Главная / Газета 14 Июля 2011 г. 00:00 / Общество

Перешли границы

Как присоединение к Москве ряда районов Подмосковья повлияет на повседневную жизнь обитателей обоих регионов

АННА СЕМЕНОВА, МАРИЯ МОРОЗОВА

Вчера Совет Федерации в ходе последнего заседания в текущем сезоне утвердил изменения границы между Москвой и Московской областью. Ранее столичный мэр Сергей Собянин сообщил, что площадь города увеличится в 2,4 раза: разрастаться Белокаменная будет преимущественно в южном и юго-западном направлениях. Это станет первым шагом на пути к созданию столичного федерального округа. Эксперты неоднозначно оценивают перспективы затеи. С одной стороны, они соглашаются с премьер-министром Владимиром Путиным, который считает, что «Москва задыхается в нынешних границах». С другой – опасаются, что после объединения столицы и Подмосковья экология региона может заметно ухудшиться. Тогда задыхаться начнут уже жители столицы и пригородов.

Сигнал для объединения столицы и области уже дан.<br>Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
Сигнал для объединения столицы и области уже дан.
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
shadow
В минувший понедельник мэр Москвы Сергей Собянин заявил о том, что территория города увеличится в 2,4 раза: со 107 тыс. до 251 тыс. га. Расширение будет происходить за счет территорий, ограниченных Киевским и Варшавским шоссе, а также Большим кольцом Московской железной дороги. Это направление было выбрано из-за сравнительно низкой плотности населения: столице нужна земля для строительства, зданий, куда сможет переехать большинство органов государственной и московской власти, социального жилья, научно-инновационных кластеров и выставочных помещений.

Впрочем, проект «глобальной московской экспансии» будет готов только через год. Зато уже подписано соглашение, по которому Москва получит 723,4 га земли, в том числе полигон бытовых отходов в Некрасовке, 25 га на границе Кунцево и Одинцово, 16,7 га на границе Митино и Красногорска и 2,6 га от престижной Барвихи на Рублевском шоссе. Подмосковье «отхватило» меньшую территорию – 328,4 га, но тоже удачно: Химки, более 216 га на границе районов Внуково и Наро-Фоминска, а кроме того, подъездные дороги к аэропорту «Шереметьево». Всего под «передел собственности» подпадают 129 территорий. Часть города Долгопрудный объединят с московским поселком Северный, к Новокосино примкнет участок Балашихи, присоединятся к столице и приграничные территории Мытищ. Прирост за счет областных земель ожидается также в районах Жулебино, Выхино, Братеево, Орехово-Борисово, Капотня, Бирюлево-Восточное, Кунцево и Строгино.

Пойдут по кривой дорожке

Транспортные развязки МКАД передаются Москве, а все строения и сооружения вдоль Кольцевой дороги остаются в ведении области. Так власти обоих регионов надеются избежать повторения прошлогодней ситуации на Ленинградском шоссе. Напомним, что в конце июня 2010 года в связи с ремонтом путепровода на пересечении Ленинградского шоссе с Октябрьской железной дорогой для проезда машин были оставлены только две полосы из шести. Из-за «блокады Ленинградки» тысячи людей опоздали на авиарейсы в «Шереметьево», проведя несколько часов в многокилометровой пробке. Ремонт аварийного путепровода откладывался до последнего момента из-за того, что было непонятно, «кто в доме хозяин». Асфальтовое полотно путепровода находилось на балансе Москвы, территориально объект располагался в области, а мост и трасса состояли в федеральной собственности.

Руководитель Московского центра борьбы с пробками Александр Шумский считает, что в транспортном плане «одна голова – хорошо, а больше – не надо». «Моя знакомая несколько лет назад попала в аварию на эстакаде Ленинградки. Как оказалось, там были некорректно установлены дорожные знаки. Однако привлечь к ответственности было некого: участок не находился ни на чьем балансе, хотя эстакада эксплуатировалась уже много лет», – рассказывает г-н Шумский «НИ».

В связи с увеличением столицы в 2,4 раза транспортную систему Москвы придется радикально пересмотреть. Во вторник было объявлено, что город будет отказываться от моноцентрической схемы развития в пользу ортогональной. Иными словами, вместо одного центра с ежедневными «приливами» и «отливами» транспортных потоков появятся несколько крупных квадратов, «оттягивающих» автомобилистов и пассажиров общественного транспорта на себя.

В связи с этим на курском и киевском направлениях Московской железной дороги планируется построить два новых вокзала. Будет создана новая ветка метро в Сколково, Сокольническую и Бутовскую линии метро продлят на несколько перегонов. Кроме того, уже в этом году на самых загруженных хордах города должны появиться 20 транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Срочная реконструкция также ждет Киевское и Калужское шоссе, поскольку ближе к новым границам Москвы они сужаются.

По мнению научного руководителя НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаила Блинкина, на создание полноценной транспортной инфраструктуры для расширенной Москвы может потребоваться около семи лет. Александр Шумский полагает, что срок составит не менее 15–20 лет. «Наверняка возникнут сложности: будут люди, недовольные строительными работами рядом с домом или на его месте, – прогнозирует эксперт. – Властям надо будет корректировать свои планы или договариваться с москвичами. На Ленинградке уже восемь лет работы ведутся, и конца и края им не видно. С Варшавским шоссе может повториться та же ситуация. Кроме того, вообще неясно, зачем к столице присоединили именно эту территорию. Вся Москва рвется по швам, везде нужно увеличивать пропускные способности дорог. Юг в этом отношении не так проблематичен, самая ужасная ситуация на юго-востоке и востоке».

Ряд экспертов смущает то, что дорожные службы и бюджет Москвы могут не справиться с содержанием новых «наделов» – учитывая не всегда высокое качество укладки асфальта в пределах столицы. Впрочем, г-н Шумский говорит, что денег у столицы явно больше, чем у области, и «хуже уже все равно не будет». Более того, переход свободных участков вдоль МКАД в ведение Москвы может спасти их от застройки торговыми центрами, которые увеличивают не только поступления в подмосковный бюджет, но и пробки на трассе. «Собянин говорил, что намерен вернуть МКАД скоростные характеристики. Соответственно, есть реальный шанс, что новые торговые центры, только уже по инициативе столицы, не появятся. Впрочем, следить за тем, что растет в «приМКАДье», надо было еще 15 лет назад, сейчас время упущено», – констатирует эксперт.

Граждане горожане

Самый большой «ближний» участок, который получает Москва после пересмотра границ с областью – 500 га Люберецких полей аэрации, – предполагается полностью отдать под дома, строящиеся за счет города. Власти столицы рассчитывают возвести там от двух до пяти млн. кв. метров жилья. На огромном участке, который Москва получит в перспективе, власти хотят построить 60 млн. «квадратов», где могут жить два млн. человек. Все они смогут стать москвичами по праву – разумеется, после завершения строительных работ и вселения в квартиры. Проснуться с новым статусом есть шанс только у жителей Троицка. Остальные крупные населенные пункты расширение столицы не затрагивает.

Эксперты считают это скорее хорошей новостью – значит, цены на недвижимость взлетят вверх не так скоро. «Присоединение подмосковных районов к столице увеличит привлекательность этих территорий, – пояснил «НИ» руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» Олег Репченко. – Хотя, как показывает практика, цены на недвижимость в московских районах за МКАДом и смежных городах Подмосковья не сильно разнятся (сравните Куркино и Химки, Новокосино и Реутов), однако Москва все равно продавала жилье в среднем на 20% дороже, чем область. Причина – в московской прописке. Сейчас статус играет все меньшую роль. Пенсионеры, у которых от места прописки зависит размер пенсии и пособий, жилье, как правило, не покупают. Чаще квартиры приобретает молодежь, люди среднего возраста, для них гораздо важнее другие параметры: комфортность, транспортная доступность. Если город будет заинтересован в развитии областных территорий, то удастся облегчить жизнь местных жителей. Например, если Москва решит продолжить метро, улучшит дорожную сеть, откроет недостающие социальные объекты – детские сады, школы, поликлиники. С другой стороны, это спровоцирует рост цен в этих районах».

Помимо взлета цен на квартиры, эксперты ожидают и подорожание товаров в крупных супермаркетах эконом-класса, сейчас находящихся на территории области. Дело в том, что сейчас 1 кВт/час электроэнергии для торговых площадей в Москве стоит пять рублей, тогда как в области – 3,75 рубля. Учитывая, сколько электричества требуется для огромной площади супермаркета, расходы на «коммуналку» могут вырасти на десятки млн. рублей в год. Таким образом, уже через год после получения объектами «столичной прописки» цены в них могут сравняться с московскими, прогнозируют эксперты. Зато исчезнет коррупционная составляющая, радуются в правоохранительных органах. «К нам постоянно поступали жалобы от предпринимателей со спорных территорий, которые жаловались, что их окучивают контрольные органы и Москвы, и Подмосковья», – сообщил представитель прокуратуры на недавнем заседании Мосгордумы.

В связи с расширением столицы может поменяться не только стоимость товаров или домов, но и названия улиц в присоединенных территориях. Об этом сообщил председатель Мосгордумы Владимир Платонов. «В городе не может быть, например, двух улиц 8 Марта. Некоторые улицы с одинаковыми названиями могут быть переименованы после изменения границ», – заявил спикер, добавив, что это будет «чисто технической работой». «В свое время в Москве меняли названия сотен улиц, и если дело дойдет и до присоединяемых территорий, то это будут единичные варианты. Серьезных потерь бюджет города не понесет», – считает Олег Репченко. Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич считает, что бюджет Москвы не пострадает и в связи с увеличением числа льготников. Раз крупных населенных пунктов в прирезанной к столице территории почти нет, то и обязательства у города небольшие. Впрочем, дивидендов тоже немного: крупные предприятия-налогоплательщики на присоединяемом участке можно пересчитать по пальцам.

Тоска не зеленая

Объединение Москвы и Московской области поддерживают более половины жителей Подмосковья и только 37% москвичей, показал опрос, проведенный компанией Superjob. Противники слияния указывают на то, что экологическая обстановка в регионе после пересмотра границ станет невыносимой. В свою очередь эксперты считают, что такая ситуация может сложиться вне зависимости от того, в чьем ведении окажутся подмосковные леса. «Если оптимизировать транспортную инфраструктуру, отладить систему утилизации отходов, то проблем возникнуть не должно, – пояснил «НИ» заведующий научно-проектным отделением сохранения и развития природного комплекса Москвы НИиПИ Генплана столицы Александр Минин. – Проблема в том, что в столице происходят большие выбросы энергии, воздух прогревается и идет к окраинам города, а по долинам рек и магистралям поступает свежий воздух из области. Такое явление называется «городской бриз», только из-за него центр города мог хоть как-то выживать в последние годы. Однако в то же время «зеленые легкие» Москвы планомерно уничтожались, из-за чего свежему воздуху формироваться просто негде. А высотные комплексы на вылетных магистралях и торговые центры у МКАД блокируют оставшиеся немногочисленные потоки. Понятно, что расширение дорожной сети пойдет, вероятнее всего, за счет лесных массивов, добавят загрязнения и построенные дома. Поэтому очень важно, чтобы объединение столицы с областью происходило под контролем экологов, с соблюдением баланса озеленения».


ВЕКОВОЕ РАСШИРЕНИЕ СТОЛИЦЫ
Историю приращения Москвы территориями можно условно разделить на два этапа. Первый массовый «исход» земель из Московской области в столицу можно отнести к 1960-м годам прошлого века. Тогда при строительстве Московской кольцевой автодороги граница местами сдвинулась до 20 км. В состав Москвы входили бывшие колхозы (Выхино), совхозы (Черемушки) и дачные поселки (Кунцево, Вешняки, Ново-Переделкино). Большую часть территории использовали под жилищное строительство, но у ряда районов изначально было другое назначение. Например, Строгино в соответствии с Генпланом Москвы в 1960-х годах должно было стать обширной зоной отдыха с искусственным водохранилищем и чистыми песчаными пляжами. Отчасти это было реализовано, но позже из-за сложных грунтов в районе Тушинского аэродрома строительство жилого микрорайона пришлось перенести в Строгино. Село Крылатское, вошедшее в черту Москвы в 1960 году, за время подготовки к Олимпиаде-80 превратилось в смесь спортивных и жилых сооружений. До сих пор здесь нет промышленной базы, а в основном расположены предприятия, обслуживающие население.
В середине 1980-х столица уверено шагнула за МКАД и включила в себя новые районы из Московской области. Здесь решались строго «квартирные вопросы», которые так испортили москвичей. Столичные власти развернули массовое жилищное строительство в Южном и Северном Бутово, Солнцево, Митино, Новокосино, Куркино. При осваивании территории нередко возникали конфликты с коренным местным населением. Долго длилось противостояние владельцев деревянных домов и столичных властей в Южном Бутово. В 1930-х сюда переселяли москвичей из центра города, и землю под их домами не удалось оформить в собственность. В итоге, согласно решению судов, жители домов, оказавшихся на пути строителей, обязаны были покинуть жилище и согласиться на предлагаемую городскими властями компенсацию.
Мария МОРОЗОВА

Опубликовано в номере «НИ» от 14 июля 2011 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: