Главная / Газета 23 Ноября 2010 г. 00:00 / Общество

Мы все в ответе за наших детей

Общество и бизнес поддерживают ужесточение ответсвенности за продажу алкоголя несовершеннолетним

ИВАН КОРЕШКОВ

Недавно премьер-министр РФ Владимир Путин предложил ввести уголовную ответственность за неоднократную продажу алкоголя несовершеннолетним. Ранее Дмитрий Медведев поручал правительству подготовить поправки в УК и КоАП, ужесточающие ответственность за продажу спиртного тем, кто не достиг 18 лет. Отвадить молодежь от бутылки сегодня все активнее стараются и представители общественных организаций, и спортсмены.

Проблема несоблюдения законов в нашей стране по-прежнему актуальна. И часто хитросплетение законов, постановлений, распоряжений и указов не понятно большинству граждан. А может быть, они об этих законах и не знают или просто не понимают, в чем заключается нарушение. Но есть ситуации, когда все предельно ясно: продажа алкоголя несовершеннолетним запрещена. Это известно всем. Но этот закон постоянно нарушается при попустительстве нерадивых продавцов, которым часто абсолютно наплевать, кому продать. Лишь бы продать.

Эта проблема стоит настолько остро, что стала предметом внимания правительства РФ. Примерно неделю назад Владимир Путин предложил ввести уголовную ответственность за неоднократную продажу алкоголя несовершеннолетним. Сегодня, констатировал премьер, «такие действия, как правило, сходят с рук», поэтому ситуацию нужно менять. «Для тех, кто ради наживы готов продавать алкоголь детям и подросткам, перспектива сесть на скамью подсудимых должна стать серьезным предостережением», – подчеркнул Владимир Путин.

Начало работы государства в направлении снижения уровня потребления алкоголя в России год назад объявил президент Дмитрий Медведев, в числе прочих мер поручив правительству подготовить поправки в УК и КоАП, ужесточающие ответственность за продажу спиртного несовершеннолетним. Законопроект об ужесточении ответственности за продажу алкоголя несовершеннолетним поддержало и МВД России.

Ответственность ужесточать, конечно, надо, но одного этого мало. Сами по себе запретительные меры, которые, кстати, на протяжении нашей истории вводились неоднократно, еще не решили ни одной серьезной проблемы. По результатам опроса ВЦИОМ (сентябрь 2010 года), большинство экспертов убеждены, что проблема противозаконной продажи пива подросткам кроется в равнодушии общества к подобным фактам.

Не только запрещать, но и разъяснять, воспитывать, убеждать – это делать должны мы все: и государство, и общество, и бизнес. По мнению заслуженного мастера спорта, известного футболиста московского «Динамо» Игоря Семшова, алкоголь, включая слабоалкогольные напитки, может стать проблемой номер «один» для подростков. Подростковый организм особенно чувствителен к алкоголю, некоторые просто не могут справиться с соблазном. Часто в окружении подростка никто не может ему помочь, и тогда общество обязано прийти ему на помощь. «Одни запретительные меры никогда еще ни к чему не приводили. Если постоянно запрещать, то как раз захочется сделать все наоборот. Необходимо в школах и институтах проводить разъяснительные мероприятия и акции, показывать фильмы. Считаю, что такие меры будут эффективными», – отмечает Семшов.

В июле–сентябре этого года МВД России реализовало в Москве информационную программу по профилактике правонарушений в сфере торговли в отношении несовершеннолетних. На улицах Москвы было размещено более двух тыс. тематических плакатов с призывами не продавать подросткам пиво, а в местах продаж – развешаны плакаты «Сомневаешься – проверь!» с призывом внимательнее контролировать возраст молодых покупателей. Помощь в размещении оказал оператор наружной рекламы News Outdoor.

Программу по предотвращению продажи пива и алкоголя несовершеннолетним поддержал Союз российских пивоваров. Реализацию программы осуществлял Фонд «Социальные проекты и программы». Пивовары России уже на протяжении нескольких лет активно пропагандируют культуру умеренного потребления пива и проводят акции и рейды «Есть 18 – подтверди!» по всем регионам страны. «Это мировая практика, когда компании, которые заявляют о своей социальной ответственности, активно участвуют в проектах, которые направлены, во-первых, на формирование культуры потребления алкогольной продукции, а во-вторых, на ограничение и запрет потребления в группах риска и тем более среди молодежи и подростков», – считает руководитель Центра корпоративной социальной ответственности и нефинансовой отчетности Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Елена Феоктистова.

Масштабность проблемы и незначительность наказания приводят к тому, что для продавцов выгода значительно превышает возможный ущерб от санкций за нарушение закона. «Проводя рейды, мы столкнулись с одной проблемой, – отметил председатель исполнительного комитета Союза российских пивоваров Вячеслав Мамонтов. – Многие продавцы стараются определять возраст покупателей, которые приобретают у них пиво, на глаз, поскольку хотят избежать конфликта. Не мешало бы не только взимать штрафы с нарушителей, но и лишать как продавцов, так и владельцев магазинов лицензий на продажу пива и алкоголя, как это делается в других странах».

Однако решить проблему можно только объединенными усилиями власти, общества и бизнеса. По данным социологического исследования ВЦИОМ, более половины (54%) опрошенных жителей Москвы и Подмосковья признались, что стали проявлять больше внимания к проблеме продажи пива несовершеннолетним, а 67% постараются не допустить продажу пива, сделав соответствующее внушение продавцу. 80% респондентов уверены в необходимости проведения таких информационных кампаний в дальнейшем.

И в заключение хочется привести слова футболиста Игоря Семшова: «Я поддерживаю проведение таких социально-информационных программ и считаю их нужными и для общества, и для нашей страны в целом, потому что надо трезво смотреть на мир!»

Опубликовано в номере «НИ» от 23 ноября 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: