Главная / Газета 15 Февраля 2011 г. 00:00 / Общество

Цена слова

Обнародована стоимость пиара органов власти

АЛЕКСАНДР КОЛЕСНИЧЕНКО

На сайте госзакупок появились тендеры на освещение деятельности органов власти. Заявленные суммы контрактов варьируются от сотен тыс. до десятков млн. рублей, а в перечень услуг входит размещение новостей в информагентствах, сюжетов на телеканалах и статей в прессе. Чиновники утверждают, что вынуждены платить за хорошие новости о своей работе. По мнению экспертов, деньги журналистам платят за отказ от критики.

Ко вчерашнему дню было размещено 37 тендеров на оказание информационных услуг по освещению деятельности органов власти. По 24 тендерам шел сбор заявок, по десяти срок подачи заявок завершился, по трем уже объявлены победители. Самая большая сумма контракта – у Волгоградской области: 28,7 млн. рублей за информирование о деятельности областных властей в телеэфире и 1,1 млн. рублей – за радиоэфир.

Префектура Западного округа Москвы объявила тендер на 4,5 млн. рублей, за которые победитель должен подготовить и разместить пять материалов объемом 2 тыс. знаков (одна страница формата А4) в федеральных и городских изданиях, два сюжета длительностью 100 секунд на телеканалах, организовать три пресс-тура и сделать 70 фотографий для электронного архива. Тему подлежащего размещению материала и требуемое СМИ заказчик будет сообщать не позднее, чем за десять дней до публикации.

«Вы же не пишете о том, что происходит у нас в округе», – прокомментировала «НИ» целесообразность трат пресс-секретарь префектуры Западного округа Москвы Ольга Вельдина. Дальше она перечислила то, о чем СМИ не написали: в округе уменьшилась очередь в детские сады, а ветеранов накормили бесплатными обедами. Примечательно, что нынешний тендер – уже второй из объявленных префектурой Западного округа и связанных со СМИ: в конце минувшего года искали желающих за 12,6 млн. рублей издавать бесплатную еженедельную окружную газету объемом 16 полос и тиражом 375 тыс. экземпляров.

Администрация Тульской области также готова платить за информирование о своей деятельности 4,5 млн. рублей, однако эта сумма разбита на лоты. За ежемесячное в течение года размещение 20 новостей на сайтах двух федеральных СМИ и одного регионального областное правительство готово заплатить 1,6 млн. рублей. За публикацию на сайте информагентства 180 новостей о деятельности губернатора, 36 его фотографий и двух интервью – 650 тыс. рублей. За семь статей об экономическом развитии области (объем каждой – машинописная страница), три фотографии и одно двухстраничное интервью с губернатором – 450 тыс. рублей.

Правительство Омской области выставило три лота на освещение своей деятельности на телевидении, в прессе и на сайте информагентства на общую сумму 9,1 млн. рублей. Руководство Сергиево-Посадского района Московской области готово потратить на эти же цели 9,3 млн. рублей. Администрация подмосковного Королева хочет за 1,9 млн. рублей купить 250 часов эфира на местном радио. Законодательное собрание Приморского края предпочитает покупать газетную площадь в розницу по ценам от 12 до 100 тыс. рублей.

Аналогичные тендеры на освещение деятельности выставлены и на сайтах региональных и местных органов власти. Правительство Московской области объявило, что в нынешнем году готово выплатить СМИ 52,977 млн. рублей. Затраты включают подготовку полосы «Подмосковье» в федеральном издании за 2,66 млн. рублей и выпуск приложений «Подмосковье. Культурная реальность» за 1,465 млн. рублей и «Подмосковье спортивное» за 5,08 млн. рублей. «Не понимаю, на каком основании мы должны что-то объяснять», – ответили в областном Министерстве печати на вопрос «НИ» о целесообразности расходов на эти цели.

Расходы столичных ведомств на прессу еще выше. Департамент промышленной политики и науки Москвы в конце минувшего года заключил контракт с телеканалом «Столица» на 8,463 млн. рублей за «выполнение работ по проведению информационно-разъяснительных мероприятий». Власти Зеленоградского округа потратят 900 тыс. рублей на 10 полос местной газеты, посвященных «молодежной политике». Вице-президент Гильдии издателей периодической печати Василий Гатов оценивает в беседе с «НИ» расходы столичных властей на прессу в 15 млрд. рублей. По его словам, тендеры – это лишь один из способов. Другие – финансирование СМИ отдельной строкой из бюджета, приобретение для них оборудования под предлогом «имущественного взноса в уставной капитал» и предоставление различных бесплатных ресурсов.

Суммы тендеров небольшие относительно общих бюджетных трат, но победители, как правило, известны заранее, говорит «НИ» председатель Фонда защиты гласности Алексей Симонов. По словам Василия Гатова, губернаторы платят за публикации о своей деятельности в центральной прессе, чтобы «обезопасить себя от критики в тех СМИ, которые мониторят в Кремле». Покупка же оптом полос и эфирного времени в местных СМИ – это «поддержка собственных изданий и телеканалов». Вброс бюджетных денег, по мнению г-на Гатова, искажает медиарынок: государственные издания завышают цены на производство и распространение и демпингуют на рекламном рынке.

Опубликовано в номере «НИ» от 15 февраля 2011 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: