другой стороны, г-жа Лежнина подчеркивает, что добиться прозрачности не значит решить все проблемы. «В частности, остается открытым вопрос увеличения пенсионного возраста, – продолжает эксперт. – Понятно, что неявными мерами пенсионный возраст будет повышен. И это вызовет менее яркие протесты, чем если бы государство показательно пошло на этот шаг». С ней согласен и ведущий научный сотрудник Центра развития Андрей Чернявский. По его словам, власти не хотят принимать политическое решение по вопросу увеличения пенсионного возраста, но если инициатива Татьяны Голиковой будет поддержана, то, чтобы получать полноценную пенсию, мужчины будут вынуждены работать до 65 лет.

Опубликовано в номере «НИ» от 17 апреля 2012 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: