Главная / Газета 15 Декабря 2011 г. 00:00 / Общество

Шекспир из Бирюлево

Москву могут превратить в мировую культурную столицу с помощью англоязычных театров и музейных абонементов

АННА СЕМЕНОВА

Голливуд в Подмосковье, театры на английском языке, спектакли с субтитрами, музейный абонемент, экспозиции, посвященные СССР и русскому авангарду. Такие меры, по мнению экспертов, способны сделать Москву мировой культурной столицей. Финансировать объекты культуры предлагается на основе «лайков» в социальных сетях, а в образовательных учреждениях создать специальность «арт-менеджмент». Специалисты отмечают, что нельзя сосредотачиваться только на «высоком», забывая о приземленных вопросах.

В минувший вторник в Москве прошел очередной экспертный семинар, организованный информационно-аналитическим каналом «Полит.ру» и Российской академией народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ. На сей раз обсуждался вопрос, как превратить Москву в мировую культурную столицу. Одно из предложений, высказанных на семинаре, – организовать аналог Голливуда на присоединенных к Москве территориях. «Это трудоинтенсивное производство, появится много рабочих мест, к тому же занятие модное. Это даст толчок к развитию российского кинематографа, ну и туристов привлечет», – рассуждает профессор Высшей школы экономики Александр Долгин.

Сложнее всего будет привлечь туристов, по мнению театрального критика Марины Давыдовой, в театральной сфере. «Языковая проблема – существенное препятствие, – считает эксперт. – Хотя в Берлине есть театры, которые по определенным дням дают спектакли с субтитрами на разных языках. У нас тоже можно было бы сделать что-то подобное, например, в Московском художественном театре. Правда, для этого было бы неплохо сделать хотя бы двуязычный сайт». Искусствовед Григорий Ревзин считает, что можно было бы организовать англоязычные театры. «Четырех штук было бы достаточно. Русские актеры наконец-то научатся говорить по-английски, что хорошо скажется на их карьере, – сказал эксперт. – А то туристы ходят только на балет и в оперу, потому что остальное не понимают».

Хотя иностранцы отмечают, что Москва, кажется, состоит сплошь из цветочных киосков и театров, у нас нет нормального театрального музея, продолжает Марина Давыдова: «Бахрушинский музей обладает фантастическими фондами, но они слабо поданы, просто пылятся под стеклом. Есть проблемы и с информированием туристов. Многие пошли на премьеру «Руслана и Людмилы» в Большой только потому, что узнали об этом после того, как событие вызвало в России шквал негодования».

Впрочем, театрам пока не до интуристов – привлечь бы наших соотечественников. По данным руководителя столичного департамента культуры Сергея Капкова, из четырех миллионов театралов 500 тысяч составляют провинциалы. «Они идут в театр либо если осталось время до поезда, либо специально приезжают из Подмосковья, – рассказал чиновник. – Другое дело, что средняя заполняемость театров, включая дни елок, колеблется от 21 до 45%. Москвичам столичные театры обходятся в 11 миллиардов рублей, причем 7,5 миллиарда составляет только зарплатный фонд. В то же время из 88 театров финансово эффективны только пять. И подавляющее большинство финансируемых городом театров не участвует даже в Дне города, предпочитая открыть сезон попозже».

В музеях трудностей перевода, по идее, не должно быть вообще. Однако с посетителями и там недобор. По мнению экспертов, москвичей и гостей столицы отпугивает неудобный график работы и низкий уровень сервиса. «В том же Лондоне все государственные музеи бесплатны для посещений, тогда как в Третьяковке нет даже билета, позволяющего посетить все территории», – рассказывает руководитель программы «Меняющийся музей в меняющемся мире» Наталья Самойленко.

По мнению г-жи Самойленко, музеям стоит также продлить время работы: «Акция «Ночь в музее» так популярна потому, что люди в музей, кроме как в выходные, не могут попасть. Хотя еще 20 лет назад Третьяковская галерея работала до 20.00». А вот бесплатным делать вход, по мнению Сергея Капкова, не обязательно: «Люди готовы платить, если услуга будет качественная. Фотогалерею братьев Люмьер посещают 10 тысяч человек в месяц, тогда как музей ГУЛАГа – 10 тысяч человек в год, причем на 70% – иностранцы». По мнению Григория Ревзина, многие музеи нуждаются в каталогизации и пересмотре целесообразности бюджетной подпитки: «Если в музей площадью 300 квадратных метров приходят два человека в год, то финансовую политику надо менять. Например, отдать эти деньги на создание музея СССР – это устоявшийся бренд, знаменитый во всем мире». Как сообщил «НИ» Сергей Капков, все предложения интересны и требуют тщательного рассмотрения.

Распределять бюджет эксперты предлагают с помощью обратной связи с населением. «Это те самые «лайки» в социальных сетях, которые можно оставлять за кандидатов, получивших больше всего положительного внимания», – говорит Александр Долгин. Впрочем, деньгами еще надо грамотно распорядиться. А по словам руководителя проекта «Винзавод» Софьи Троценко, «у нас нет хорошего образования в сфере современной культуры: арт-менеджеров, художников, дизайнеров, кураторов». Как рассказал Александр Долгин, стоит ввести в вузах специальность «менеджера культуры» – это может быть двухлетнее второе высшее образование для выпускников экономических специальностей.

Опубликовано в номере «НИ» от 15 декабря 2011 г.


Новости дня


Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: