Главная / Газета 18 Ноября 2010 г. 00:00 / Общество

Сбросят напряжение

Столичные линии электропередачи уберут под землю, чтобы освободить место для строительства

АННА СЕМЕНОВА

Очередной оригинальный способ решить транспортные проблемы Москвы предложил вчера мэр города Сергей Собянин на совещании о состоянии и перспективах развития энергетики в Московском регионе. Воздушные линии электропередачи, занимающие площадь до 400 га, планируется перенести под землю. Освободившуюся территорию предполагается отдать под строительство новых дорог, гаражей и домов. Эксперты оценили инициативу как разумную, но отметили, что без комплексного подхода она превратится в весьма затратную и бесполезную кампанию.

Прокладывать подземные кабели в два-три раза дороже, чем строить ЛЭП.<br>Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
Прокладывать подземные кабели в два-три раза дороже, чем строить ЛЭП.
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
shadow
До 2014 года Москва может полностью избавиться от воздушных линий электропередачи. Убрать провода под землю планируется в рамках программы развития электросетевого комплекса столичного региона, обсуждавшейся в среду. «Кабели наружной электрической сети нужно убирать под землю, освобождая коридоры, по которым они проложены, – заявил на совещании с энергетиками мэр Москвы Сергей Собянин. – Длина этих коридоров около 300 километров, а ширина от 50 до 100 метров. Практически это является идеальной площадкой для прокладки дорог и коммуникаций». «Реализация проекта позволит освободить более 400 гектаров земли для транспортной инфраструктуры, а также минимизировать воздействие внешних факторов на объекты электроэнергии, – рассказали «НИ» в «Федеральной сетевой компании Единой энергетической системы» (ФСК ЕЭС). – Строительство дорог на месте ЛЭП – распространенная практика в Санкт-Петербурге. В Москве есть несколько участков, где опробовалась эта технология, например в Очаково и Бескудниково. Подключение подземного кабеля проходило параллельно с действующим воздушным аналогом, так что энергообеспечение участков не прерывалось».

Интересно, что первые кабельные линии электропередачи, появившиеся в Москве еще в 70-х годах XIX века, были как раз подземными. Главным образом они использовались для освещения домов обеспеченных горожан. С всеобщей электрификацией страны приоритеты сменились. «Воздушные ЛЭП массово строились из-за того, что монтировать их проще, устанавливать – быстрее, да и обходятся они дешевле», – пояснили «НИ» в ФСК ЕЭС. Однако воздушные провода быстро изнашиваются, особенно при сильно возросшей нагрузке в Московском регионе: 37% ЛЭП, по данным столичных властей, эксплуатируется свыше 40 лет. Также воздушные ЛЭП по санитарным правилам должны строиться с 25-метровой полосой отчуждения, строительство в которой строго запрещено. Для подземных ЛЭП этот показатель составляет всего один метр.

Кроме того, подземный кабель позволяет сделать проектирование систем энергоснабжения более гибким. Не надо беспокоиться, что провода испортят городской пейзаж, их можно использовать в местах плотной застройки, в сложных геологических районах или на участках, зарезервированных для будущего строительства. Подземные кабели также более устойчивы к повышенным нагрузкам, низким температурам, аварийным ситуациям и, что логично, лучше защищены от вандалов или любителей цветного металла. К тому же кабели можно размещать не только в траншеях, которые еще надо прокопать, но и в уже существующих туннелях.

Впрочем, минусов у подземных кабелей не меньше, чем плюсов. Во-первых, процесс перекладки ЛЭП, мягко говоря, не дешев: в среднем стоимость прокладки кабеля в два-три раза выше, чем воздушных ЛЭП. Один километр перенесенного в подземный коллектор кабеля на юго-западе столицы, к примеру, обошелся в 1 млн. евро. В Подмосковье цены ниже, но не намного: 600 метров проводов можно «закопать» за 400 тыс. евро. Не до конца отработаны действия при ЧС: если кабель загорается и его не сразу удается обесточить, то ущерб может быть колоссальным. Так, в 2006 году под землей загорелись кабели, питавшие Таганский, Мещанский, Басманный районы и Марьину Рощу. Без света тогда осталось 350 домов. Кроме того, под землей нередко находится более плотная «застройка», чем на ней. Поэтому «переселять» ЛЭП в ряде случаев может оказаться просто некуда.

Эксперты в целом положительно оценивают возможные изменения городской системы электроснабжения. В большинстве европейских столиц воздушные ЛЭП давно убраны с глаз долой. Однако городским властям, заботясь об одних автомобилистах, придется каким-то образом решить проблемы других людей. «Участки рядом с некоторыми ЛЭП в Москве используются под стоянки автомобилей, если гаражи будут сносить, то надо будет предусмотреть механизм компенсации владельцам, – рассказал «НИ» председатель Комитета защиты москвичей Сергей Митрохин. – Многие ЛЭП проходят через парки, например, Лосиный Остров, где дороги не построишь. Закапывание проводов в землю – одна из мер нормализации транспортной ситуации в столице, но одной ее будет явно недостаточно. Если не будет пересмотрен Генплан, то никакие заявления и начинания ситуацию не исправят, эффект будет только косметический, а затраты – большие. Инвесторы будут судиться с Москвой, если предложенные мэром пути борьбы с пробками не будут также зафиксированы в главном градостроительном документе».

Опубликовано в номере «НИ» от 18 ноября 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: