Главная / Газета 11 Апреля 2012 г. 00:00 / Общество

Похороны Интернета

Издателям рекомендовали развивать бумажные версии газет и журналов

АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВ

Несмотря на распространение Интернета, доходы от бумажных версий изданий превосходят доходы от сайтов в десятки раз, было заявлено вчера на форуме «Качественная пресса России и перспективы ее развития». На форуме также наградили ведущие издания страны, в том числе «Новые Известия», знаком «Золотой фонд прессы», а главный редактор «НИ» Валерий Яков был признан победителем конкурса «Главный редактор года».

Фото: АЛЕКСАНДР КОЛЕСНИЧЕНКО
Фото: АЛЕКСАНДР КОЛЕСНИЧЕНКО
shadow
Доклад о ситуации на рынке прессы представил на проходившем в Российской академии народного хозяйства и госслужбы деловом форуме «Качественная пресса России и перспективы ее развития» замначальника Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати РФ Геннадий Кудий. По его словам, оборот рынка прессы в минувшем году составил 112,8 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 4,5%. «С учетом инфляции рост – условный», – резюмировал г-н Кудий. Крупнейшим источником доходов стала реклама (47,7 млрд. рублей), однако выручка от нее оказалась более чем в 1,5 раза меньше, чем в 2008 году (74,5 млрд.). При этом в России зарегистрированы 70,5 тыс. изданий, тогда как, к примеру, в США выходят лишь две тыс. «В России журналистов больше, чем в Америке», – объявил Геннадий Кудий и добавил, что ресурсов для стольких СМИ в стране нет.

Доходы от рекламы в Интернете в минувшем году были больше, чем в прессе, – 49,3 млрд. рублей. Однако, по словам г-на Кудия, большая часть этой суммы (31,3 млрд. рублей) – это выручка от контекстной рекламы, которая «в газетах рекламой не считается». стоматология Герцог - недорогая стоматология в Тольятти Кроме того, по утверждению докладчика, ни одного прибыльного интернет-издания не существует ни в России, ни в мире, а основным источником доходов издателей остается бумага. Известны даже случаи, когда отказавшиеся от бумажных версий издания снова их возрождали.

Те же, кто активно развивает интернет-версии изданий, получают от них лишь незначительную часть дохода: «4% у наиболее продвинутых издательских домов».

Распространенность Интернета, по словам г-на Кудия, переоценили, поддавшись на доводы интернет-индустрии, деятели которой стремились представить свой бизнес как можно масштабнее: «Интернету было выгодно хоронить нас». Докладчик привел данные недавних опросов «Левада-Центра» и ФОМ, из которых следовало, что 62% взрослого населения страны Интернетом не пользуются, а основным источником информации Сеть считают лишь 22% россиян.

Причем Россия здесь не исключение. Не пользуются Интернетом более половины жителей таких европейских стран, как Греция и Болгария, а в целом по Евросоюзу никогда не выходили в Сеть более четверти (26%) взрослых европейцев.

Убедив собравшихся, что будущее надо связывать не с электронными версиями, а с бумажными, Геннадий Кудий перешел к тому, как обеспечить их благополучие. Пока что подписка сокращается (на 1% за минувший год), но «это связано с вымиранием населения, которое газеты читало», а «на смену ему приходят мигранты, которые с русским языком не очень знакомы». Снижение же розничных продаж связано с тем, что «реформы по распространителям только бьют», тогда как «в Европе пресса дает киоскам только 30% выручки, а остальное – от сопутствующих товаров», и «это позволяет бизнесу увереннее стоять».

Председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин пошел еще дальше и призвал брать пример с Чехии, где газетным киоскам разрешили торговать пивом, после чего киосков прессы открыли столько, что Чехия стала наиболее насыщенной ими страной Европы – один киоск на 400 жителей: «Купил пиво и две газеты, и всем хорошо». Еще одно предложение г-на Оськина – принять закон о государственной поддержке СМИ, поставивший бы все издания в равные условия по возможности получения государственных дотаций, – вызвало бурные аплодисменты.

На форуме также подвели итоги конкурса «Золотой фонд прессы». Председатель оргкомитета конкурса и гендиректор издательского дома «Журналист» Геннадий Мальцев сообщил, что многие издания отсеяли «в силу желтизны», а также тяготения к экстремизму, причем изданий, чьи публикации находятся «на грани экстремизма», в провинции больше, чем в столице. Всего же знак «Золотой фонд прессы» получили 308 изданий, в том числе «Новые Известия», а главный редактор нашей газеты Валерий Яков победил в конкурсе «Главный редактор года».

Опубликовано в номере «НИ» от 11 апреля 2012 г.


Новости дня


Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: