Главная / Газета 1 Сентября 2011 г. 00:00 / Общество

Моя прекрасная вагоновожатая

Подведены итоги всероссийского конкурса водителей трамвая

СЕРГЕЙ БЕЛЯКОВ

26 августа в городе Нижнекамске были объявлены победители XIV Всероссийского конкурса профессионального мастерства водителей трамвая. Главные призы достались трем молодым женщинам – Елене Предеиной, Светлане Ханнановой и Венере Ганиевой.

Фото: ИГОРЬ КОРАБЛЕВ
Фото: ИГОРЬ КОРАБЛЕВ
shadow
Церемония открытия четырехдневного финального этапа всероссийского конкурса прошла возле городского монумента Победы. Конкурсантов, облаченных в светло-синюю форму водителей трамвая, приветствовал мэр Нижнекамска Айдар Метшин: «Знаменательно, что наш конкурс проходит в преддверии двух дат: город и городское трамвайное управление отмечают 45-летие». Хорошо оснащенная техническая база транспортного комплекса города позволила выиграть тендер на проведение мероприятия общенационального масштаба, подчеркнул мэр.

Участники конкурса – водители трамваев со всей России, от Калининграда до Иркутска. Соревнования проходили на территории депо нижнекамского ГУП «Горэлектротранспорт». Финалисты померились силами в пяти номинациях. За ошибки начислялись штрафные баллы, и победителем конкурса признавался участник, набравший наименьшее количество штрафных баллов по сумме пяти номинаций. В судейской коллегии – представители электротранспортных предприятий из крупных городов страны.

Первую номинацию – экзамен на знание Правил технической эксплуатации подвижного состава – «без потерь» прошел только один участник – Александр Ренков из Москвы. Зато с экзаменом на знание ПДД справились практически все конкурсанты.

Следующий этап – практические соревнования. Качественное обслуживание вагона и пассажиров, безупречная техника вождения – вот два базовых умения, которые обязаны сочетать в себе победители. Одна из номинаций – приемка трамвая перед эксплуатацией. Участник должен за несколько минут проверить готовность и исправность всех вагонных систем и устройств. «Крышка разъема межвагонного соединения, инвентарный номер, указатели поворота фары, перронные подножки, бампер», – загибает пальцы Михаил Литошко, конкурсант из Санкт-Петербурга.

Тем временем трамвай всероссийского конкурса подъехал к очередной остановке – экзамену по культуре обслуживания. «Водитель, – убеждена Светлана Ханнанова, водитель трамвая из Набережных Челнов, – он еще и психолог, и где-то даже менеджер по работе с клиентами. Должен уметь сгладить любую конфликтную ситуацию». Светлана, завоевавшая на всероссийском конкурсе второе место, за рулем трамвая уже пять лет.

Затем начались тренировочные заезды. «Это репетиция, – рассказывает главный судья конкурса, заместитель генерального директора МУПП «Саратовгорэлектротранс» Александр Медведев. – Должен же участник загодя познакомиться с трассой. Тренировочные заезды дают возможность участнику исправить типичные ошибки до экзаменационного заезда. Один пролетает экстренную остановку, второй нарушает скоростной режим, третий – правила охраны труда. На экзамене по езде ошибки считаем в баллах, как на соревнованиях по фигурному катанию».

На трамвайном круге общей длиной 400 метров конкурсантов ждали профессиональные испытания – проезды неавтоматических противошерстных стрелок, кривых малого радиуса с пошерстными стрелками и жесткими ограничениями скорости, разгон до скорости 40 км/ч и экстренное торможение по сигналу и, наконец, точная остановка на финишной линии. Все это – ситуации, наиболее часто встречающиеся в повседневной работе водителя трамвая. А потому для их усложнения спидометр на трамвае заклеивался.

Главный призер конкурса Елена Предеина, прославившая на всю страну свой родной Нижнекамск, сумела пройти трамвайный круг с минимумом «черных шаров» и за минимальное время. Победительница конкурса работает водителем лишь три года. По образованию швея, но еще ни разу не пожалела о своем новом профессиональном выборе. «Это вышло случайно, – говорит она. – Ехала с работы в трамвае. И вдруг мне стало интересно, каково это – быть водителем. А я человек увлекающийся, если что решила – добьюсь. И вот уже не жду трамвая, а рулю им». К экзамену по вождению Елена готовилась целых два месяца: «И все равно трасса оказалась для меня таким же сюрпризом, как и для других. Проезд двух противошерстных стрелок кривой малого радиуса – непрофессионалу это не скажет ничего. Автогонщику тут нечем вдохновиться. Но без помарок проделать такой маневр на 17-тонном трамвае трудно».

Трамвай – наиболее экологичный, безаварийный и дешевый вид городского транспорта. Только он способен обеспечить в зонах плотной застройки высокие объемы перевозок при небольших затратах на инвестиции. «Тем не менее, – констатирует председатель оргкомитета конкурса, замминистра транспорта России Николай Асаул, – за последние 10 лет трамвайный парк страны сократился почти на четверть. Почти 30% вагонов в строю свыше 25 лет. Скорость их выбытия более чем вдвое опережает темпы обновления. В Архангельске, Астрахани, Воронеже, Иваново, Шахтах трамвайное движение уже закрыто». Обновлять парк, полагает Асаул, нужно за счет государственных закупок регионами с частичным софинансированием за счет федерального бюджета и частных транспортных операторов. Минтранс России исходит из необходимости закупки в ближайшее время 500 трамваев общей стоимостью 9 млрд. руб. «Судя по результатам конкурса, – резюмирует замминистра транспорта, – водители трамваев год от года становятся все моложе и красивее. Задача государства – добиться, чтобы трамвайные парки молодели и обновлялись так же быстро».

Опубликовано в номере «НИ» от 1 сентября 2011 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: