Главная / Газета 5 Августа 2011 г. 00:00 / Общество

Тендерная спираль

Что научит нас жить по-другому

Павел СКВОРЦОВ
Олимпиада в Сочи – значительное событие для нашей страны, некий символ того, что мы способны выполнять сложные с точки зрения управления и применяемых технологий проекты. Но какой ценой достается нам построение этого «чуда света»? За что и сколько мы платим, за что переплачиваем? А главное – кому? С тех пор как Россия выиграла право быть хозяйкой зимних Игр в 2014 году, в прессе постоянно возникает тема рационального расходования государственных средств. И журналисты, и простые граждане испытывают сомнения, что громадные деньги идут по назначению, а не уходят случайным людям, оказавшимся в нужное время и в нужном месте. А то и просто за границу, в офшоры. Вполне оправданна в этой связи система государственных тендеров, которая должна сделать денежные потоки прозрачными, а конкуренцию между участниками честной и справедливой. Но так уж сложилось, что укоренившееся недоверие к государству порождает недоверие к тендерам и прочим механизмам, которые находятся под контролем власти. И есть причины для подобного беспокойства. Например, крупнейший государственный банк решил стать спонсором Олимпиады. Проводит отбор компании или даже нескольких компаний для того, чтобы сделать свое присутствие на Олимпиаде заметным и ярким. Но тогда возникает проблема доверия к чистоте этого тендера, результаты которого, не исключено, заранее предопределены. А почему? Тендер государственный, его проводит серьезный государственный банк, а вот участники тендера – вроде бы коммерческие, рыночные игроки. Возникают подозрения, что за одной или даже несколькими компаниями стоят высокопоставленные лица, призванные решать государственные задачи. Ведь чиновникам легче договориться друг с другом, выбрать свою компанию, а не ту, которая предложит более выгодные условия. Правда в том, что легче заключить соглашение с приятелем и решать все дальнейшие проблемы тихо и полюбовно, а то и выгоду извлечь… Механизмы тайных сделок ни для кого не является секретом. Как только наши регулирующие органы не боролись с отработанными офшорными механизмами вывода средств из России! Худо-бедно, но частные компании все в большей степени становятся открытыми и прозрачными, а их деятельность контролируемой. Вот только лица, имеющие отношение к государству и влияющие на управление и распределение госресурсов, по-прежнему находятся вне контроля. Защищены ли они от соблазна использовать офшорные схемы отнюдь не в государственных интересах? Тендер, который организовал государственный банк, – лишь частный случай проявления подозрений того, что «рука руку моет». В этой ситуации сложно узнать правду, а она может быть нелицеприятной: банк, львиную долю капитала которого составляют государственные средства, направляет эти деньги для освоения структуре, которая аффилирована с неким «окологосударственным деятелем». Кто в этой ситуации проигрывает, а кто выигрывает – вопрос риторический. Деньги через офшоры уходят из России, следы заметаются, бюджеты освоены. Как можно бороться с коррупцией в атмосфере тотального недоверия к власти и чиновнику? Директивами сверху ее не решить, но нужно исключить любые условия, благодаря которым возможно существование коррупционных схем. Если говорить о тендерах, организуемых компаниями с государственным участием, то стоит задуматься об ограничениях, которые должны накладываться на компании с офшорным происхождением. Необходимо такие компании ставить перед необходимостью раскрывать своих конечных бенефициаров. Это правило должно быть непререкаемым. Видимо, пора прекращать разговоры и начинать бороться с коррупцией. Нужно лишь конкретное решение, законодательная инициатива, которая для многих государственных деятелей станет «моментом истины» – согласятся они с ней или нет.

Опубликовано в номере «НИ» от 5 августа 2011 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: