Главная / Газета 13 Октября 2011 г. 00:00 / Общество

Полоса препятствий

Некорректная разметка на московских дорогах угрожает и автомобилистам, и пешеходам

АННА СЕМЕНОВА, МАРГАРИТА АЛЕХИНА, ЯНА ВОЛОГИНА

В минувшее воскресенье в столице заработала реверсивная полоса движения на шоссе Энтузиастов. Правда, в первые дни не обошлось без накладок. Эксперты опасаются, что следующим «камнем преткновения» станет Ярославское шоссе. В конце октября там одновременно откроется реверсивная полоса и «выделенка» для движения общественного транспорта. Конкретные шаги по модернизации транспортной системы Москвы специалисты только приветствуют. Но на практике выделенные полосы для «наземки» нередко оказываются непропорциональными по отношению к остальным, разделительные линии и пешеходные переходы внезапно появляются и так же исчезают, а парковочные места, похоже, размечаются вообще вне всякой логики.

Эксперты отмечают, что здравую идею создания выделенных полос подвела реализация.<br>Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
Эксперты отмечают, что здравую идею создания выделенных полос подвела реализация.
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
shadow
Без вины виноватые

В том, что выделенные полосы нужны, не сомневается никто. Вот только автомобилисты нередко становятся жертвами нововведений. Например, на Алтуфьевском шоссе сейчас обустраивается полоса для общественного транспорта. Однако там забыли сделать хотя бы один разрыв в разметке. На Планетной улице три полосы отведены для движения от центра и только одна – в центр. На участке от Востряковского кладбища в сторону Никулинской улицы на повороте разметка предполагает три полосы для встречного движения и только одну – в попутном направлении, причем вплотную к бетонным блокам. В обоих случаях водители придерживаются центра дороги и попадают на встречную полосу. Отсутствует стоп-линия перед вторым светофором у поста ДПС на выезде по Варшавскому шоссе. Водителям, выезжающим с территории заправки по адресу Алтуфьевское шоссе, 79А, фактически приходится двигаться по «встречке», при этом разметка в районе АЗС полустерта, и линия воспринимается не как сплошная, а как прерывистая.

Встречаются совсем уж курьезные случаи. Так, при выезде с Каширского шоссе на Варшавское шоссе в районе дома 65К2 не совпадают указания направления движения на дорожном знаке и разметке. Разметка на полосе движения – поворот направо, знак – поворот налево. На Симферопольском шоссе есть четыре полосы в одну сторону, из которых две правые ведут в Подольск, а две левые – в Тулу. Между ними – асфальтная разделительная полоса, которая могла бы использоваться для движения, но ее почему-то с двух сторон оградили сплошными линиями. Получается, что водителю не оставили возможности перестроиться из двух левых полос в правые, не нарушая ПДД.

«Обо всех случаях неправильной разметки прекрасно осведомлены сотрудники ГИБДД, устраивающие в таких точках засады», – считает руководитель Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев. По словам президента Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктора Травина, первое, что дежурный сотрудник ДПС должен выполнять, заступив на пост, – проверить состояние дорожного полотна, знаков, разметки на подконтрольном ему участке. «Обо всех несоответствиях он сообщает в дежурную часть. Далее проводится административное расследование, к ответственным за нарушение дорожным службам применяются санкции», – рассказывает «НИ» эксперт. Впрочем, дело это долгое. Чтобы добиться исправления двойной сплошной линии на прерывистую перед въездом в редакцию «НИ», нам пришлось потратить два года. Только после приглашения в гости бывшего главы столичной ГИБДД Сергея Казанцева разметка на Электрозаводской улице была скорректирована.

В тесноте и в обиде

Проблема некорректной разметки актуальна не только для дорог, но и для дворов. Не так давно в Москве начались капитальные работы по расширению парковочных мест, однако в некоторых районах они получились «потемкинскими». В районе Метрогородок разметка была нанесена размером не 3х5 метров, как следовало бы, а 2х4, причем в одном месте парковка для инвалидов была аккуратно нарисована вокруг дерева. А на других стоянках можно было поместить разве что велосипед или игрушечный автомобиль. Дорожные рабочие объяснили блогеру Дмитрию Чистопрудову, что выполняли указания руководства, желающего уложиться в план, – 30 парковок в каждом дворе, вне зависимости от того, есть ли для этого место. При этом, по словам блогера, перед тем, как разметить места, в районе были снесены почти все «ракушки», кроме тех, что принадлежали сотруднику полиции и чиновнику из управы.

Блогеры отметили, что «потемкинские парковки» появились по всей Москве. Так, на стоянке на Ярцевской улице по факту может поместиться не более пяти машин, а места нарисованы для десяти. Разметка на парковке в Зеленограде вообще сделана в форме треугольника, поставить по линиям машину просто невозможно. Странные стоянки были замечены на улицах Туристской, Радужной, Иркутской, Речников, З. и А. Космодемьянских, в Старопетровском, Соловьином проездах и проезде Шокальского. «Новые места для машин появились, вот только парковку попросту удлинили, – возмущается в беседе с «НИ» жительница улицы Широкой Татьяна Ищеева. – Теперь те, кто припарковался раньше, вынуждены ждать, пока уедут машины, стоящие впереди. Иначе выбраться из ловушки невозможно».

Нередко из-за странной разметки страдают пешеходы. Например, на пересечении Электрозаводской и Преображенской улиц раньше была «зебра», которая исчезла после перекладки асфальта. Пешеходы вынуждены чувствовать себя совами, крутя головами на 360 градусов: машины с Преображенки из-за стоящего дома просто не замечают прохожих, а если и замечают, то пропускают теперь крайне редко. Половина одной из «зебр» пропала после ремонтных работ и на Трубной площади. «Многие наземные переходы исчезли этим летом, – подтверждает Сергей Канаев. – Однако это сделано по соображениям безопасности: либо на их месте планируется построить подземный переход, либо «зебра» будет перенесена в менее аварийное место».

Дорожные споры – последнее дело

Вице-президент Движения автомобилистов России, заслуженный адвокат РФ Леонид Ольшанский указывает на то, что причиной появления некорректно нанесенной разметки чаще всего является «забывчивость» дорожно-строительных служб: «Это обычное дело. Дорожные работы проводят несколько организаций. Одна бригада асфальт убирает, вторая кладет, третья делает разметку. Третья от первой отстает. Если в результате на дороге появляется разметка, отличная от той, что была до ремонта, у водителя есть два пути: смириться и нарушать или подать ходатайство о проведении экспертизы на предмет соответствия разметки и дорожных знаков ГОСТу. Сделать это нужно в районной управе или районном управлении ГИБДД».

Независимый автоэксперт Сергей Асланян рекомендует всем водителям фиксировать нарушения разметки на фотоаппарат или видеокамеру. Если неправильная разметка создает риск ДТП, то стоит обращаться в Центр организации дорожного движения города и ГИБДД столицы, рекомендует руководитель Московского центра борьбы с пробками Александр Шумский: «Бывают такие ситуации, когда на выделенной для общественного транспорта полосе нет разделительной разметки. Водитель не может повернуть во двор или выехать со двора, не нарушив Правила дорожного движения. В таких случаях вы сталкиваетесь просто с плохим проектом, и обращаться нужно в московский департамент транспорта». Впрочем, резюмирует председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин, никто не отменял требования знаков. «Если дорожных знаков нет, то в действие вступают правила приоритета, правило «правой руки» и так далее, – говорит «НИ» эксперт. – Вообще москвичи избалованы дорожной разметкой. В других городах России совершенно спокойно относятся к неразмеченной дороге. Правила дорожного движения допускают дороги без разметки, это нормальная практика».

В Москве же добротная разметка с обильными ловушками становится, с одной стороны, еще одним источником дохода для коррумпированных гаишников, с другой – дополнительным раздражителем для миллионов водителей. Равно как и выделенные полосы для общественного транспорта, которые по идее крайне необходимы и своевременны, но из-за бездумного исполнения оборачиваются резким ростом пробок и заметным усилением социального напряжения. Так пресловутый «эффект исполнителей» в очередной раз может свести на нет самые благие намерения.


В США ПУТАНИЦЫ В РАЗМЕТКЕ ПОСЛЕ РЕМОНТА АСФАЛЬТА НЕ ВОЗНИКАЕТ
Во всех городах США, расположенных в северных регионах страны, полным ходом началась подготовка к зиме. Главной заботой городских администраций становятся ремонт дорог и прокладка новых асфальтовых покрытий. Например, по сведениям транспортного департамента мэрии Чикаго, перекладывание асфальта коснется до начала зимнего сезона почти трети главных улиц и переулков города. Конечно, эта программа дорожных работ не благоприятствует трафику. Теперь, когда я выезжаю по каким-то делам в те или иные учреждения, мне поневоле приходится садиться за руль минимум на полчаса раньше обычного.
Улица, на которой я живу, протяженностью не менее 10 км может служить своеобразным примером того, как в Чикаго организован ремонт автомагистралей. Ремонт и перекладка асфальтового покрытия происходит на множестве ее участков, и всюду установлены типовые передвижные указатели с ярко горящими фонарями, которые гласят: «Внимание! Дорога на ремонте! Сбавьте скорость». А минимум за 50 метров до каждого ремонтируемого клочка асфальта расставлены высокие резиновые столбики, окрашенные красной краской, заменяющие обычные пунктирные линии полос движения транспорта. Эти столбики разделяют улицу на две части, огораживая правую или левую ее сторону, на которой перекладывается асфальт.
Пешеходные дорожки во время ремонта проезжей части остаются на прежнем месте. Разница лишь только в том, что на период перекладывания или починки асфальта движением пешеходов руководят не светофоры или полицейские, а люди с указателями «Стоп» или «Проходите». Эту временную работу регулировщиков выполняют дежурные рабочие из бригад, которые заняты прокладкой асфальта. Все передвижные указатели, резиновые столбики, а также указатели «Стоп» и «Проходите» имеют одну и ту же конструкцию, и люди к ним уже давно привыкли, автоматически подчиняясь их директивам. В транспортном департаменте чикагской мэрии «НИ» уверенно заявили, что никаких претензий ни от пешеходов, ни от водителей как в период ремонта дорог, так и после его проведения не поступает. Жалоб нет ни к организации движения непосредственно в период ремонта, ни на какую-либо путаницу с дорожной разметкой после его проведения. «У нас есть жалобы, но только на водителей машин и пешеходов, – ответил «НИ» на тот же вопрос дежурный дорожный полицейский Келси Граммер. – К сожалению, некоторые из них чрезмерно нервничают из-за возникающих пробок и задержек при переходе улиц, где идут асфальтовые работы».
Борис ВИНОКУР, Чикаго

ЯПОНЦА ОТ ОШИБОК В РАЗМЕТКЕ ВСЕГДА ЗАЩИТИТ СУД
В Стране восходящего солнца не проходит ни дня без землетрясений. Чаще они столь слабы, что даже и не заметны человеку, но для почвы постоянная «тряска» не проходит бесследно. Из-за сильных подземных толчков трещины в асфальте появляются регулярно. Правда, и заделывают все очень быстро и аккуратно, не создавая при этом неудобств пешеходам и автомобилистам. Как только на дорогах появляются трещины или стирается разметка, эти участки огораживают специальными знаками и за дело берутся дорожные службы. Например, при двухполосном движении одну из полос отгораживают, а на другой создают реверсивное движение.
Случаев, когда при обновлении разметки вместо пунктирной линии на каком-нибудь повороте во двор вдруг появляется двойная сплошная линия, в Японии просто не может быть. Если пофантазировать (а вдруг такое произойдет?), то любой автомобилист моментально подаст иск в суд на проводившую ремонт организацию и на государственные органы, ответственные за контроль над безопасностью дорожного движения. Суд же всегда примет сторону истца.
Пробок на улицах даже крупных японских городов не так уж и много. Связано это с тем, что в стране развита система городского транспорта, и многие люди, имея собственные автомобили, пользуются ими достаточно редко: например, чтобы всей семьей выехать на отдых в горы. Интересно, что регулируют движение на ремонтируемых участках не полицейские, а сотрудники дорожных фирм-подрядчиков. Если наносится новая разметка, эти же регулировщики останавливая поток машин, дают возможность пешеходам перейти улицу. На японских улицах полиция практически не следит за соблюдением ПДД. Исключение составляют скоростные трассы. А так полицейские регулировщики появляются, только когда происходят стихийные бедствия, крупные ДТП, ломаются светофоры. Все нарушения фиксируют видеокамеры. Живя в Японии много лет, я ни разу не видел, чтобы полиция штрафовала пешеходов и велосипедистов –только автомобилистов. Даже если пешеходы нарушают прямо перед патрульной полицейской машиной. Такая безнаказанность пешеходов приводит к тому, что ответственными делаются водители. В случаях, когда авто сбивает человека, здесь изначально виноват всегда тот, кто управлял транспортным средством.
Юрий СИНАЛЕЕВ, Токио

Опубликовано в номере «НИ» от 13 октября 2011 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: