Главная / Газета 11 Октября 2011 г. 00:00 / Общество

Гнут свою полосу

Люди, живущие рядом с расширяемым аэропортом «Шереметьево», могут остаться и без домов, и без денег

СВЕТЛАНА БАШАРОВА

21 октября будет выбран подрядчик для строительства третьей взлетно-посадочной полосы аэропорта «Шереметьево». Он должен определить, сколько жителей близлежащих населенных пунктов получат компенсацию в связи с тем, что их дома будут снесены или окажутся в санитарно-защитной зоне, где превышены показатели шума и загрязнения воздуха. В сектор застройки попадают пять населенных пунктов, в санитарно-защитную зону – 17. Представители аэропорта и Минтранса утверждают, что строительство не начнется до урегулирования вопросов, связанных с компенсациями. Однако жители говорят, что слышали от чиновников заявления совсем другого характера – о существовании «потолка» компенсации и о перспективах остаться жить в нескольких метрах от полосы.

Местные жители указывают на дома, которые могут оказаться в зоне сноса.<br>Фото: СВЕТЛАНА БАШАРОВА
Местные жители указывают на дома, которые могут оказаться в зоне сноса.
Фото: СВЕТЛАНА БАШАРОВА
shadow
Уже скоро вид из окна жительницы деревни Дубровки в Солнечногорском районе Московской области Ирины Ростковой не будет доставлять ей никакого удовольствия. «У меня под окном самолеты будут», – говорит она. Сейчас оттуда видно лес, поле и коз на нем. Если дом Ирины оставят, между ним и полосой будет 18,5 метра. Ирина уже два года пытается узнать, снесут его или нет. Жителям Дубровок из ответа Минтранса РФ на их коллективное обращение известно, что в деревне должны снести 32 из 65 домов. Чьи именно это будут дома, для жителей остается тайной. По их словам, они тщетно просили ее раскрыть губернатора Московской области Бориса Громова, главу Солнечногорского района Юрия Панкратова, Общественную палату, Роспотребнадзор, Росприроднадзор и еще много других ведомств и организаций. «Когда мы обращались в администрацию поселения Луневское, к которому относимся, его глава Надежда Тютина сказала нам, что ей ничего не известно», – рассказала «НИ» жительница деревни Татьяна Смоленская.

В мае в Дубровки приезжало руководство «Шереметьево» во главе с гендиректором Михаилом Василенко. «Г-н Василенко два часа говорил, как в Сингапуре летают, еще где-то, – описала встречу Татьяна Смоленская. – Нам долго и нудно рассказывали, как мы будем хорошо жить, когда они построят полосу: нам сделают забор, и все будет чудненько. При этом они перероют все дороги, так что проехать к нам будет практически невозможно, и загрязнят колодцы, оставив нас без воды. Мы и сейчас живем в санитарно-защитной зоне: у нас превышен уровень шума и выбросов, а будет хуже. На вопросы о том, какие дома будут сносить, никто не ответил».

Дубровки – это недавно заасфальтированные дорожки, по сторонам которых располагаются в основном двух- и трехэтажные коттеджи. Многие, чтобы жить в них, продали другую недвижимость в Москве и Подмосковье. «Мы продали все, что у нас было, начиная с гаражей до дачки по Волоколамке, – говорит Татьяна Смоленская. – Мы строили дом 10 лет. Тогда нам с мужем было по 40, сейчас нам по 60. Вы представляете, что такое снова все начать?» Несмотря на все это, жители считают, что Дубровки нужно снести полностью. «Застройщики говорят, что после того как полоса будет построена, будут проведены замеры уровня шума и загрязнения окружающей среды и решен вопрос об отселении людей, – рассказала «НИ» Татьяна Смоленская. – Но те, чьи дома не планируется сносить сейчас, не хотят жить несколько лет рядом со стройкой, куда нагонят тяжелую технику, чтобы потом их все равно переселили. И не хотят жить рядом с самолетами, когда стройка закончится».

Предложения, которые люди слышат от чиновников, их пугают. «Тем, кто здесь живет, – Татьяна показывает на трехэтажный белый дом, обвитый диким виноградом, сказали, что в пятно застройки попадает только 0,6 сотки от их участка. И предложили жить тут дальше рядом с самолетами». По словам жителей, на встрече с руководством аэропорта им сказали, что верхний предел компенсации – 12 млн. рублей. «Я делала независимую экспертизу стоимости моего дома, – рассказала «НИ» Татьяна Смоленская. – Сейчас он стоит 20 миллионов. Мы спросили, как нам быть, если наше имущество дороже. Нам ответили, чтобы мы обращались в суд».

В пятно застройки частично попадают пять деревень и поселков рядом с «Шереметьево» – Дубровки, Паршино, Перепечино, Лунево и Пикино. В санитарно-защитной зоне новой полосы, по словам Татьяны Смоленской, окажутся 16 населенных пунктов, в которых проживает две тыс. человек. Во многих из них сформировались инициативные группы. Это жители, которые тратят свое время на попытки узнать, что с ними будет дальше, и на информирование чиновников о факте своего существования.

«Лунево попадет в санитарно-защитную зону новой полосы, а я здесь постоянно живу и прописана вместе с ребенком и мужем, – рассказала «НИ» жительница поселка Лунево Елизавета Чистякова, которая входит в инициативную группу. – Я случайно узнала о собрании, на котором присутствовала администрация Луневского поселения и руководство аэропорта. Я взяла микрофон и спросила, будут ли меня переселять в связи со строительством. Глава администрации Надежда Тютина удивилась, что в частном секторе поселка, около которого и будут строить, вообще кто-то прописан. Хотя в таком же положении оказалось семей десять».

«Мы, как и жители Дубровок, писали всем чиновникам, просили, чтобы нам в соответствии с законом об экологии предоставили информацию о границах нынешней санитарно-защитной зоны «Шереметьево» и о проекте будущей, но ничего не добились», – рассказала «НИ» жительница деревни Носово Анна Закорюкина, входящая в местную инициативную группу.

В садовом товариществе «Надежда», которое тоже окажется в непосредственной близости от новой полосы, инициативной группы нет. Поэтому жители здесь не знают ничего. «Скорее всего, полоса будет прямо вот тут, рядом, – рассказал «НИ» владелец двухэтажного дома Михаил Моисеев. – К нам никто не приходил и ничего не объяснял». Соседство с самолетами пенсионеру Михаилу Моисееву, который живет здесь почти круглый год, конечно, не нравится. Но он не верит, что ему предложат компенсацию или другое жилье.

23 сентября Михаил Василенко дал в своем блоге обещание, что «до урегулирования всех проблем по имуществу жителей стройка не начнется». «А для людей, которые живут и работают на этой земле многие годы, я постараюсь сделать все, что в моих силах, чтобы защитить их права», – заявил г-н Василенко. Застройщиком полосы является ФГУП «Администрация гражданских аэродромов». «После завершения конкурса станет возможно определить подрядчика, на которого будет возложено строительство третьей взлетно-посадочной полосы, а также указать сроки начала работ, – сообщил «НИ» представитель ФГУП. – Согласно конкурсной документации подрядчик, выбранный по итогам открытого конкурса, перед началом строительства будет обязан урегулировать вопросы, в том числе имущественного характера, с владельцами домов и участков, находящихся в зоне строительства ВПП-3. Без такого согласования никакие строительные работы на участке производиться не будут».

Первый замглавы администрации поселения Луневское Алексей Пушков сообщил «НИ», что «официально владельцы домов не были уведомлены о сносе, так как проект ВПП-3 находится на согласовании в Госэкспертизе. По заверению представителей заказчика, процедура изъятия земельных участков для государственных нужд будет происходить в соответствии с действующим законодательством». Тем не менее, по его словам, жителям была предоставлена возможность получить ответы на все волнующие их вопросы. «В газете «Сенеж» от 28.01.2011г. и 11.02.2011г. размещена информация о земельных участках, попадающих в пятно застройки ВПП-3, – пояснил «НИ» чиновник. – Администрацией сельского поселения Луневское в ДК «Лунево» была организована встреча с владельцами земельных участков, расположенных в деревнях Пикино, Паршино, Перепечино, Дубровки и пос. Лунево, на которой представители заказчика в лице ОАО «Шереметьево 4», дали необходимые ответы».

В пресс-центре правительства Московской области «НИ» указали, что с вопросами о сносе домов следует обращаться в областное Министерство транспорта. В пресс-службе Минтранса Подмосковья «НИ» ответили, что данные вопросы находятся в компетенции федерального министерства. В свою очередь представитель Росавиации (федеральное агентство в структуре Минтранса) сообщил «НИ», что вопросы, связанные со сносом домов и компенсациями жителям, будет решать подрядчик. Круг замкнулся.

Опубликовано в номере «НИ» от 11 октября 2011 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: