Главная / Газета 16 Мая 2011 г. 00:00 / Общество

«Допустить к делу страховые компании в сто раз хуже сегодняшнего техосмотра»

Вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский

АЛЕКСАНДР КОЛЕСНИЧЕНКО

На этой неделе Госдума примет во втором чтении закон о техосмотре с правительственными поправками, согласно которым техосмотр планируется передать сервисным центрам, получившим аккредитацию автостраховщиков. Вице-президент Движения автомобилистов России заслуженный адвокат РФ Леонид ОЛЬШАНСКИЙ убежден, что гражданам станут навязывать дорогостоящий ремонт и вымогать взятки за возможность его избежать.

shadow
– К чему приведет передача техосмотра страховщикам?

– Предложенные правительством поправки о передаче техосмотра страховщикам носят антипрезидентский характер. Давайте вспомним, что недавно сказал президент.

– Что техосмотр – пустая бумажка.

– И поэтому техосмотр надо или отменить полностью, или сделать его заявительным. То есть посылаешь в ГАИ письмо или звонишь и сообщаешь: «Моя машина – в порядке».

– Президент про заявительный техосмотр не говорил. Он сказал отменить или сделать беспроблемным для граждан.

– Пусть будет так. Но то, что нам предлагают – допустить к делу страховые компании, – в сто раз хуже сегодняшнего техосмотра.

– Почему?

– Потому что это самые страшные монстры. И стоимость техосмотра возрастет в разы.

– Как возрастет, если тарифы устанавливает правительство?

– А вы посмотрите, что творится со страховыми выплатами. Жалобы – как под копирку. Или отказ платить под предлогом, что не было страхового случая, или платят половину от стоимости ремонта.

– Но здесь-то они не платят.

– Я страховщикам не верю и считаю их не мошенниками, чтобы на нас не подали в суд, а казуистами (использующими изворотливые формулировки для оправдания своей позиции. – «НИ»). Убежден, что техосмотр надо отменить. Но если его оставлять, то лучше пусть им занимается государственная структура, а не страховая компания.

– Может, просто будет больше пунктов техосмотра, меньше очереди и примерно те же деньги, что сейчас?

– И на выходе та же самая никчемная бумажка, потому что сегодня прошел техосмотр, а завтра влетел в яму, и что-то сломалось. Но я боюсь, что произойдет соединение центра осмотра машины, экспертизы страховой компании и станции ремонта. И будет в завуалированной форме навязана услуга по ремонту и замене запчастей.

– Либо станут давать взятки, чтобы не платить за ремонт?

– Да, мастера будут говорить: «Плати две-три тысячи, и мы тебе запишем сход-развал, замену тяг. Или оставляй машину в сервисе на несколько дней».

– Но разве плохо, что человек отремонтирует машину и будет уверен, что она в нормальном состоянии?

– Никто ремонтировать не будет. Я сужу по себе. У меня выбор: или ремонтировать, или заплатить за бумажку, что ремонт проведен. И по этой бумажке получить талон техосмотра: «Квиток есть. Все заменил».

– Получается, что вы не только против участия страховщиков в техосмотре, а против той формы техосмотра, которая существует на Западе, где состояние машин проверяют сервисные центры.

– Я не желаю слушать про Запад. У нас своя страна, свой менталитет. Россия – это в большинстве своем «Жигули» и «Москвичи». Езжайте по селам и посмотрите, какие машины стоят за штакетником. Там основные инструменты – это кувалда, ведро и краска. Идею с сервисными центрами эти люди не поймут. Мы должны учитывать взгляды деревенских жителей. Например, в Уголовном кодексе сказано про незаконное хранение оружия, а затем в статье примечание: «За исключением тех местностей, где это является элементом национального костюма».

– Нам надо учитывать деревенскую автомобильную культуру? Когда машины собраны часть от одной модели, часть от другой, половина водителей без прав и большинство к вечеру – пьяные.

– Та картина, которую вы нарисовали, – это 70%, и только 30% – в крупных городах сверкают лаком. И завтра скажут: «Дорогой друг, в твоей деревушке нет сервиса. Ты должен гнать машину в райцентр. А то и в райцентре нет, и надо в областной центр за 150 километров». Вы думаете, что страховые компании понастроят везде сервисные центры?

– Первые два года – переходный период, когда техосмотр будут проводить на площадке ГАИ, которая в райцентре есть. Если же техосмотр отменить, как заставить граждан заботиться об автомобиле?

– Лучше пусть будет недовинченная гайка, чем социальный взрыв. В «Броненосце «Потемкин» показано, что черви на корабле привели к восстанию как последняя капля, переполнившая чашу. Вы хотите дождаться, чтобы ржавыми машинами перекрыли трассу Омск–Томск? Суть капитализма – преодолеть все рамки для извлечения прибыли, а страховщики – это самые матерые капиталисты. Вот еще пример: тарифы ЖКХ у нас тоже регулируются государством, но жить в доме с ТСЖ в пять раз дороже, чем в муниципальном. Коммерсант всегда найдет, как вписать какие-то услуги и получить прибыль. То же самое произойдет со стоимостью техосмотра. И так же будут брать взятки. Тем более что сотрудник страховой компании или мастер автосервиса – не должностные лица, как гаишники, и под статью про взятки они не подпадают. В лучшем случае будет коммерческий подкуп, что намного мягче.

– Можно больше брать и больше рисковать?

– Конечно. И все это вызовет негодование народа. А если мы суммируем, что произошло за последнее время: резкое увеличение штрафов с водителей, а в Москве и Петербурге – еще большее, отмена бесплатной эвакуации и бесплатного первого дня штрафстоянки при неправильной парковке. Плюс грядет повышение тарифов по ОСАГО, потому что страховщики твердят, что им мало денег. И с техосмотром президент хотел, как лучше, но получилось не как всегда, а хуже.

– И еще бензин подорожал.

– Да. И поэтому мы на грани социального взрыва. Нам надо дождаться, когда сожгут офис страховой компании в глубинке? Получается, что часть страны никакой техосмотр проходить не будет, а будет показывать ствол из окошка. Вторая часть, у которых половина машины от трактора, а половина – от «ЗИЛа», не будет проходить, потому что им всего-то и нужно, что доехать до магазина в деревне. И все бремя ляжет на крупные города.

– Как же сделать так, чтобы и от очередей и взяток избавиться, и чтобы водители за состоянием машины следили?

– Чудес не бывает. Забота о качестве машины – это сложное, глубокое и вдумчивое исследование ее технического состояния. Как руками и глазами мастера, так и с использованием дорогостоящих электронных приборов. За все это надо платить. Кто хочет заботиться – будет, невзирая на техосмотр. Вот я свою машину ремонтирую впрок. Мне мастер говорит, что колодки наполовину стесались: «Меняй, раз уж я здесь». А насчет очередей – пусть работают круглосуточно. Как в Москве Собянин распорядился, чтобы работали без выходных с восьми утра до восьми вечера и открыли круглосуточные пункты в каждом округе, и очередей не стало.

Опубликовано в номере «НИ» от 16 мая 2011 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: