Главная / Газета 3 Июня 2011 г. 00:00 / Общество

Впали в детство

Досугом и играми своих чад родители теперь предпочитают заниматься лично

Мария МОРОЗОВА, Светлана БАШАРОВА

Сегодня все реже мамы и папы доверяют развлечение своих детей посторонним людям и игровым центрам. По вечерам после работы ответственные родители сами монтируют мультфильмы, строят декорации для кукольных театров и пишут сценарии про новых Гарри Поттеров. Как выяснили «НИ», придумать игру, написать сказку и разыграть представление сложно, но интересно.

Фото: THINKSTOCK/FOTOBANK
Фото: THINKSTOCK/FOTOBANK
shadow
В наши дни немало родителей, как и в старые полузабытые времена, стараются сами создавать игрушки для своего ребенка. Происходит это не из-за нехватки средств или ограниченности выбора: так продвинутые папы и мамы применяют индивидуальный подход к потребностям и наклонностям своего ребенка. Молодая мама Мария Лукьянова замечает, что к хенд-мейду (от английского – «сделано своими руками») ее привело желание удивить ребенка. «Просто это ни с чем не сравнимо, когда делаешь что-то для своей крохи, стараешься, переживаешь, понравится или нет», – поясняет девушка. Некоторые приходят к рукоделию из-за того, что собственному выбору материалов доверяют больше, чем производителям из Китая. «Если я шью что-то, то я точно знаю, что все ткани натуральные», – говорит «НИ» мама 7-летнего Саши Татьяна Снежина. Профессионалы соглашаются, что брать непроверенный материал родители точно не будут.

Завязать дружбу

Отчасти в создании тряпичных петрушек нет ничего нового, замечает президент Национальной ассоциации игрушечников России (НАИР) Антонина Цицулина. «Испокон веков родители делали, делают и будут делать игрушки для своих детей, – говорит г-жа Цицулина в беседе с «НИ». – В это вкладывается своя душа, свое мастерство, такая игрушка всегда будет ценней, чем покупная». Москвичка Анастасия Мелентьева признается, что ее 3-летняя дочка Эмма и 8-месячный сын Федор несложные вещицы любят намного больше покупных новинок со всевозможными светозвуковыми функциями.

Изготовлением игрушек девушка занялась еще во время первой беременности. «На одном из занятий в родительской школе нам рассказали о том, как на Руси беременные делали куклы-скрутки. Оказывается, такую куколку из разных лоскутов, всегда имеющихся в хозяйстве, можно не только сделать оберегом, но и передать ей свои чаяния о ребенке», – рассказывает «НИ» Анастасия. После рождения дочери Эммы куклы-скрутки сменили вальдорфские куклы (имеют мягкие формы и изготавливаются только из натуральных материалов. – «НИ»). Позже интерес молодой мамы привлекла техника валяния из шерсти. Первыми поделками стали свалянные «овощи» для игры в кухню. Шерстяные огурцы и яблоки стали получать в подарок и дети друзей. «В два с небольшим Эмма уже немножко помогала мне валять шерсть. Это ведь очень интересное развивающее занятие для ребенка от года до трех», – уверена Анастасия.

В создании игрушек обычно применяются два подхода: либо родители используют подручные материалы, либо специально покупают заготовки. Если кухонную плиту легко сделать из пустой коробки от бытовых приборов, цветной бумаги, скотча и крышек от пластиковых бутылок, то войлочные игрушки требуют похода за специальной пряжей. Большинство изделий все же отличают довольно простые задумки, считает Антонина Цицулина, поскольку основными потребителями родительского творчества становятся малыши до трех лет. Самыми популярными примерами развивающих игр стали мягкие книжки, кубы и коврики. Обычно эти предметы заполняют ленточками, пуговицами, замочками для развития мелкой моторики и разными на ощупь тканями. Некоторые сразу переходят к сложным вариантам и бросают к ногам ребенка весь мир. Для двухлетней Миры Мария Лукьянова связала коврик в виде карты Земли. По мнению мамы, играя на таком коврике, малыш легко запомнит расположение материков на карте мира, а мама расскажет, как какой называется.

Фото: ЕКАТЕРИНА ВАРЮХИЧЕВА
shadow Свалять Иванушку-дурачка

По словам директора Федерального центра исследования проблем воспитания при Минобрнауки Натальи Синягиной, нередко созданию игрушек родители уделяют время не от хорошей жизни. «Ниша развивающих игр для детей до 3–4 лет еще не занята. Нет специалистов, которые делали бы развивающие курсы и группы младшего возраста. Основные предложения идут для детей после трех лет, а ребенок готов к развитию с рождения, а не с определенного возраста», – говорит «НИ» эксперт. Изучив опыт специалистов, мамы берутся и за создание собственных курсов по развитию ребенка. Распространяются книги с рекомендациями – в основном среди знакомых с детьми. При этом г-жа Синягина предупреждает, что не стоит бросаться на чужие разработки, не разобравшись. «Все же игрушки и занятия делаются для определенного ребенка, и массово тиражироваться могут не все. Что хорошо одному в два года, то другому может не подойти», – предупреждает наша собеседница.

Для тех, кто не ладит со швейной машинкой или спицами, но горит желанием делать для детей игрушки, всегда есть возможность этому научиться. Практически во всех регионах страны есть мастер-классы по изготовлению игрушек. За умеренную плату в 500–1500 рублей вас научат валять зайца из шерсти или вязать курочку рябу. Можно приобрести пособие через Интернет, обойдется это в несколько раз дешевле.

Если браться за иглу совсем невмоготу, а поразить воображение ребенка все же хочется, то можно подарить игрушку, сшитую по заказу. В отличие от стандартных мишек и петрушек профессионалы будут создавать героя по рисунку ребенка. Материалы коммерсанты обещают использовать только натуральные и безопасные. Стандартные 30–40-сантиметровые изделия в среднем будут стоить 3,5 тыс. рублей. По желанию заказчика игрушку могут сделать из дорогих материалов, что отразится на цене. Ждать «неведому зверушку» придется пару недель.

Заметка про вашего мальчика

В отличие от малышей, которых легко увлечь возней с пуговицами, дети постарше более требовательны к развлечениям. Когда окружающий мир отчасти уже изучен, а русские народные сказки ребята знают наизусть, родители начинают сочинять свои истории. «Сказку могут придумать все, даже если нет особых талантов. Существуют специальные приемы, которые позволяют разогреть себя для творчества. Конечно, сказка несет в себе какие-то поучительные вещи, но родителям не стоит увлекаться излишним морализаторством. Они могут добиться обратного эффекта, – говорит «НИ» президент Сообщества сказкотерапевтов Игорь Вачков. – Лучше включать детей в сочинительство, предлагая сделать выбор на месте героя или придумать свой вариант концовки».

Если сказка долго не складывается, то помочь смогут профессиональные рифмоплеты. Специализированные фирмы в качестве подарка предлагают персонифицированную книгу о вашем ребенке. Название обычно незамысловатое: «Сказки про Владу» (Ксюшу, Сашу – подставить можно любое имя). Менеджер по продажам одной из таких компаний Юлия пообещала корреспонденту «НИ», что в течение трех дней после оплаты заказ будет доставлен. Результатом трудов станет книга в плотной обложке объемом около 130 страниц, которая обойдется родителю-затейнику в 700–900 рублей. Пообщаться с ребенком, чтобы сделать книгу по-настоящему личной, в фирме желания не изъявили. Оригинальностью, правда, сказки не отличаются: авторы в основном прибегали к общеизвестным принципам «разумного, доброго, вечного».

Устроить сцену

Как и всякая популярная книга, результат творчества родителей требует экранизации. На этом фоне набирают популярность домашние кукольные театры. Здесь вплоть до мелочей продумывается образ персонажа, декорации, музыкальное сопровождение. Особенно удачные представления возникают там, где дети принимают активное участие наравне с родителями. «Для самооценки ребенка очень важно, если специально для него трудятся родители. А когда происходит совместное творчество и к его мнению прислушиваются, то это гарантирует только гармоничное развитие», – уверена психолог Наталья Панфилова.

Так же, как и с игрушками, при создании кукольного театра в ход идет все ненужное. «В каждой семье есть какие-нибудь старые шторы, которые пойдут на ширму, кусочки тканей, мотки шерсти. Можно включать и магазинные игрушки. У нас вот в одной постановке динозавр Змея Горыныча изображал», – говорит Татьяна Снежина. Поначалу в семье предпочитали делать авангардные постановки старинных сюжетов про Золушку или золотую рыбку, позже перешли к адаптации фильмов. «В семь лет сын увлекся космосом, и мы сделали марионеток-героев «Звездных войн», – делится с «НИ» Татьяна. – Сейчас готовим оригинальный сценарий, как космические корабли бороздят пространство Вселенной».

Иногда творчество принимает по-настоящему голливудский размах, и тогда про любимых героев уже снимается мультфильм. По словам бывалых мультипликаторов, создание поучительного рассказа о жизни двух-трех героев потребует коробку пластилина, цифровой фотоаппарат и компьютерную программу для монтажа. Любители анимированного творчества уверены, что здесь, как и во всех остальных задумках, к работе следует привлекать и самих детей, хотя это и затягивает создание мультика на пару часов. Чтобы избежать погрома в доме, который обычно случается в процессе творчества, можно уйти на специальные курсы. В среднем за тысячу рублей взрослый и ребенок на чужой территории при помощи специалистов могут претворить все свои идеи в жизнь.

На развлечениях для любимого ребенка деньги не только тратятся, но и зарабатываются. Некоторым родителям благодаря своей фантазии удается выйти на промышленный уровень. По словам Антонины Цицулиной, среди «самодеятельных» игрушек можно найти очень интересные разработки. «Многие начинают заниматься этим профессионально. Вырастают целые серии из одной-единственной игрушки, которую делали для своего ребенка», – заключает эксперт.


Немецкие самоделки становятся брендом
В 1905 году под Рождество маленькая дочка супругов Крузе Мария попросила в подарок у своей мамы куклу, похожую на настоящую девочку. Отец девочки, известный скульптор Макс Крузе, обойдя все берлинские магазины, ничего, кроме холодных, совсем не живых фарфоровых кукол, не увидел. Тогда он попросил свою жену Кати сделать куклу своими руками. И Кати Крузе пришла в голову простая, но гениальная идея: она решила, что кукла должна быть теплой, мягкой и немного тяжелой. Кати взяла мягкое полотенце, наполнила его песком, а на место головы прикрепила картофелину. Мимерли, как называли Марию в семье, была от подарка в восторге. Но через несколько дней узелки развязались, песок высыпался, а у картошки появился неприятный запах. Тогда Кати решила совершенствовать свое мастерство и стала создавать кукол для всех своих детей. Так родилось целое направление в изготовлении самодельных кукол, которое живо и по сей день. А куклы ручной работы от Кати Крузе давно стали своего рода брендом.
Но истоки ремесла, столь модного в наши дни, уходят вообще в глубь веков, когда все игрушки, в особенности для крестьянских детей, изготавливались своими руками. Секреты этого ремесла передавались из поколения в поколение, а игрушки, например рождественские, хранились чуть ли не целый век, а то и дольше. Сейчас приобщиться к искусству самодельного изготовления игрушек стало совсем просто. В Германии такие «кустари» теперь совсем не одиночки. Для них выходят журналы и каталоги, например «Bastel-Ideen», у них пользуются успехом телевизионные шоу, такие как «Der Bastelkoenig». Есть и множество специальных сайтов, где рассказывается о самостоятельном изготовлении игрушек из картона, ткани, ниток, глины, дерева и даже металла. А все необходимые материалы можно приобретать через интернет-магазины.
Адель КАЛИНИЧЕНКО, Мюнхен

Опубликовано в номере «НИ» от 3 июня 2011 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: