Главная / Газета 1 Сентября 2011 г. 00:00 / Общество

Видят по глазам

Специалисты Минздрава запретили школьникам сидеть за компьютером дольше получаса

АННА СЕМЕНОВА, ЕЛЕНА СМИРНОВА

Ученикам младших классов настоятельно не рекомендуется проводить перед компьютером больше 10 минут в день. В средней школе – более 20 минут, а старшеклассникам – дольше получаса. Об этом сообщил главный офтальмолог Минздравсоцразвития, директор Московского научно-исследовательского института глазных болезней имени Гельмгольца Владимир Нероев. Несмотря на массовую компьютеризацию российских школ, подобные санитарные нормы вряд ли будут пересматриваться. Но проблема даже не в том, что обязательные уроки информатики длятся дольше предписанных норм. Просто выросло уже целое поколение школьников, которые проводят все свое свободное время исключительно за мониторами.

Школьники сидят перед мониторами в десятки раз дольше, чем предписывают офтальмологи.<br>Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
Школьники сидят перед мониторами в десятки раз дольше, чем предписывают офтальмологи.
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
shadow
Согласно санитарно-эпидемиологическим нормам, учащиеся 1–4-х классов могут проводить перед компьютером не более 10 минут, с 5 по 7-й класс разрешенный период увеличивается до 15 минут, с 7 по 9-й класс – до 20 минут. Старшеклассникам разрешено смотреть в монитор не более 30 минут на первом уроке и не более 20 – на втором. Об этом заявил главный офтальмолог Минздравсоцразвития, директор Московского научно-исследовательского института глазных болезней имени Гельмгольца Владимир Нероев.

Такие нормативы установлены неспроста. «Чем младше человек, тем более его глаза подвержены вреду от компьютера, – рассказал «НИ» офтальмолог Сергей Семенов. – У маленьких детей в первую очередь развивается близорукость. Глаз еще не сформировался, а постоянное мелькание на мониторе и зрительное напряжение вредит его формированию. Достаточно посмотреть на школьников и студентов в высокотехнологичной Японии – большинство ходят в очках». В российских школах уроки по 10 минут, как ни крути, не введут даже для первоклашек. Однако педагоги говорят, что это и не нужно.

«Ребенок во время урока смотрит не только в монитор, но и на учителя, слушает его, обсуждает в классе какие-то темы, – возражает учитель информатики одной из столичных школ Ольга Макарова. – Сейчас объем работы за компьютером большой, но учитель должен его дозировать».

По словам Владимира Нероева, если на такие факторы, как наследственность, экология, приобретенные или врожденные заболевания глаза, накладывается еще и повышенная зрительная нагрузка, то это может привести к появлению заболеваний или резкому прогрессированию уже имеющихся глазных недугов. Последствия могут быть ужасными – вплоть до слабовидения и слепоты. Опасения более чем справедливые, учитывая массовую компьютеризацию школ, курс на которую последние несколько лет держит правительство страны.

Примечательно, что самый первый урок 1 сентября посвящен во всех московских школах как раз компьютерам и информационным технологиям. Кроме того, с этого учебного года в образовательных учреждениях ряда регионов начнут внедрять электронные учебники, дневники и классные журналы. Также будет усилена работа по проведению в школы высокоскоростного Интернета и обновлению «компьютерного парка» классов. В частности, мэр Москвы Сергей Собянин недавно заявил о намерении «избавить школы от рухляди», увеличить количество компьютеров с восьми до 20 на сотню учеников, обеспечить всех первоклашек ПК. Кроме того, столичные педагоги этой осенью получат более 10 тыс. ноутбуков. Одной только техники для столичных школ будет приобретено на 270 млн. рублей, а программное обеспечение для них обойдется в 40 млн. рублей.

Сторонники компьютеризации школ считают, что негативных последствий не будет. Электронные учебники требуют дополнительного источника освещения, так что портить глаза, читая в темноте, не получится чисто физически. Кроме того, школьникам теперь будет достаточно взять один учебник с разными электронными «начинками» вместо десяти кило «макулатуры». «При этом режим дня надо организовать так, чтобы ребенок не смотрел в экран монитора целый день», – говорит Сергей Семенов.

Впрочем, эксперты отмечают, что у цифровых букварей есть и недостатки. Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков говорит, что бумажные учебники учат детей работать с книгой, прививают опрятность, аккуратность, поисковые навыки и развивают память. Электронные учебники, по словам эксперта, такую воспитательную функцию практически не выполняют.

Опубликовано в номере «НИ» от 1 сентября 2011 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: