Главная / Газета 27 Декабря 2010 г. 00:00 / Общество

Дети Интернета

От виртуального насилия несовершеннолетние россияне страдают чаще своих европейских сверстников

ГЕОРГИЙ ЯДВИДЧУК

В минувшую пятницу Совет Федерации одобрил закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». С 1 сентября 2012 года вводятся существенные ограничения на материалы, содержащие нецензурную брань, сцены насилия над людьми и животными, пропаганду наркотиков, табака, алкоголя, азартных игр и нанесения вреда своему здоровью. Кроме того, дети будут ограждены от информации, «отрицающей семейные ценности, формирующей неуважение к родителям или другим членам семьи». Пока статистика печальна: каждый шестой российский школьник ежедневно смотрит порнографию в Интернете, а с виртуальной агрессией дети в нашей стране сталкиваются вдвое чаще, чем в Евросоюзе. Эксперты отмечают, что Интернет воспитывает детей и влияет на них не меньше, чем «реальные» взрослые.

Согласно исследованию «Дети онлайн», проведенному в 25 странах Европы, наибольший риск для несовершеннолетних представляет общение с незнакомцами в Интернете и столкновение с негативным контентом – насилием, порнографией, нецензурной бранью. Вероятность столкновения с «буллингом» (в исследовании этот собирательный термин означал угрозы, унижение, психологическое давление, преследование и агрессию. – «НИ») повышается с возрастом. «Если среди 9–10-летних детей около 13% сталкивались с какой-либо угрозой в Интернете, то среди 15–16-летних – больше половины (61%)», – рассказывает координатор исследования «EU Kids online» в Польше Кирвил Люцина.

Уровень онлайн-рисков в славянских странах оказался выше среднего по Европе. Что касается нашей страны, то здесь дети подвергаются буллингу в два раза чаще, чем в ЕС. «Каждый пятый ребенок в России является жертвой «буллинга». 1,5% подвергаются ему каждый день или 1–2 раза в неделю. «Это довольно серьезная цифра, – утверждает директор Фонда развития Интернета (ФРИ), заместитель декана факультета психологии МГУ Галина Солдатова. – В то же время российские школьники подвергаются «буллингу» столь часто не только в Сети, но и в реальной жизни. Именно это и отличает нас от Европы».

По данным ФРИ, большинство поступающих к ним звонков связаны как раз с «буллингом». Чаще всего его жертвами становятся дети, которые сидят в социальных сетях. По статистике, 25% опрошенных не только сами являются пострадавшими от сетевого негатива, но и переносят этот негатив на других. В Европе этот показатель ниже в два раза – 12,5%.

Кроме того, каждый третий школьник смотрит изображения сексуального характера, причем каждый шестой делает это ежедневно. Если сравнивать с Европой, то в России этот показатель также выше в два раза – 42% против 21%. Директор департамента научно-технического и стратегического развития отрасли Министерства связи и массовых коммуникаций РФ Олег Чутов считает, что «родители покупают игрушки своим детям и не учат с ними правильно обращаться». В результате Интернет выступает в роли «виртуального взрослого», который «может воспитать ребенка плохо».

«Самое вредное – это сетевые игры. Я сталкивалась со случаями зависимости от них», – рассказала «НИ» детский врач-психиатр Антонина Шапошникова. По ее словам, это состояние «похоже на зависимость от азартных игр и психотропных веществ. У таких детей круг общения ограничивается партнерами по играм, ребенок может бросить школу». Раньше такие дети сутками пропадали в компьютерных клубах, теперь они играют дома. «Ребенок занят дома за компьютером – и вроде ничего страшного, а потом выясняется, что у него сформировалась зависимость, – продолжает психиатр Шапошникова. – Бороться с ней так же сложно, как с зависимостью у взрослых. Родителям порекомендую поставить функцию «Родительский контроль». Своим детям я вообще вырубила Интернет, они пользуются им, только когда нужно что-то по учебной деятельности».

«Необходимо формировать культуру жизни в Интернете, так как время пребывания в Сети будет только увеличиваться», – полагает директор департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации Елена Низиенко. Декан факультета психологии МГУ Юрий Зинченко утверждает, что одними запретами дело не исправишь, так как «необходимо формирование позитивного контента, например, развивающие игры».

Опубликовано в номере «НИ» от 27 декабря 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: