Главная / Газета 21 Февраля 2012 г. 00:00 / Общество

Езда по талонам

Реформа техосмотра не избавила автовладельцев от очередей и коррупции

Александр КОЛЕСНИЧЕНКО, Адель КАЛИНИЧЕНКО, Мюнхен, Борис ВИНОКУР, Чикаго, Ирина АЛЕКСИДЗЕ, Тбилиси, Яна СЕРГЕЕВА, Киев

Вступивший в силу с этого года новый закон о техосмотре собираются менять: в Госдуму поступили уже два законопроекта с поправками. Новый закон старые проблемы не решил, но зато создал дополнительные: одни автовладельцы вынуждены возить исправные машины на техосмотр на эвакуаторе, другие – ездить с недозаполненным талоном, который не позволит рассчитывать на возмещение по ОСАГО в случае аварии. Общественники указывают на бессмысленность этой процедуры и призывают отменить техосмотр, как поступили в некоторых бывших советских республиках. Нет обязательного техосмотра и в США: там под угрозой повышения платежа за страховку за состоянием автомобиля следит его владелец.

Новый закон о техосмотре только вступил в силу, а в него уже вносятся поправки.<br>Фото: ДМИТРИЙ ХРУПОВ
Новый закон о техосмотре только вступил в силу, а в него уже вносятся поправки.
Фото: ДМИТРИЙ ХРУПОВ
shadow
Реформа техосмотра началась минувшей весной после того, как на столичных пунктах его проведения выстроились огромные очереди. Очереди же выстроились потому, что раньше многие автовладельцы (по данным опросов – до двух третей) талон о прохождении техосмотра покупали, а теперь для борьбы с коррупцией все приезжающие на проверку машины было приказано фотографировать. Купить талон стало сложнее, водители потянулись на пункты техосмотра, которые не выдержали такого наплыва. В конце апреля возмущения автовладельцев услышал президент Медведев и назвал талон техосмотра «никчемной бумажкой», а саму систему – «изжившей себя напрочь».

После этого на техосмотр ввели мораторий до конца года, а Госдума в июле приняла закон о передаче техосмотра аккредитованным страховщиками частным операторам. Тарифы разрешили устанавливать регионам: сейчас они составляют от 265 рублей в Астраханской области до 983 в Приморском крае, в среднем по России – 472. Граждане же получили возможность проходить техосмотр в любом регионе, а не только по месту жительства, и в талон стали вписывать не регистрационный номер автомобиля, а VIN, что избавило покупателей подержанных машин от необходимости переоформлять неистекший талон.

Однако от очередей на пунктах прохождения техосмотра новая система не избавила. Требуемое число этих пунктов определили в 10 тыс. Но, по данным Российского союза автостраховщиков, который занимается аккредитацией операторов техосмотра, к 2039 организациям, которые проводили техосмотр совместно с ГИБДД и получили аккредитацию автоматически, пока что добавилось менее 300 новых операторов, и на рассмотрении находятся лишь несколько десятков заявок. Несмотря на то, что регламентное время осмотра легкового автомобиля сократили с 41 минуты до 30, число выдаваемых талонов на пунктах техосмотра уменьшилось до 17–30 в день, хотя «при ментах по сто было», признаются на интернет-форуме сотрудники фирм-операторов. При этом многие фирмы не могут работать на полную мощность из-за нехватки персонала, так как, согласно постановлению Министерства промышленности и торговли, проводить техосмотр могут только работники с профильным высшим или средним специальным образованием, прошедшие курсы повышения квалификации и имеющие трехлетний опыт диагностики транспортных средств. Предприниматели утверждают, что, исходя из существующих расценок на техосмотр, могут предложить лишь такую зарплату, при упоминании которой специалисты требуемой квалификации «крутят пальцем у виска».

Огромные очереди не позволили пройти техосмотр многим из тех автовладельцев, кто согласился на так называемое «ускоренное получение талона», предлагаемое одним из крупных страховщиков. Закон не позволяет оформлять ОСАГО, если талон техосмотра отсутствует или срок его действия истекает менее чем через полгода. Страховщик нашел выход и стал продавать автовладельцам полисы ОСАГО вместе с недозаполненными талонами, на которых отсутствует подпись эксперта. Одновременно с автолюбителя брали обязательство пройти техосмотр и получить недостающую подпись. В противном случае страховщик оставляет за собой право не покрывать ущерб от аварии, совершенной по вине этого водителя. В результате заплативший за ОСАГО 4–6 тыс. рублей (средний тариф при страховке на год) фактически оказывается незастрахованным, а этот платеж – лишь дополнительным налогом с водителя за возможность ездить.

Таким налогом с водителей является и техосмотр в его нынешнем виде, говорит «НИ» президент Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. По его словам, никакого влияния на ситуацию с аварийностью техосмотр не оказывает: «Полгода его не было, и тенденция нулевая». Статистика ГИБДД подтверждает: неисправность автомобилей признается причиной менее 0,5% аварий. Закон обязывает оператора техосмотра компенсировать ущерб от аварии, которая произошла из-за неисправности автомобиля, прошедшего техосмотр у этого оператора. Однако эта норма закона не действует: доказать, что неисправность была во время техосмотра, а не возникла позже, невозможно. Тем более что при некоторых неисправностях (не работают тормоза, не горят фары в темное время суток) ездить на автомобиле запрещают Правила дорожного движения, и машину с негорящими фарами могут остановить и отправить на штрафстоянку на любом посту ГИБДД.

Эксперты называют нынешний техосмотр «дополнительным налогом с водителей».
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
shadow Техосмотр нужно отменить, а ответственность за техническое состояние автомобиля переложить на его хозяина, призывает «НИ» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. По его мнению, нужно ужесточить наказание для тех, кто совершил аварию из-за неисправного автомобиля. Если же аварии нет, то нет и повода придираться к водителю. Схожий подход действует в США. Там техосмотр проводится по желанию владельца. Как правило, американские водители контролируют состояние тормозов, рулевого управления, а также количество вредных веществ в выхлопных газах. Последнее важно, так как в США строгое экологическое законодательство, и за превышение норм выброса вредных веществ водителя лишат прав. Особое внимание уделяют машинам старше пяти лет. Их владельцам рекомендуют проходить техосмотр ежегодно.

Специальных пунктов прохождения техосмотра в США нет, и автовладельцы могут обращаться в любой автосервис. Процедура бесплатна, и после ее окончания водитель получает документ с перечислением неисправностей, сроков их ремонта и предполагаемой датой следующего техосмотра. Сроки ремонта – не категоричные, кроме экстренных случаев, когда на автомобиле опасно ездить. Соблюдение этих сроков – личное дело владельца машины. Механик одного из сервисных центров в Чикаго рассказал «НИ» о недавнем происшествии с одной из осмотренных машин. Ее владельцу рекомендовали срочно заменить изношенные шины, но он этого своевременно не сделал, и во время скоростной езды на хайвэе одна из шин лопнула. Автомобиль перевернулся и врезался в машину, едущую по соседней полосе. Ремонт обоих автомобилей оплатила страховая компания, после чего повысила стоимость страховки для виновника инцидента.

По пути отмены техосмотра пошли и в некоторых бывших советских республиках. В Грузии мораторий на техосмотр действует с 2004 года. Власти ввели его для борьбы с коррупцией, и статистика последних лет свидетельствует, что число аварий из-за неисправности автомобилей не увеличилось. На Украине с августа прошлого года отменили техосмотр для автомобилей граждан и оставили лишь «технический контроль», который должны раз в два года проходить автомобили, принадлежащие юридическим лицам, и раз в год – такси и грузовики. «Технический контроль» теперь проводят без участия Госавтоинспекции на аккредитованной станции технического обслуживания. Процедура схожа с техосмотром – проверяют тормоза, люфт руля, работоспособность световых приборов, стеклоомывателей и стеклоочистителей, светопропускание стекла, высоту протектора шин и наличие аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки. Расценки – от 120 гривен (15 долларов США) для легковых автомобилей до 200 гривен (25 долларов США) для автобусов. Штраф за несвоевременное прохождение «технического контроля» – до 425 гривен (53 доллара США).

По схожему пути следует двигаться и России, свидетельствуют результаты опроса среди читателей «НИ», проведенные на сайте издания. Две трети (66%) респондентов поддержали полную отмену техосмотра и лишь 5% выступили за утвержденный новым законом порядок, когда техосмотр отдают аккредитованным страховщиками сервисным центрам. По словам Сергея Канаева, ссылки защитников техосмотра на Венскую конвенцию, которую подписала Россия и которая обязывает проводить техосмотр, неправомерна: для выезда на своих машинах за границу граждане могли бы проходить техосмотр в добровольном порядке. К примеру, сейчас так поступают владельцы новых машин. Российское законодательство позволяет не проходить техосмотр автомобилям до трех лет, но для выезда за границу на такой машине талон техосмотра нужен, и его можно получить в общем порядке – после оплаты тарифа и прохождения осмотра.

В западноевропейских странах техосмотр существует, однако там смогли сделать эту процедуру удобной для автовладельцев и свободной от коррупции. Например, в Германии техосмотр проводят две организации – DEKRA и TUV, не связанные ни с полицией, ни со страховщиками, ни с автосервисами. Очередей на пунктах техосмотра, как правило, нет, так как число пунктов рассчитано пропорционально количеству населения. Проверка длится 15–20 минут и стоит 60 евро. Проверяют тормоза, работу световых приборов, состояние резины, рулевое управление и уровень вредных веществ в выхлопных газах. Техосмотр проводят придирчиво – на ремонт после него отправляют в среднем половину автомобилей. Автовладельцу вручают справку о том, что попытка техосмотра была (с этой справкой можно ездить месяц), а также список неисправностей, которые необходимо устранить. Повторный техосмотр после ремонта – бесплатный.

Те же, чьи автомобили признали исправными, получают цветную наклейку на номерной знак. По этой наклейке полицейский всегда сможет определить, прошла ли машина очередной техосмотр и не просрочила ли новый. Новые машины проходят техосмотр раз в три года, машины старше трех лет – раз в два года. Сейчас обсуждают сокращение этого интервала до года для машин старше семи лет: по данным исследований, четверть автомобилей этого возраста имеют серьезные неисправности. При этом понятие «купить техосмотр» немцам не знакомо. Более того, желающие продать подержанный автомобиль могут доплатить за «специальное предложение по техосмотру» для подтверждения, что спидометр автомобиля не скручивался, а кузов – не рихтовали и не перекрашивали.

Россия могла бы пойти по украинскому пути: еще с прошлой осени в Госдуме находится законопроект депутата-коммуниста Сергея Штогрина об отмене техосмотра для автомобилей, принадлежащих физическим лицам. Но гораздо более вероятно принятие другого законопроекта, который на минувшей неделе внесли единороссы Наталья Бурыкина и Владислав Резник. Их законопроект отменяет норму о том, что продавать полис ОСАГО можно только при наличии талона техосмотра со сроком действия не менее полугода. Более того, застраховать машину можно будет и при отсутствии талона техосмотра. Но только на 15 дней с обязательством за этот срок пройти техосмотр.

Одновременно сотрудникам ГИБДД вернут право проверять наличие талона техосмотра. С 1 января нынешнего года их этого права лишили. Предлагается же приравнять отсутствие талона техосмотра к отсутствию полиса ОСАГО и наказывать за это штрафом от 500 до 800 рублей и запретом на эксплуатацию автомобиля до тех пор, пока техосмотр не будет пройден. Если законопроект примут, реформа техосмотра вернется к тому же, с чего начиналась: очереди, коррупция и «никчемная бумажка», по выражению президента Медведева. С добавлением лишь нескольких сотен мест, где эту бумажку можно получить, и прекращением проверки автомобилей по базе «Розыск», как было, когда техосмотр проходил в ГИБДД.

Опубликовано в номере «НИ» от 21 февраля 2012 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: