Главная / Газета 28 Октября 2010 г. 00:00 / Общество

«Нотариус не может работать себе в убыток»

Президент Федеральной нотариальной палаты России Мария Сазонова

МАРИЯ МОРОЗОВА

В течение последнего года в нашей стране разрабатывается новый законопроект о нотариате и нотариальной деятельности. По мнению экспертов, принятые в 1993 году «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» требуют существенных изменений. Планируется, что новый законопроект будет внесен в Госдуму уже в начале 2011 года, после изменений в Гражданский кодекс РФ. Наиболее важными положениями в документе станут нормы о наделении нотариусов новыми полномочиями, к примеру, об их непосредственном участии в операциях с недвижимым имуществом. О других готовящихся изменениях в сфере нотариальных услуг в интервью «НИ» рассказала президент Федеральной нотариальной палаты России Мария САЗОНОВА.

shadow
– В готовящемся законопроекте о нотариате указывается, что при удостоверении сделок с недвижимостью нотариусы будут действовать по принципу «одного окна», то есть будут собирать все необходимые документы. Граждане не смогут делать это самостоятельно?

– Начнем с начала. Сегодня рабочая группа по совершенствованию законодательства при президенте РФ трудится над изменением Гражданского кодекса (ГК). Было бы хорошо, если бы в нем развели удостоверение сделок и регистрацию права собственности. Первое – в компетенции нотариуса, второе – Росреестра. Пока у нас регистрирующий орган оформляет и то, и другое. Отсутствует квалифицированное правовое сопровождение при купле-продаже. Стороны часто становятся жертвами обмана или открытого мошенничества. Многие лишаются недвижимости, ущемляются права несовершеннолетних детей, стариков. Это компетенция исключительно ГК. Мы не торопимся с нашим проектом. Нам нужно знать, каким образом нотариальные нормы будут закреплены в отношении граждан и юридических лиц. Тогда уже мы в своем законе будем отрабатывать форму защиты.

– Например?

– Если в ГК будет записано, что нотариус должен юридически сопровождать хозяйствующий субъект с рождения и до самой смерти, то начать надо с того, что он будет присутствовать на собрании учредителей. Сможет убедиться, что решения принимают реальные люди с настоящими паспортами, присутствовать при определении размера уставного фонда, стоимости акций. Нотариус оформит протокол, который будет иметь максимальную достоверность, и сам передаст документы на регистрацию. Не будет подставных лиц, фиктивных организаций и фирм-однодневок. Сейчас когда умирает один из участников ООО и наследник пытается оформить наследование доли, то не найти концов. А мог бы нотариус поднять все документы и установить причитающуюся долю.

– И все-таки останется ли у граждан возможность самостоятельно подготавливать документы?

– Останется. У нотариуса же будет возможность проверять документы, самому делать запросы в различные ведомства, чтобы убедиться в их достоверности. У него будет право не только самому обратиться в органы регистрации, но и проследить исполнение условий договора. В банке он будет держать свой депозитный счет для расчета между сторонами. Он сможет проследить за действиями граждан и вручить свидетельство о передачи собственности, например. Случайные люди из сделок будут удалены.

– Раз возрастают обязанности нотариуса, то увеличивается стоимость его услуг. Если крупные компании с этим справятся, что будет с малыми предприятиями?

– Скорее предполагается не увеличение обязанностей нотариата, а их возвращение в привычную нишу. На стадии начала демократических преобразований считалось, что такие меры отягощают развитие бизнеса, мешают конкурентоспособности экономики, предполагают большие финансовые затруднения, и вообще нотариат обюрокрачивает процедуры. Полагали, что рынок сам себя будет контролировать, но мы оказались к этому не готовы. Убрали из Налогового кодекса определение стоимости технической работы предоставления проекта нотариального акта. Получилось, что кто сколько хочет, столько и взыскивает. Размер госпошлины закреплен, а составление проекта должно определяться из себестоимости затрат нотариуса. Вот я только недавно рассматривала жалобу. В банке нужно было получить сумму 1400 рублей, а нотариус взыскал 700 рублей за составление доверенности на получение этих денег. Нет конкретных размеров сумм.

– Теперь они будут введены?

– Техработа и проект – дополнительные составляющие к госпошлине. Мы дебатируем, включить их в понятие госпошлины за удостоверение нотариального действия или оставить, как есть, но четко установить цену первому, второму и третьему. Это потребует четкого указания стоимости каждой из процедур. И взимать более установленного нотариус не будет иметь права.

– Ставки будут постоянными?

– Они будут индексироваться. Это зависит от социальной составляющей, в частности, от средней заработной платы в стране.

– Смогут ли малоимущие позволить себе услуги нотариата?

– Сейчас действует концепция, что есть категории граждан (участники ВОВ, инвалиды и так далее), которые полностью или на 50% освобождаются от уплаты госпошлины. Сейчас нотариус не получает возмещения от государства, льгота осуществляется за его счет. В последние годы налоговые органы отказались от практики включения неизысканной с льготников оплаты в налогооблагаемую базу. Получается, что нотариус выполняет обязательства в отношении малоимущих граждан вместо государства.

– Но важно, чтобы стоимость услуг нотариуса не увеличилась по сравнению с сегодняшним днем...

– Не перестаю изумляться, почему народ не возмущается, что раз в месяц дорожает хлеб или раз в полугодие меняют цены на коммунальные услуги. Но всех мучают тарифы у нотариусов. Он же не может работать бесплатно, удовлетворяя интересы всех граждан себе в убыток. Он сам покупает контору, обустраивает ее, нанимает помощников, платит налоги, взносы в нотариальную палату, страхует профессиональную ответственность, несет все расходы по обеспечению конторы. Нотариус не фигура частнопредпринимательского характера. Государство передало ему полномочия по защите прав граждан. Если он выполняет государственную функцию, то государство должно дать ему возможность самофинансироваться.

– А как нотариус будет отвечать за допущенную ошибку?

– Нотариус страхует свою деятельность. В новом законопроекте стоимость страховки оценивается не меньше, чем две трети от его валового дохода за год. Если он допустил ошибку, то суд принимает решение о возмещении имущественного вреда, и страховая компания покрывает убытки клиента. Если не хватает денег, тогда к выплате присоединяется нотариальная палата, у которой оформлен коллективный договор страхования. Если и ее средств не хватает, то взыскивается имущество самого нотариуса.

– А для тех, кто только открывает практику, как будут определяться эти две трети?

– Мы сейчас обсуждаем, чтобы для новичков на первый год деятельности был просчитан какой-то размер ответственности, который примет на себя нотариальная палата.

– Будет ли вводиться нотариальное удостоверение доверенности на управление автомобилем?

– Пока это в нашем законе не учитывается. Но вопрос этот обсуждается давно. Сотрудников ГИБДД часто волнует, как узнать подлинная эта доверенность или нет? Мы предлагаем создать единый реестр всех доверенностей, чтобы можно было проверить подлинность документов. С февраля следующего года мы вводим единый бланк для всех нотариальных актов, имеющих имущественный характер: завещания, право на наследство и так далее. Планируется создание электронных реестров. В Петербурге уже есть единая база, из которой наследник может узнать об имеющемся завещании и нотариусе, который занимался его оформлением. Для открытия наследственного дела гражданину остается лишь написать в той конторе соответствующее заявление.

– Как сейчас можно отменить завещание?

– Можно прийти к нотариусу и сделать распоряжение об отмене. Можно сделать дополнение к уже оформленному завещанию.

– Тогда ранее зарегистрированное завещание убирают из базы?

– Оно вносится в базу об отмене. В случае, когда старое завещание поднимается, следом к нему идет решение об отмене.

– За чей счет создаются базы?

– Единую информационную систему нотариата мы финансируем сами. Создали удостоверяющий центр, готовы к выдаче нотариусам электронных ключей, чтобы они могли с использованием цифровой подписи входить в соответствующие базы, с которыми мы работаем. Уже сейчас осуществляется двусторонний обмен с налоговой службой. Уже есть опыт сотрудничества с Центральным каталогом кредитных историй Банка России. Тестируем систему информации о паспортах с миграционной службой. С учетом множества государственных систем нам еще многое предстоит сделать.

– Когда планируется внесение законопроекта в Госдуму?

– Председатель Высшего арбитражного суда Антон Иванов сказал, что изменения в ГК будут представлены в начале следующего года. Следом за кодексом и мы внесем свой законопроект, чтобы не пришлось вносить изменения в уже принятый закон.

Опубликовано в номере «НИ» от 28 октября 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: