Главная / Газета 17 Марта 2011 г. 00:00 / Общество

Химическая атака

Экологи бьют тревогу по поводу реагентов, из-за которых страдают москвичи

АЛЕНА АРТАШЕВА, ТАТЬЯНА ЕРЕМИНА

В эти дни для столичных коммунальных служб официально завершается зимний сезон. Озвучены отчеты по качеству уборки снега, числу пострадавших от гололедицы граждан, начинается подготовка к тендерам на закупку реагентов. Ряд экспертов говорят, что неправильное использование и хранение реагентов способно нанести ущерб растениям, животным, а также испортить обувь и автомобили. «Новые Известия» подвели итоги нынешнего сезона и попытались выяснить, что ожидает городскую экологию следующей зимой.

Реагенты сокращают число ДТП, но и срок службы авто из-за них тоже становится меньше.<br>Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
Реагенты сокращают число ДТП, но и срок службы авто из-за них тоже становится меньше.
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
shadow
Наша газета неоднократно писала о том, как реагенты портят жизнь москвичам, а также об ущербе, который они могут наносить природе. Дело даже доходило до судебных баталий. Похоже, городские власти решили прислушаться к нашим публикациям. По крайней мере на уровне департаментов столичного правительства зашла речь о возможной смене технологии зимней уборки объектов дорожного хозяйства и использовании новых, более экологически чистых противогололедных реагентов.

Московский мэр Сергей Собянин еще в начале зимнего сезона принял решение почти полностью заменить реагенты гранитным щебнем. Увы, «камушки» полетели не в тот «огород». Щебенка застревала в подошвах, стиралась на самых протоптанных местах, а при попадании в ливневую канализацию – забивала коллекторы и трубы. После того как в конце декабря на столицу обрушился «ледяной дождь», крошка была признана неэффективной в борьбе со стихией. Реагентами стали обрабатывать не только проезжую часть дороги, но и тротуары. А щебень оставили для дворов, автобусных остановок и пешеходных улиц. Сейчас с разрешения Ростехнадзора в городе используется несколько видов противогололедных материалов (ПГМ). Жидкие ПГМ – на основе хлористого кальция и натрия – применяются только на проезжей части улицы. Твердые ПГМ насчитывают три разновидности: на основе хлористого кальция, на основе хлористого кальция и натрия, а также на основе хлористого кальция с другими хлоридами (натрия и калия) и формиатом натрия. Ими обрабатывают и проезжую, и пешеходную часть объектов дорожного хозяйства.

«Новые Известия» сдали образцы воды из Яузы на экологическую экспертизу.
Фото: ЕКАТЕРИНА ВАРЮХИЧЕВА
shadow Реагент или жизнь?

По словам руководителя московского департамента природопользования Антона Кульбачевского, экологи не обнаружили в нынешних реагентах превышений по хлору, кальцию, калию и натрию. «Раньше в качестве антигололедного средства использовалась техническая соль, смешанная с песком, что оказывало крайне негативное воздействие на окружающую среду, – рассказал «НИ» начальник дорожной лаборатории Московской городской службы дорожной экспертизы и надзора (Мосдорэкспертнадзор) Алексей Куров. – Сейчас мы используем реагенты, которые практически не наносят вреда экологии. Иногда они даже приносят пользу: используемые до этого реагенты накапливались в почве, а применяемый теперь формиат натрия нейтрализует их». Это удивило опрошенных «НИ» экспертов. «О том, что формиат натрия может служить нейтрализатором ранее используемых солей, я слышу в первый раз, – говорит руководитель токсической программы «Гринпис Россия» Алексей Киселев. – Хлориды в основном попадают в воду и почву».

В воду реагенты могут попасть двумя путями. Снеготаялки сливают жидкость в канализацию, после чего она очищается на станциях аэрации. Контролировать поверхностный сток – то, что смывается с улиц вместе с осадками, – тяжелее. «НИ» совместно со специалистом компании «Экостандарт» провели забор воды из Яузы в районе Русаковской набережной. Лабораторные исследования показали несоответствие пробы санитарно-гигиеническим нормам. Фторидов в воде было 2,72 мг/л при норме 0,7–1,5 мг/л. Магния обнаружено 84,3 тыс. мкг/л при предельно допустимых концентрациях 50 тыс. мкг/л. А лития в речной воде оказалось 43 мкг/л, тогда как норма составляет 30 мкг/л.

На сайте департамента ЖКХ был опубликован проект «Оценки воздействия на окружающую среду технологии зимней уборки объектов дорожного хозяйства Москвы с применением противогололедных реагентов и гранитного щебня фракции 2–5 мм на зимние периоды с 2010–2011 годов и далее» (ОВОС). Согласно документу почти 80% стока с территории ЦАО поступает в Москву-реку и Яузу без очистки. Многие очистные сооружения и сети дождевой канализации технически устарели или сильно изношены, а мест для постройки новых, особенно в центре столицы, нет. «Плюют в колодец» и недобросовестные предприятия столицы, отмечают эксперты. «Для снижения техногенной нагрузки на водоемы нужно повышать ответственность и культуру жителей города, – поделился с «НИ» пресс-секретарь ГУП «Мосводосток» Игорь Епифанов. – На протяжении многих лет наблюдался полный экологический нигилизм, русла рек засыпали и сбрасывали в них отходы производства. И сейчас, к сожалению, есть большое число частных лиц, которым глубоко наплевать на экологию». В «Гринпис России» полагают, что даже относительно безопасные реагенты могут нанести серьезный урон водоемам, если с ними переборщить. А нормы использования хлоридов в России, сказано в ОВОС, в пять-шесть раз выше, чем за рубежом.

С почвой дела также обстоят непросто. Отказ от использования технической соли положительно сказался на состоянии столичной земли, но ситуация далека от идеала. Реагенты ограничивают доступ воды к корням растений, плохо влияют на полезные почвенные микроорганизмы. Вред наносят тяжелые металлы, нефтепродукты, которые содержатся в выхлопах автомобилей и оседают на сугробах, а также микрочастицы дорожного покрытия – даже положенный по всем правилам асфальт через два-три года из-за морозного выветривания начинает разрушаться. В Москве вред почве наносится не так активно, как в других городах, – 80% снега вывозится на «переплавку». Но роторная уборка, когда сугробы перебрасываются с дороги на обочины, все еще производится на площади 2,5–3 млн. кв. метров.

От химии на дорогах страдают не только растения, но и животные. На мокром от реагентов асфальте животные теряют тепло в разы быстрее, чем на сухом покрытии или на снегу. Происходит обморожение, а если лапы и так травмированы каменной крошкой, то может развиться контактный дерматит. По словам специалиста Академического центра ветеринарной медицины Натальи Солошенко, животные также могут лизать мокрые после прогулки лапы, получая химические ожоги внутренних органов и проблемы с желудком. Из-за реагентов у собак случаются приступы аллергии. Только в этот ветеринарный центр приходят со своими пострадавшими питомцами по два-три человека в неделю. «В прошлом году четвероногих пациентов было больше, – говорит «НИ» эксперт. – Я думаю, это потому, что москвичи стали умнее: покупают специальные ботинки или обматывают перед прогулкой лапы животных бинтами».

Не сыпь мне соль на шину

Каждый третий москвич жалуется, что его обувь была испорчена под воздействием реагентов. Таковы результаты опроса, проведенного общественным движением «Потребители.ру». Координатор движения Вячеслав Лыков сообщил «НИ», что горожан, недовольных потерей обуви, с 2009 года стало больше в 10 раз. Данные по количеству испорченной обуви подтверждают люди, которые занимаются ее ремонтом. «В этом сезоне к нам приходило по 10 человек в день», – говорит «НИ» директор сети ремонтных мастерских Иршан Теселов. «Если в столице официально проживают более 10 миллионов человек, средняя стоимость зимней обуви составляет примерно четыре тысячи рублей, а за сезон приходится приобретать две пары, то получается, что ущерб жителей столицы от реагентов составляет около 27 миллиардов рублей», – подсчитали правозащитники.

Владельцы личного транспорта не так активно жалуются на испорченную обувь и одежду, но к ПГМ у них претензий не меньше. «Применяемые сейчас реагенты, если судить по числу ДТП, действенны, – пояснил «НИ» председатель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. – Но коррозия, которой подвергаются части автомобилей, ужасна. Если это отечественный автомобиль, кузов нуждается в ремонте уже через два-три года. Если машина иностранная, с оцинкованным кузовом, ремонт требуется через пять-семь лет. Но срок службы авто сокращается в любом случае. Также реагенты влияют на всю ходовую часть, поскольку они разъедают детали, которые применяются в подвесках, шланги и другие части автомобиля».

Фото: ЕКАТЕРИНА ВАРЮХИЧЕВА
shadow Мороз и солнце

Обойтись совсем без химии в условиях мегаполиса нельзя, это признают и коммунальщики, и экологи. Но вред для окружающей среды можно минимизировать, например, чередуя реагенты. Идеальный коктейль «Антилед», как предлагается в проекте технологии зимней уборки, – по 30% твердых ПГМ плюс 10% гранитной щебенки. Согласно ОВОС в 2009–2010 году пропорция была серьезно нарушена: хлористый кальций использовался на 10–17% активнее остальных двух реагентов. Сэкономленные остатки в размере 32,1 тыс. тонн хранились на складах города, указано в ОВОС, «нехватка площадей для хранения заявленного объема твердых реагентов вынуждает складировать мягкие контейнеры весом до одной тонны в штабеля в четыре ряда высотой». Такой способ хранения снижает качество материала.

Жидкого реагента, который широкомасштабных испытаний, по данным авторов документа, не проходил, на складах к лету 2010 года накопилось 39,6 тыс. тонн. Реагент хранился в специальных емкостях, срок эксплуатации которых составляет 8–10 лет. Однако работ по очистке и защите внутренней поверхности от коррозии не проводилось, говорится в ОВОС: «В них скопились остатки разных по химическому составу жидких противогололедных реагентов, использующихся с 2001 года. Повсеместно и постоянно практиковалась перекачка и смешение оставшихся после зимы реагентов в летнее время». А доконали стенки емкостей экстремально высокие температуры, установившиеся в Москве прошлым летом. «Герметичность многих емкостей нарушена, учитывая, что они были заполнены растворами практически полностью», – говорится в документе.

На этом список нарушений не заканчивается. «Санитарно-гигиенический и экологический контроль над содержанием хлоридов и формиатов в окружающей среде практически не осуществляется или осуществляется частично», указано в ОВОС. Раньше этим занималось научно-производственное предприятие «Прима-М», однако в 2006 году финансирование организации было прекращено. Сейчас за последствиями химии для экологии должен следить «специально уполномоченный орган в области охраны окружающей среды федерального уровня», сообщили «НИ» в департаменте ЖКХ. В обязанности департамента входит контроль качества самих реагентов. Узнать в Росприроднадзоре, какой вред реагенты наносят экологии, «НИ» не удалось.

Но проблема даже не столько в качестве реагентов, сколько в их количестве. «В городе нередко можно увидеть, что реагенты рассыпаются просто половинкой пластиковой бутылки, – возмущается Алексей Киселев. – Или стоит машина, откуда на дорогу вытекает реагент. Бывают ситуации, когда реагентом посыпают абсолютно сухие дороги. Все эти вещи абсолютно неадекватны, на мой взгляд, даже если реагенты безопасны, нельзя насыпать их в таком количестве».

Слушание не по делу

Всю зиму московские власти сулили горожанам скорое избавление от опостылевших соляных луж. Руководитель столичного департамента природопользования Антон Кульбачевский заявил, что в 2011 году экологические требования к ПГМ будут ужесточены и что уже разработаны реагенты нового поколения. «Новые химические вещества будут нейтрализовывать вредные металлы, содержащиеся в реагентах», – пояснил г-н Кульбачевский. Чудо-реагенты, по словам чиновника, не только экологичные, но и экономичные: их понадобится меньше, чем сейчас, и город сможет уложиться в прежний бюджет. 26 февраля по этой теме прошли общественные слушания. Выбор места для мероприятия смущает. Слушания общегородского масштаба прошли в здании школы № 1368 на улице Академика Понтрягина, которая находится в самой дальней точке, пожалуй, «самого спального» района столицы Южное Бутово. В связи с этим «Гринпис» требует признать публичные слушания не состоявшимися и отменить их результаты.

Свежо предание, но, судя по всему, ситуация в ближайшее время меняться не будет. Технология зимней уборки объектов дорожного хозяйства города с применением реагентов и щебня была утверждена Ростехнадзором в 2009 году сроком на пять лет. Да и сами коммунальщики пояснили «НИ», что «департамент не переходит и пока не планирует переходить на новые реагенты в текущем зимнем сезоне».
ВИДЕО

Для просмотра необходимо установить Adobe Flash Player

Get Adobe Flash player

1мин. 5сек.



Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: