Главная / Газета 9 Сентября 2010 г. 00:00 / Общество

Отлученные от баранки

Сочинские водители маршруток остались без работы, а жители – без транспорта

АЛЕКСАНДРА ЗАЙЦЕВА, Сочи

В разгар курортного сезона, который продлится до конца сентября, без работы в Лазаревском районе Сочи остались все водители популярного маршрута Лазаревское–Магри (№ 160). До этого муниципальный перевозчик (МУП «Лазоревскоеавтотранс») три месяца не платил им зарплату, поскольку не хотел оформлять трудовой договор: то есть эти люди зарабатывали себе на жизнь, как обычные «бомбилы», правда, платили им при этом пассажиры по установленному тарифу – по 25 рублей. И водители все эти три месяца исправно отдавали предприятию деньги за ежедневную выдачу путевых листов – по 600 рублей в день каждый (в сумме это более миллиона рублей). Где «осели» эти средства, сейчас разбираются прокуратура Лазаревского района и Ространснадзор. Руководство компании-перевозчика возражает «НИ»: водители работали официально. Однако в Госавтодорнадзоре нам сообщили, что у водителей отсутствовали лицензионные карточки, которые были бы у них на руках только в случае надлежащего оформления на работе.

В результате транспортного конфликта в районе Сочи может возникнуть настоящий коллапс.
В результате транспортного конфликта в районе Сочи может возникнуть настоящий коллапс.
shadow
Три месяца назад, 3 июня, муниципальное унитарное предприятие (МУП) «Лазоревскоеавтотранс» наняло 14 водителей для работы на маршруте № 160 Лазаревское–Магри. До этого водители работали с частными фирмами, которые выиграли тендер, но этим летом маршрут взялось обслуживать муниципальное предприятие. Сотрудники МУП были обязаны составить трудовой договор с водителями в течение трех дней, но так и не сделали этого до конца августа. «За три месяца мы неоднократно просили, чтобы с нами заключили договор и выдали лицензионные карточки, – жалуется «НИ» шофер Сергей Галахов. – Все необходимые документы мы сдали в первый же день. А теперь нам сказали, что в нас больше не нуждаются. В то время как на самом деле автобусов не хватает, и уехать из Лазаревского – большая проблема».

Поводом для увольнения водителей маршруток якобы стало то, что они самостоятельно завысили тариф. «Тариф завысил перевозчик: нам в машины просто наклеили бумажки», – утверждает Галахов. Пока шоферы работали, единственным подтверждением того, что маршрутка не «левая», был путевой лист. Каждое утро перед выходом на маршрут машину осматривает механик, а водителя – медик. Если все нормально, они ставят печати в путевом листе. Этот документ дает право выезда на маршрут. За каждый путевой лист водитель платит 600 рублей. «Раньше, когда мы получали путевой лист, нам выдавали чек. Этим летом чеки нам не выдавали, получается, что листы были нелегальные», – говорит «НИ» Сергей Галахов. На следующий день старый путевой лист сдается диспетчеру. То есть у водителя не оказывается никакого подтверждения, что он имеет к МУП какое-либо отношение. Однако в данном случае у шоферов все-таки остались доказательства – последние путевые листы с печатью от МУПа. Поэтому уволенные работники подали жалобу в лазаревскую прокуратуру (жалоба имеется в распоряжении «НИ»).

Если бы шоферы были оформлены официально, им, согласно постановлению городского главы, должна была выплачиваться зарплата в размере не менее 16 тыс. рублей в месяц (помимо денег, заработанных на маршруте). В своей жалобе в прокуратуру водители отметили, что зарплата не выплачивалась ни разу. По словам Сергея Галахова, в день удавалось заработать лишь от 800 до 1 тыс. рублей. При графике, подразумевающем три рабочих дня и один выходной, этого едва хватало, чтобы свести концы с концами. Раньше, когда водители работали на том же маршруте в частной фирме (до того, как маршрут стало обслуживать МУП «Лазоревскоеавтотранс»), они зарабатывали на 40% больше. «Сейчас мы не имеем права обогнать автобус, не имеем права стоять на остановке вместе с автобусом. И если на вокзале толпа людей, раньше мы подъезжали несколько раз и всех развозили. Теперь стоит одна наша машина и ждет, пока уедет автобус», – сетует в интервью «НИ» Сергей Галахов.

«Мы изымали у этих водителей путевые листы при рейдовых мероприятиях, сейчас передаем их в прокуратуру, – рассказал «НИ» источник в местном отделении Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор). – А когда мы проверяли МУП, они «путевки», сданные диспетчеру, нам не показали. Говорили, таких у них нет. Но мы сейчас опрашиваем медика и механика, которые говорят, что «путевки» выдавались. Доказательства, что водители работали в течение трех месяцев, у нас есть. У нас есть уже письменные объяснения и водителей с 178-го маршрута, а их 30 человек. С ними тоже не оформлены договоры. Они до сих пор работают: все иногородние: жаловаться-то не пойдут. А от местных избавились».

Замдиректора МУП «Лазоревскоеавтотранс» Саид Агафонов в разговоре с корреспондентом «НИ» путается в фактах. Сначала он говорит: «Предприятие наше не увольняло их (водителей. – «НИ»), потому что они не были приняты в штат. 160-й маршрут мы обслуживаем своим муниципальным транспортом» (диктофонная запись этой беседы имеется в распоряжении «НИ»). А далее г-н Агафонов уже говорит о том, что, оказывается, договоры были: «С ними был договор заключен, но они не выполняли договорные обязательства, в частности, завышали тарифы. Пассажиры неоднократно на это жаловались. Они зачастую брали путевые листы, уходили с маршрута и занимались экскурсионными перевозками. Поэтому с 25 августа с ними были расторгнуты договоры». По версии Саида Агафонова, водители другого, 178-го маршрута также работают официально. Хотя в местном Госавтодорнадзоре (подструктура Ространснадзора) «НИ» заявили обратное.

На экскурсионные маршруты водители действительно «удирали», но, по словам бригадира Владимира Шершунова, этим грешили далеко не все. Даже если допустить, что именно это и стало причиной увольнения, все равно неясно, куда делись деньги, заработанные МУП «Лазоревскоеавтотранс» на путевых листах. В общей сложности на 160-м и 178-м маршрутах 44 водителя. По 600 рублей в день с каждого – это больше двух млн. за три месяца. «9 сентября я назначил проверку МУПа, есть подозрение, что там идет какая-то «химия», – прямо заявил «НИ» начальник сочинского отдела Межрегионального управления государственного автодорожного надзора (Госавтодорнадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Мус Яквашев. – У нас есть доказательства, что у водителей отсутствовали лицензионные карточки, а путевые листы были. А в законе сказано: если путевой лист выдан – водитель допущен к работе». В распоряжении «НИ» есть путевые листы водителей 178-го и 160-го маршрутов, предоставленные в управление Госавтодорнадзора, есть и распоряжение о проверке МУП «Лазоревскоеавтотранс».

Пока перспектив найти другую работу у водителей маршруток нет. Транспортная ситуация в городе ужасна: местных автобусов явно не хватает, чтобы развезти всех жителей и туристов, а сезон закончится только к октябрю. Еще из многочисленных местных поселков в Лазаревское, Сочи и Туапсе можно уехать на электричке, но их всего четыре в день. Водители и жители ждут результата проверки Госавтодорнадзора и Лазаревской прокуратуры, где «НИ» уже подтвердили, что жалоба от водителей получена.

«НИ» будут следить за развитием этой истории.

Опубликовано в номере «НИ» от 9 сентября 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: