Главная / Газета 3 Ноября 2011 г. 00:00 / Общество

Стоящее дело

Предприимчивые москвичи и малый бизнес зарабатывают на больших пробках

Светлана БАШАРОВА, Анна СЕМЕНОВА, Анастасия МАЛЬЦЕВА

По данным аналитического центра «Яндекс.Пробки», дорожная ситуация в столице за последний год значительно ухудшилась. При этом растет и экономический ущерб от московских заторов, который, по оценке МАДИ, в 2009 году составил 40 млрд. рублей. Пользу пробки приносят, видимо, только тем, кто превращает застрявших автомобилистов в потребителей своей продукции. Нешуточные доходы дают самые разные идеи – подать кофе в салон, продать одноразовые мини-туалеты, сделать заточение приятным с помощью массажного кресла и полезным с помощью аудиокниг, наконец, обустроить в машине полноценный офис – с принтером и факсом.

Бизнес на пробках не стоит на месте.<br>Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
Бизнес на пробках не стоит на месте.
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
shadow
С каждым годом пробки на московских дорогах становятся все безнадежнее. «С 2007 по 2011 год мы наблюдаем постепенное усложнение дорожной ситуации в центре города, особенно по вечерам», – рассказали «НИ» в аналитическом центре «Яндекс.Пробки». При этом положение ухудшается стремительно. В сентябре 2011 года ситуация на дорогах оказалась на 15–20% сложнее, чем год назад. В этом сентябре, по данным центра, Садовое и Третье транспортные кольца часто вставали в сплошную пробку, а в прошлом году такое бывало только в снегопад. «Яндекс.Пробки» прогнозируют, что вскоре, когда пойдет снег, движение еще больше «замерзнет».

В среднем почти четверть российских автомобилистов каждый день стоят в пробках более получаса. К таким выводам пришел Исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.ru, опросив 1600 человек в разных городах страны. 13% водителей проводят за этим занятием более часа в день и почти половина – менее получаса.

С каждым годом растет и экономический ущерб от пробок. В 2009 году его подсчитал Московский автомобильно-дорожный институт. МАДИ оценил потерянное время автомобилистов и ущерб экологии в 40 млрд. рублей в год. По мнению руководителя Московского центра борьбы с пробками Александра Шумского, доходы от заторов никогда не смогут покрыть расходы. Однако и они являются нешуточными. На пробках, как выяснили «НИ», зарабатывает как крупный бизнес, так и просто предприимчивые москвичи.

Кофе в салон

Зарядные устройства для телефонов, диски и базы личных данных россиян – это, как рассказал «НИ» Александр Шумский, наиболее расходящиеся в пробках товары. По его словам, ряды стоящих машин стали торговыми еще 10 лет назад, и теперь продавцов можно встретить практически на любом загруженном перекрестке. «На пересечении Профсоюзной улицы и улицы Теплый Стан ходит неопрятного вида человечек, весь увешенный проводами, – рассказала «НИ» москвичка Елена Северьянова. – По 50–100 рублей он продает зарядки для телефонов». Пробочные торговцы чутко реагируют на спрос. Например, в конце октября, по словам Александра Шумского, они предлагали маски для хеллоуина. Зимой водители, застрявшие на выезде с Волжского бульвара на Волгоградский проспект, могли согреться чашкой кофе, не выходя из салона: сотрудники стоявшего там мобильного киоска подавали напиток прямо в авто.

Абсолютное большинство рекламных агентств раздают сегодня в пробках листовки. «Часы пик обычно воспринимаются людьми как минуты бесполезного и напряженного ожидания, – сообщается на сайте одного из таких агентств. – В таких условиях рекламная информация охотно «впитывается» скучающим мозгом». При этом раздача листовок в пробках оценивается дороже, чем у торговых центров: один час будет стоить заказчику не меньше 220 рублей.

По словам Александра Шумского, все чаще в заторах появляются инвалидные коляски. «Попрошайничество в пробках – большая беда, – считает наш собеседник. – Это опасно, потому что этим «бизнесом» занимаются инвалиды без рук или без ног, и, если что, они не могут увернуться от машины. Кто-то это крышует, поэтому о трагических случаях не говорят». Инвалида-колясочника можно встретить, например, на пересечении проспекта Мира с улицей Бориса Галушкина. К стоящим в крайнем левом ряду автомобилям он подъезжает бесстрашно, причем делает это уже четыре года. Примечательно, что все это время на него не обращают внимания гаишники, у которых чуть дальше находится излюбленное место дежурства.

Переждать или объехать?

Растет и изменяется рынок навигаторов, с помощью которых можно узнать, как объехать пробки. «Многих больше не устраивают обычные навигаторы, сейчас люди чаще всего стремятся приобретать универсальные устройства – смартфоны, планшеты, которые способны не только сориентировать водителя на дороге, но и развлечь в пробке», – рассказал «НИ» главный редактор журнала «Hi-Fi.ru» Анатолий Максименко. Доходы сервиса «Яндекс.Пробки» – главного в Москве информатора о ситуации на дорогах – не разглашаются. Как сообщили «НИ» в пресс-службе «Яндекса», «сервис дает пользователям еще один повод зайти на портал и найти необходимую информацию. Основной доход «Яндекс» получает от продажи контекстной рекламы на поиске».

Заработать на пробках стремится и тот бизнес, который, казалось бы, не имеет к дорогам никакого отношения. Фитнес-клубы, например, стали завлекать клиентов лозунгами «Фитнес вместо пробок». Автомобилистам предлагается «вместо утомительного ожидания в пробке провести время с пользой для здоровья». Менеджер по продажам одного из таких клубов сообщила «НИ», что предложение пользуется спросом: больше всего посетителей оказывается в вечерние часы пик – с пяти до девяти вечера. «Территория бассейна большая, шезлонги, – пишет на форуме клиентка одного из фитнес-клубов. – Я рядом работаю и частенько после работы сплю в них вместо пробок».

А вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Александр Иванов рассказал «НИ», что в последнее время среди деловых людей появился «тренд» проводить рабочие завтраки до пробок, начиная с восьми утра. Например, знакомые самого г-на Иванова назначают ранние встречи в ресторане «Пушкинъ» и в кофейне «Кофемания».

Без ветерка, но с комфортом

В интернет-магазинах для автомобилистов под рубрикой «Новинка!» рекламируется «портативный мини-биотуалет нового поколения». Производители назвали его еще интереснее – «Супер Пис Писс». А реклама обещает, что, попробовав его, «вы не сможете отказать себе в удовольствии постоять в пробке». Одно изделие стоит 58 рублей. Как рассказала «НИ» менеджер такого магазина, в неделю удается продать около 500 штук.

Сделать заточение в пробке более комфортным обещают продавцы массажеров и ортопедических подушек для автомобилистов. «Чаще всего массажные подушки покупают женщины среднего возраста, – рассказали «НИ» в одном из интернет-магазинов. – Они жалуются на боли в спине, потому что из-за пробок вынуждены долгое время проводить в сидячем положении в машине». С каждым годом, по словам нашего собеседника, желающих расслабиться с помощью массажа в пробках становится все больше.

По данным опроса Superjob.ru, 77% россиян, застряв в пробке, слушают музыку, радио или аудиокниги. Основная аудитория передач и, соответственно, рекламы на радио – люди в машинах. Например, это 65% аудитории «Авторадио» и 53% аудитории радио «Энерджи». Менеджер «Авторадио» рассказала «НИ», что реклама в часы пик – с 8 утра до 12 дня и с 5 до 8 вечера – стоит дороже, чем в то время, когда дороги свободны.

Между тем многие автомобилисты переходят с радио на телевидение. Анатолий Максименко отметил, что в последние годы появилась тенденция оснащать автомобили телевизорами и DVD-плеерами. Так что те, кто проводит в пробке больше часа в день, могут успеть посмотреть за это время кино. «По задумке производителей, работа этих устройств должна блокироваться при быстром движении», – говорит г-н Максименко.

Можно и вовсе превратить свой автомобиль в офис на колесах, установив в нем принтер, факс, сейф, кинотеатр, бар, холодильник и массажное кресло. Павел Павлов, директор компании, которая занимается переоборудованием внедорожников и микроавтобусов в кабинеты, рассказал «НИ», что спрос на такие услуги с каждым годом растет. «В этом году запросов больше, чем в прошлом, – говорит г-н Павлов. – Это тренд». По его словам, только один из пяти его клиентов собирается в кабинете на колесах работать. Большинство хотят комфортно ехать или стоять в пробках.

Опубликовано в номере «НИ» от 3 ноября 2011 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: