Главная / Газета 1 Апреля 2011 г. 00:00 / Общество

Чужие здесь не ставят

Как столичные автомобилисты ведут войны за места на парковках в собственных дворах

Елена ПОТАПОВА, Александр КОЛЕСНИЧЕНКО

Московские власти пообещали оборудовать во дворах по 30 парковочных мест и принять до конца года городской закон о парковочном пространстве. Из-за плотной застройки в городе земли под парковку все равно не хватит, предупреждают эксперты. Тем временем в столичных дворах за парковочные места разворачиваются настоящие битвы с захватом территории и порчей автомобилей противника.

shadow
Москвичка Анна Дунаева недавно переехала в дом №100 по улице Лобачевского и обнаружила возле своего подъезда автостоянку с размеченными краской местами. «Я попробовала ставить машину на этой стоянке: по закону-то места общие. Меня стали «запирать», не оставляя на машинах телефонов для связи. Приходилось владельцев этих авто искать по всему дому. Когда «отпирали», объясняли, что выкупали эти места за 12 тысяч рублей и что не позволят здесь «кому попало стоять». Мою машину обещали в следующий раз расцарапать, но где они выкупали места, не говорят, и прав собственности у них нет», – рассказала «НИ» г-жа Дунаева. Автовладельцы из дома №35 по улице Маршала Бирюзова при защите своей парковки уже перешли от угроз к делу. Когда проживающая в соседнем дворе Наталья Белоусова поставила машину на «чужое» место, у нее спустили все колеса, украв при этом золотники. «Я потратила полдня на покупку компрессора и поиск золотников», – жалуется «НИ» Наталья.

Из 3,15 млн. автомобилей, зарегистрированных в столице, лишь 850 тыс. хранятся в гаражах или на паркингах. Остальные ночуют во дворах, которые такое количество машин вместить просто не могут: в советское время придомовые парковки проектировали, исходя из расчета одна машина на четыре-пять квартир.

«Состояние наших дворов в плане парковки ужасающее – машины стоят на тротуарах, на газонах, где угодно», – заявил на недавнем совещании мэр Москвы Сергей Собянин. Вице-мэр по ЖКХ и благоустройству Петр Бирюков тут же доложил, что в каждом дворе предусмотрено создать 30 «дополнительных машиномест». Позднее г-н Бирюков уточнил, что «унифицировать нельзя», и «есть дворы, где может получиться 40–50 машиномест, а есть – где 10–15». По данным столичного Бюро технической инвентаризации, в Москве 39,9 тыс. жилых домов, а значит, речь идет приблизительно о миллионе новых парковочных мест во дворах.

В Департаменте экономической политики и развития Москвы, который назначен ответственным за создание парковок, «НИ» сообщили, что проект нововведений пока не готов. Известно лишь, что схема будет «вариативной» – в зависимости от возможностей каждого двора. Однако эти возможности уже исчерпаны, утверждает в беседе с «НИ» директор фонда «Градостроительные реформы» Александр Высоковский: расширять дороги придется за счет газонов и детских площадок, то есть «в ущерб другим функциям дворов». К примеру, во дворе дома 41/2 на Ленинском проспекте попытались и парковку расширить, и газон сохранить: автомобили там паркуются не на асфальт, а на бетонную сетку. Но переоборудовать двор таким способом могут только городские власти. Сами жители обустраивать парковочные места на придомовой территории не имеют права.

Еще в 2008 году власти Москвы постановили «ликвидировать в столичных дворах все приспособления, служащие для самозахвата парковочных мест». В каждом округе Москвы действует комиссия по предотвращению незаконной парковочной деятельности. Комиссия обязана объезжать подведомственную территорию и в административном порядке сносить вкопанные гражданами столбики с цепочками на замках. Некоторые москвичи устанавливают ворота для въезда во двор. Так сделали жители дома №5 по улице Беговой. Ворота открываются автоматическим пультом, который местным автовладельцам продают по 4 тыс. рублей. При вызове экстренных служб объявление на воротах рекомендует обращаться к охраннику театра, расположенного на первом этаже дома. Что делать, если охранника не окажется на месте, не известно: никаких телефонов в объявлении нет.

На этой неделе вице-мэр по вопросам градостроительной политики Марат Хуснуллин объявил, что к концу года в Москве появится закон о парковочном пространстве, который позволит взимать «внушительный штраф» за оставление автомобиля вне организованной парковки. Г-н Хуснуллин утверждает, что в других мегаполисах аналогичные меры «эффективно работают». Будет работать и у нас: Госдума сейчас рассматривает поправку в Кодекс об административных правонарушениях о повышении штрафа за стоянку в неположенном месте с нынешних 100 рублей до 1 тыс. по стране в целом и до 5 тыс., если водитель неправильно припарковался в Москве и Санкт-Петербурге. Лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин уже назвал такое различие штрафов неконституционным: Правила дорожного движения должны быть едины по всей стране.

По мнению экспертов, москвичам придется смириться с тем, что машину придется оставлять не возле дома или работы, а на платной стоянке в 10–15 минутах ходьбы. «Народные гаражи» положение не спасут: в ближайшие два года предполагается сдать 130 тыс. машиномест в дополнение к уже построенным 33 тыс. при том, что спрос на них оказался гораздо ниже запланированного. Первоначально места в «народных гаражах» хотели продавать только местным жителям, потом стали предлагать всем желающим, однако треть мест в построенных гаражах все еще не распродана, и в мэрии обещают снизить цену с 350 тыс. рублей до 250 тыс. Еще один резерв площади под парковки – вывод из города промышленных предприятий. Созданные в бывших промзонах «места для организованного хранения автомобилей» примут до 400 тыс. машин.

Пока же поиск и защита парковочного места – дело самих водителей. Когда столичные власти объявили политику «сменного пользования парковками», которая состояла в сносе «ракушек» и выкорчевывании колышков, некоторые автовладельцы пошли на хитрость. Они стали покупать старые «Жигули» и закрывать ими въезд на свое парковочное место на время отсутствия «основной машины». По закону придраться к ним невозможно, говорят в ГИБДД: Правила дорожного движения не предусматривают «однозначного размещения автомашин в местах, конфигурация которых допускает расположение автомобилей не в один ряд».

Опубликовано в номере «НИ» от 1 апреля 2011 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: