Главная / Газета 12 Ноября 2010 г. 00:00 / Общество

Лучше зажечь свечу, чем проклинать темноту

Евгений ЧЕРНОУСОВ
shadow
Наступили последние дни битвы за окончательный текст проекта закона «О полиции» между активными представителями общества, с одной стороны, и разработчиками документа в лице руководителей МВД – с другой. До принятия в окончательной редакции закона Госдумой есть еще возможность внести в него изменения. Если оставить проект закона в том же виде, то после его принятия получится, как в известной поговорке: «На словах, что на перине, а проснешься – наголе». Одним из главных недостатков представленного президентом России в Госдуму проекта закона является навязанная МВД населению позиция, что якобы к моменту вступления в силу закона «О полиции» большинство недобросовестных милиционеров самостоятельно покинут милицию, а оставшаяся часть по результатам переаттестации не будет принята на работу в полицию.

Однако, как говорится, свежо предание, но верится с трудом. Причина моего пессимизма основывается на том, что с момента начала реформы до сегодняшнего дня не наблюдается массового бегства из милицейских рядов мздоимцев, коррупционеров и других оборотней в милицейских погонах. Этому есть объяснение. Если бы указанные проходимцы в тексте проекта закона увидели бы для себя реальную опасность быть изобличенными существующей Службой собственной безопасности и привлеченными к уголовной ответственности за содеянные преступления следователями Следственного комитета, то давно бы убежали из милиции, как крысы с тонущего корабля. Поэтому руководству МВД нужно не вводить в заблуждение население, а находить возможности для «выкорчевывания» из системы недобросовестных милиционеров, поскольку всем ясно, что добровольно они хлебные места не покинут.

На основе своего 30-летнего опыта работы в милиции убежден, что решение этой проблемы возможно только путем включения в проект закона «О полиции» действенных рычагов контроля и надзора над работой полицейских. Однако в главе 10 проекта закона «О полиции» только перечисляются должностные органы, на которые возложен государственный, общественный, судебный контроль и надзор над деятельностью полиции. Что касается общественного контроля, то очевидно, что путем проведения совместных совещаний общественности и полицейских невозможно бороться с полицейской преступностью. В свою очередь, прокуратура может усилить надзор над работой нового правоохранительного органа, но не в состоянии по разным причинам переломить данную ситуацию.

Говоря словами древнекитайского философа Конфуция, что «лучше зажечь свечу, чем проклинать темноту», убежден, что такой зажженной свечой может быть вновь созданная в структуре МВД отдельная от полиции Служба (Управление) внутреннего расследования. Руководители этой контрольной структуры должны подчиняться только министру внутренних дел России. Функционирование данной Службы позволит в короткий срок достичь эффективного предупреждения и пресечения правонарушений в полицейской среде. Работа этого специального подразделения должна заключаться в выявлении и документировании преступных действий полицейских посредством непрерывного проведения комплекса гласных и негласных оперативно-розыскных мероприятий в отношении сотрудников, намеревающихся совершить преступление или уже его совершивших.

В законе «О полиции» должны быть прописаны основные задачи Службы внутреннего расследования, в том числе: пресечение фальсификации доказательств и результатов оперативно-розыскной деятельности; изобличение полицейских, занимающихся склонением и побуждением к совершению противоправных действий (провокация); выявление полицейских за крышевание наркобизнеса и коммерческих структур; установление фактов вмешательства полицейских в финансово-хозяйственную деятельность представителей бизнеса.

В этом законе также необходимо указать основные методы работы Службы: проведение скрытых видеосъемок в служебных кабинетах, просушивание телефонных переговоров полицейских, внедрение сотрудников Службы в полицейские подразделения, негласная проверка исполнения должностных обязанностей сотрудниками, осуществление внезапных проверок содержимого сейфов, ящиков столов в служебных помещениях и другие.

С учетом того, что основная часть должностных преступлений (рукоприкладство, вымогательство денег и получение взяток, недозволенные методы раскрытия и расследования преступлений) совершается в служебных помещениях милиции (полиции), то нужно указать в проекте закона «О полиции», что установление видеокамер в служебных помещениях полицейских участков, а также просмотр видеозаписей осуществляется сотрудниками Службы внутреннего расследования МВД.

Создание Службы внутреннего расследования будет иметь огромное предупредительное значение для полицейских и поможет реальному очищению полицейских подразделений от взяточников, коррупционеров и других правонарушителей.

Таким образом, включение в закон «О полиции» названных мною предложений позволит без дополнительных финансовых вложений в разы уменьшить количество совершаемых полицейскими правонарушений.

Автор – адвокат, полковник милиции в отставке

Опубликовано в номере «НИ» от 12 ноября 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: