Главная / Газета 9 Июня 2011 г. 00:00 / Общество

Всем стоять!

Бесконечные перекрытия улиц по любому поводу провоцируют огромные убытки и возмущение миллионов москвичей

АННА СЕМЕНОВА

В День России в центре столицы пройдет праздничный концерт, который, как ожидается, соберет около 30 тыс. зрителей. Чтобы горожане смогли спокойно дойти до сцены, участок от Ильинки до Красной площади будет, скорее всего, перекрыт. Автомобилисты готовятся к очередному транспортному коллапсу: в последнее время чудовищные пробки стали возникать в любой праздник. Проблема в том, что автомобилисты оказываются фактически беззащитными в таких ситуациях.

Закрытие одной улицы в центре Москвы вызывает пробки на десятках других.<br>Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
Закрытие одной улицы в центре Москвы вызывает пробки на десятках других.
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
shadow
Праздничные пробки, как подсчитали эксперты, наносят совсем не праздничные убытки. Только одна репетиция парада к 9 Мая обошлась офисным работникам минимум в пять млрд. рублей. По оценкам вице-президента Российской академии транспорта Евгения Лобанова, если считать, что ежедневно в московских пробках стоят около 1,12 млн. машин, а средняя длительность «отстоя» составляет 1,5 часа, то город в день теряет 420 млн. руб. из-за транспортного паралича. Эксперты утверждают, что ущерб становится все масштабнее: в этом году средний балл пробок в Москве вырос на 7,5%. А праздничные пробки в два-три раза больше, дольше и трагичнее, чем «обычные» заторы, говорит вице-президент Движения автомобилистов России, заслуженный адвокат РФ Леонид Ольшанский.

Парадный выход

Одним из самых тяжелых периодов для автомобилистов считается конец апреля – начало мая. «26 апреля в связи с репетициями парада Победы перекрывались 40 улиц, в том числе Тверская улица и прилегающий участок Садового кольца, – пояснил «НИ» аналитик сервиса «Яндекс.Пробки» Леонид Медников. – Это осложнило ситуацию на дорогах – многокилометровые пробки наблюдались на Бульварном, Садовом и Третьем транспортном кольцах. На большинстве радиальных магистралей в сторону области ситуация была также сложная. Загруженность в вечерний час пик оценивалась в восемь баллов вместо обычных для того периода пяти-шести».

В период репетиций парада автомобилисты могли «зайти в тупик» как утром, так и вечером; как в будни, так и в выходные дни: расписание перекрытий отличалось редким разнообразием. Размер пробок также варьировался. «3 мая перекрывались те же улицы и в то же время, что и 26 апреля. При этом особенных осложнений не наблюдалось, вечерний час пик оценивался всего в четыре балла, – продолжает Леонид Медников. – Между майскими праздниками в городе загруженность московских дорог на 30% ниже, чем в конце апреля. Но следует помнить, что перекрытие улиц в центре оказывает максимально негативный эффект, если оно происходит в будни во второй половине дня, когда дороги и так сильно загружены».

Руководитель Московского центра борьбы с пробками Александр Шумский считает, что репетиции можно было бы проводить более размеренно, с утра по выходным. «Это привлекло бы туристов, горожан, не мешало бы автомобилистам», – говорит «НИ» эксперт. Тем не менее, по словам префекта Центрального административного округа Сергея Байдакова, поводов для отмены репетиций парада Победы нет. «Мне все-таки кажется, что эти временные трудности [с движением] можно пережить, тем более что парад Победы – это достояние не только москвичей или автовладельцев, это – достояние всей страны», – недавно заявил г-н Байдаков в одной из радиопередач.

Вместо того чтобы устраивать массовые пробеги в Лужниках, власти перекрывают Садовое.
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
shadow Бег на месте

Аргументы, по которым ограничивается движение машин на время парада Победы, хотя бы понятны. Весьма проблематично без перекрытия дорог обеспечить безопасную перевозку техники из пункта «А», где она хранится, в пункт «Б», где проведение парада исторически и логически обосновано. Однако в последние годы центр столицы все чаще освобождается для мероприятий, которые с равным успехом могли бы проводиться на московской окраине, не мешая горожанам. Например, 17 июля пройдет показательный заезд болидов «Формулы-1» Moscow City Racing. Шоу пройдет на участках Болотной площади, Болотной набережной, Болотной улицы, Москворецкого моста, Москворецкой улицы, Москворецкой набережной и Кремлевской набережной. Движение не гоночных автомобилей в этот день и 16 июля, на время подготовительных мероприятий, будет ограничено. Почему ради банальной, хотя и масштабной рекламной акции должны томиться в пробках десятки тысяч автомобилистов, дорожные власти города никому не объясняют. И не приносят извинений.

Все более трепетно в столице светского государства относятся и к религиозным праздникам. В частности, 16 ноября прошлого года проспект Мира и Ярославское шоссе с 7.40 утра до полудня сковала пробка длиной более 20 километров. Причиной стал мусульманский праздник Курбан-байрам, точнее, перекрытое из-за него движение в районе Соборной мечети. Уже второй год подряд перекрывают движение в центре города и в честь Дня святых Кирилла и Мефодия, или Дня славянской письменности и культуры. Правда, в это 24 мая власти города поскромничали, закрыв движение только по Варварке, Ильинке и вход на Замоскворецкий мост. Для сравнения: в прошлом году были закрыты Пречистенская и Москворецкая набережные, Большой Москворецкий мост и ряд других улиц в центре столицы.

По мнению Леонида Ольшанского, москвичам стоит смириться с периодическими перекрытиями дорог: «Это столица, здесь были и будут митинги, шествия, санкционированные или несанкционированные». Однако в отношении шествий городские власти нередко ведут политику двойных стандартов. Например, для антикоррупционного митинга движения «Наши», который прошел в начале мая, был перекрыт проспект Сахарова. «Образовалась огромная пробка на Щелковском шоссе, – комментирует Александр Шумский. – Согласен, у всех есть право собираться на митинги, но и права автомобилистов на передвижение никто не отменял». Примечательно, что политически нейтральный парад в честь святого Патрика, который ежегодно проводился в ближайшее к 17 марта воскресенье, в этом году был отменен. Причина – пресловутая транспортная ситуация в столице, которую посол Ирландии в России Филипп МакДонах сдержанно обозначил как «сложную». Увы, особого улучшения дорожного движения автомобилисты в тот день не заметили.

Детская неожиданность

Как показывает практика, чтобы образовались «праздничные» пробки даже не обязательно перекрывать какие-либо улицы. В частности, 1 июня движение в столице оказалось практически парализованным в связи с отмечанием Международного дня защиты детей в ЦПКиО им. Горького. На праздник приехали десятки тысяч москвичей и гостей города, многие из них – на собственном авто. Стоянки парка к такому наплыву посетителей оказались не готовы, поэтому горожане начали ставить машины вдоль Крымского моста и Садового кольца. Десяткам экипажей ДПС не удалось быстро справиться с ситуацией. «С 10.30 на внешней стороне Садового кольца перед пересечением с Ленинским проспектом стала образовываться нетипичная пробка, – рассказывает Леонид Медников. – В результате было почти остановлено движение на внешней стороне Садового кольца, как следствие, пробка стала увеличиваться и почти замкнулась на все кольцо к 13.00. Кроме этого, пробка образовалась и на внутренней стороне Садового кольца, а также на Ленинском проспекте в направлении центра. К 15.00 встало и Третье транспортное кольцо, не справляясь с потоком объезжающих центр автомобилей».

Похожая ситуация возникла 9 сентября прошлого года. Утром около 55 тысяч мусульман пришли к Соборной мечети на проспекте Мира на торжественный намаз по случаю праздника Ураза-байрам, знаменующего окончание священного месяца Рамадан. Официально в тот день закрывали только один выход со станции метро «Проспект Мира». Однако верующих оказалось так много, что по проспекту Мира невозможно было передвигаться – автомобилисты стояли в пробках по три-пять часов.

Лекарство от затора

Перед праздниками ГИБДД Москвы традиционно обращается к водителям с просьбой «быть предельно внимательными, заранее выбирать альтернативные маршруты движения, строго выполнять предписания дорожных знаков, требования и указания сотрудников ДПС». Столичные автомобилисты и рады бы следовать этим рекомендациям, вот только сделать это не так просто. «Информационная работа с гражданами ведется ужасно: сайт ГИБДД, на мой взгляд, просто антисоциален, к тому же не у всех есть доступ в Интернет, – говорит «НИ» Александр Шумский. – Логичнее было бы извещать автомобилистов о перекрытых улицах через электронные информационные щиты. Но там – лишь просьбы не гнать быстрее 100 километров в час, что особенно иронично выглядит, когда ты уже битый час стоишь в пробке».

Еще одна проблема заключается в крайне низкой связности дорожной сети столицы. Каждый праздник автомобилисты могут изучить «эффект бабочки»: закрывают улицу на одном конце города – встает с десяток на другом. «Через Москву-реку мосты идут каждые три-четыре километра, а в европейских городах, – через каждые 300–400 метров, – приводит пример г-н Шумский. – А ведь если нет достаточного числа путей объезда, то одна минута перекрытия улицы может равняться часу «разруливания» пробки». Леонид Ольшанский считает, что помочь могла бы организация бессветофорного движения и создание сети перпендикулярных подземных дорог как для автомобилистов, так и для пешеходов.

Автомобилисты фактически бесправны перед праздничным оскалом города, считают эксперты. «Доказать, что вы опоздали в аэропорт именно из-за праздничного перекрытия, не сможет никто», – говорит г-н Ольшанский. «Если бы график перекрытий был утвержден, а кто-то его нарушил и возник транспортный коллапс, то к персональной ответственности привлекался бы конкретный сотрудник ГИБДД, – говорит «НИ» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – Да и то еще надо доказать, что «скорая» не доехала к умирающему именно из-за этого праздничного перекрытия. В остальных случаях за праздничные пробки расплачиваются сами автомобилисты».


ВИЗИТ В ШВЕЦИЮ ДЖОРДЖА БУША ОБОШЕЛСЯ СТОКГОЛЬМУ В ДЕСЯТКИ МЛН. ДОЛЛАРОВ
Рекордно дорого для шведского государства обошелся визит в эту страну президента США Джорджа Буша в 2001 году. Только меры по обеспечению безопасности высокого гостя стоили Стокгольму примерно 25 тыс. долларов в час. Расходы, связанные с перекрытием улиц, опозданиями людей на работу, вандализмом демонстрантов, точно подсчитать невозможно, но они оцениваются в несколько десятков млн. долларов. В принципе, лишь государственные визиты наносят ущерб государственной и городской казне, прочие мероприятия праздничного характера, от нобелевских торжеств до городских марафонов, во время которых частично перекрываются улицы и возрастают расходы на уборку мусора, многократно перекрываются прибылью от роста туризма. Подсчитано, что каждый турист в среднем тратит в Стокгольме порядка 100 евро в день. Самое масштабное развлекательное мероприятие шведской столицы – Pride festival (праздник лиц нетрадиционной ориентации), оно проходит в последнюю неделю июля. Его кульминацией становится шествие наподобие бразильского карнавального, тянущееся через весь город в течение целого дня. В прошлом году в шоу приняли участие 50 тыс. человек, количество зрителей приблизилось к 400 тыс. Центральные улицы были перекрыты весь день (информацию о закрытых районах и рекомендации о том, как избежать пробок, помещают на своих сайтах и в газетах полиция и компания общественного транспорта). Полиции пришлось привлечь десятки дополнительных сотрудников на обслуживание мероприятия, однако прибыль, как полагают городские власти, оказалась выше убытков. По оценке Стокгольмского туристического совета, туристы дополнительно потратили в период фестиваля около 100 млн. крон (более 12 млн. евро). Косвенную прибыль в виде роста расходов самих стокгольмцев и бесплатного международного пиара подсчитать невозможно. В принципе, и Стокгольм, и другие североевропейские столицы соревнуются в летнее время в организации различных празднеств, в том числе и дорогих для городской казны, поскольку туризм – важная сфера бизнеса. В «несезон» дорогих мероприятий стараются избегать, и если они и присутствуют в календаре, то организуют их с протестантской скромностью.
Алексей СМИРНОВ, Стокгольм

ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ УКРАИНЫ СУЛИТ ГРОМАДНЫЕ УБЫТКИ
24 августа в Киеве пройдет самый дорогой парад в истории страны. Налогоплательщики в шоке. Далеко не все граждане уверены, что празднование 20-й годовщины Дня независимости Украины стоит 320 млн. гривен (40 млн. долларов США). Именно такую смету представили первоначально. Позже министр обороны пообещал уложиться в сумму вдвое меньше. Она практически совпала с последней цифрой, которую озвучил премьер-министр Николай Азаров, – 177 млн. гривен (22 млн. долларов США). По его словам, часть средств учтены в бюджете на нынешний год (56 млн. гривен. – «НИ»). На недостающую сумму правительство готовит внесение изменений в главный финансовый документ Украины.
Последний раз свою мощь Украина на Крещатике демонстрировала в 2008 и 2009 годах. Даты не круглые, а зрелище тогда стоило бюджету по 70 млн. гривен. Но специалисты еще тогда говорили, что даже на вскидку действо стоило гораздо дешевле. В чьем кармане осели средства – секрет. Общественность же, так же как и сегодня, возмущалась расточительством правительства. Мол, лучше было направить эти миллионы на преодоление последствий наводнения или кризиса. Но тогда шикарного парада захотелось Виктору Ющенко, который «засветился» за рулем броневика. Теперь же его тезка Янукович, видимо, также хочет «шаркнуть по душе». Причем парад планируют провести не только в Киеве, но и еще в нескольких городах Украины: Севастополе, Одессе, Керчи, Виннице и Львове. Причем в последнем технику грозятся выкатить на Стрийскую улицу, только что титаническими усилиями отремонтированную к футбольному Евро-2012. Местные власти – против. А одесский мэр Алексей Костусев, в отличие от львовян, счастлив: «Если дадут денег, я рад каждой копейке, которая попадает в наш город. Президент высказал позицию, что мы должны серьезно подойти к этому празднику». По оценкам экспертов, наиболее реальная стоимость задуманного шоу с привлечением заявленного количества военнослужащих и техники составляет 212,7 млн. гривен (26 млн. долларов США).
Бывший (в 2005–2007 годах) глава Минобороны Анатолий Гриценко уверен, что задуманное – «пир во время чумы». Однако нынешний руководитель военного ведомства Михаил Ежель утверждает обратное: «Праздник необходимо отметить достойно». И стоить он, по подсчетам г-на Ежеля, будет максимум 160 млн. гривен.
Пожалуй, меньше всего власть волнует мнение людей о том, за чей счет будет проводиться «банкет». Между тем, хотя большинство украинцев относятся к разнообразным шоу и парадам в целом позитивно, они считают, что при нынешнем не самом высоком уровне жизни в стране нужно думать, как отпраздновать со вкусом, но все-таки подешевле. Тем временем источники в военном ведомстве опасаются, что для выполнения приказа верховного главнокомандующего о проведении военных парадов по случаю 20-й годовщины независимости вынуждены будут привлечь средства, предназначенные на финансирование армии в III–IV кварталах 2011 года. При этом военные сетуют, что такой шаг может привести к падению боеспособности армии.
Яна СЕРГЕЕВА, Киев

Опубликовано в номере «НИ» от 9 июня 2011 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: