Главная / Газета 12 Мая 2011 г. 00:00 / Общество

Великое переселение киосков

Большинство столичных ларьков переместят либо закроют

АННА СЕМЕНОВА, АЛЕКСАНДР КОЛЕСНИЧЕНКО

Из нынешних 14 тыс. киосков на своих местах останутся менее 6 тыс., следует из утвержденной на днях московским правительством схемы размещения нестационарных торговых объектов. Уцелевшим придется менять свой облик: образцы новых ларьков на следующей неделе выставят на Тверской улице. Власти решают, что делать с тысячами безработных торговцев, граждане – где купить пироги или мороженое, а владельцы киосков прессы в растерянности: точки по продаже газет пообещали не сокращать, но грозят убрать с автобусных остановок.

Такую торговую точку уж точно никто не снесет.<br>Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
Такую торговую точку уж точно никто не снесет.
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
shadow
Утвержденная правительством Москвы схема размещения киосков вступает в силу с 1 июля этого года. Документ – последний этап решения проблемы с ларьками на московских улицах. Все началось в ноябре минувшего года. Тогда точное число киосков в столице никто не знал, так как рядом с зарегистрированными стояли незарегистрированные (как правило, принадлежавшие чиновникам управ и префектур), а возле вкопанных в землю размещались фургоны без колес, которые считались передвижными и ни в какой схеме не упоминались. Эксперты оценивали число столичных ларьков в 20–25 тыс. После зачистки в конце прошлого года незарегистрированные киоски исчезли, а зарегистрированных осталось 14 тыс. Согласно новой схеме, ларьков станет еще меньше – 10 028. При этом только 5571 киоск останется на своем нынешнем месте. 4457 мест под киоски с июля начнут продавать на аукционах. Переходный период от старой к новой схеме размещения киосков определен в один год, и последний не попавший в схему киоск должен исчезнуть до 1 июля 2012 года.

Киоски поменяют не только место, но и внешний вид. Еще в начале года столичные власти захотели унифицировать облик ларьков, обязав их владельцев выбрать один из трех видов дизайна: «Классика», «Модерн» и «Свободный стиль». Предприниматели запротестовали: навязанные чиновниками конструкции оказались малофункциональными (на их витринах помещалось в разы меньше товаров, а внутри не был предусмотрен склад) и чересчур дорогими (от полумиллиона рублей за киоск без какого-либо оборудования). Мэрия пошла навстречу и утвердила новый перечень видов дизайна. Теперь их стало 26. Образцы новых киосков покажут гражданам на Тверской улице в центре Москвы уже на следующей неделе, выставка будет называться «Шоу-стрит». Предприниматели эти образцы уже видели, и восторга не выразили. Основных претензий две – завышенная цена (бизнесмены считают оправданной стоимость ларька площадью шесть кв. метров в пределах 200 тыс. рублей) и отсутствие навесного оборудования (так называемые «уши»), которое позволяет увеличить площадь витрин и которое отсутствует во всех предложенных Москомархитектурой вариантах. Руководитель столичного департамента СМИ и рекламы Владимир Черников в качестве компенсации пообещал позволить размещать рекламу на стенах киосков и назвал это «здоровым компромиссом между участниками рынка и интересами города».

После закрытия киосков тысячи людей потеряют работу и бизнес. Безработных уже обещано трудоустроить, благо в Москве это просто. С предпринимателями сложнее. Организация малого и среднего бизнеса «Опора России» даже выводила предпринимателей на пикет против того, чтобы продаваемые с аукционов места для киосков достались крупным сетевым компаниям. Столичный департамент поддержки и развития малого и среднего бизнеса пообещал тем, кто лишится киосков, сдать в аренду под магазины первые этажи жилых домов. Предприниматели возражают: бизнес многих из них в таких условиях окажется убыточным.

Киоски прессы оказались в привилегированном положении: их было предписано сохранить в нынешнем количестве (около 2,4 тыс.). Соответствующее письмо префектурам столичный департамент торговли и услуг разослал еще в марте. Однако позже выяснилось, что киоски прессы сохранятся не все.

Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
shadow В апреле тот же департамент торговли и услуг разослал префектурам новое письмо, в котором со ссылкой на протокол совещания у мэра Москвы отмечено, что «остановки транспорта предназначены для посадки и высадки пассажиров», и «следует исключить остановочно-торговые модули из схемы размещения нестационарных объектов независимо от ассортимента товара». Между тем, к примеру, в Северо-Западном округе Москвы все киоски на остановках общественного транспорта (те самые остановочно-торговые модули) принадлежат распространителям прессы. В префектуре СЗАО говорить о будущем этих киосков отказываются, ссылаясь на то, что договоры заключены до следующего года, и «вопрос по ним окончательно не решен».

Считается, что новая схема размещения киосков должна отвечать запросам и потребностям граждан. Для этого проект схемы в феврале размещали в Интернете для обсуждения. Сразу же выяснилось, что главный критерий для определения необходимого количества киосков – обеспеченность района торговыми площадями (норма – 700 кв. метров на тысячу жителей) – в большинстве случаев не работает. Например, в районе Соколиная гора формально торговых площадей стационарных магазинов даже больше, но почти все магазины района расположены возле станций метро «Семеновская» и «Электрозаводская». Перемещение же киосков с магистралей во дворы хоть и улучшает ситуацию с пробками (возле киосков обычно останавливались автомобили с товаром или покупателями, что провоцировало заторы), но во многих случаях вредит интересам и продавцов, и клиентов. Например, киоск фастфуда или цветов неместные потенциальные покупатели в глубине двора попросту не найдут.

«Мелкорозничная сеть должна иметь цивилизованный вид, быть удобной для населения, дополнять стационарную торговую сеть и соответствовать санитарным и противопожарным нормам и правилам, внешним эстетическим требованиям, с благоустройством прилегающей территории» – так сформулировали требования к киоскам в столичном департаменте торговли и услуг, отвечая на запрос «НИ». В неофициальных беседах чиновники признавались, что цель столичных властей – свести число киосков к минимуму, так как для этого вида торговли характерны продажа контрафактного и низкокачественного товара, уклонение от уплаты налогов, а также антисанитария. Обоснованным признается наличие киосков только во дворах, в которых нет магазинов. В департаменте торговли и услуг утверждают, что стремились «максимально сохранить» те виды киосков, которые признаны «социально значимыми»: хлебобулочные, молочные, овощи-фрукты, прохладительные напитки, мороженое. В последних двух случаях владельцам киосков даже разрешат устанавливать рядом не более одной витрины-холодильника при условии, что этот агрегат не будет стоять на газоне и мешать проходу людей, проезду автомобилей и механизированной обработке территории.

От киосков планировали освободить прежде всего центр Москвы, как наиболее страдающий от пробок. Но оказалось, что почти все киоски в центре останутся. Сейчас в Центральном округе 1693 киоска, согласно проекту схемы их число планировали уменьшить до 790, но теперь в префектуре ЦАО сообщают, что в округе будет 1513 торговых точек. Помимо действующих разновидностей киосков появятся специализированные рыбные, каких пока еще в Москве не было. Похоже, глава ЦАО Сергей Байдаков и его подчиненные знают, как надо работать со схемами, даже если они исходят из мэрии.

В префектуре Северо-Восточного округа заверяют, что продуктовых киосков станет больше, хотя общее количество ларьков сократится более чем на четверть – с 1565 до 1142. Жители района Лефортово (Юго-Восточный округ) остались недовольны количеством киосков прессы и мороженого: по мнению горожан, таких киосков должно быть в разы больше, чем предусмотрено в схеме. Префект ЮВАО Владимир Зотов обращения принял и пообещал обсудить с руководством города. Пока же в ЮВАО под сокращение попал каждый пятый из 1,3 тыс. киосков.

Опубликовано в номере «НИ» от 12 мая 2011 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: