Главная / Газета 1 Сентября 2010 г. 00:00 / Общество

«Масштабы ужасают»

Глава ГИБДД России Виктор Кирьянов рассказал «НИ», почему в начале сентября возрастает количество ДТП с участием детей

НУНЕ ЕГЯН, МАРИЯ МОРОЗОВА

Вчера в Москве водительница джипа сбила двух сестер-школьниц, которые переходили дорогу по «зебре». Эксперты отмечают, что происходит это главным образом потому, что за лето детвора успевает напрочь отвыкнуть от ритма городской жизни. В ряде регионов России, чтобы уменьшить число ДТП, водителей в первую неделю учебного года обяжут включать ближний свет фар автомобилей в светлое время суток. Самих школьников сотрудники ГИБДД намерены материально поощрять за соблюдение Правил дорожного движения.

За лето дети забыли об опасностях на дороге.<br>Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
За лето дети забыли об опасностях на дороге.
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
shadow
Во вторник днем на юго-западе Москвы женщина за рулем джипа сбила двух сестер-школьниц, которые переходили дорогу по пешеходному переходу. В результате ДТП оба ребенка получили травмы, а ближе к вечеру одна из девочек скончалась в больнице. По статистике Департамента обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД РФ, каждый год пиковыми месяцами по количеству ДТП с участием детей становятся август–сентябрь. «За летние каникулы юные участники дорожного движения отвыкли от интенсивных городских трасс и быстрого ритма города, подзабыли Правила дорожного движения (ПДД)», – объясняет «НИ» глава ведомства Виктор Кирьянов. Правда, согласно данным за 2008–2009 годы, по количеству ДТП август все-таки обходит сентябрь. Если в прошлом году в первый месяц осени в результате аварий получили травмы почти 2,2 тыс. детей, то в конце лета на больничных койках оказались около 2,5 тыс. юных россиян. Специалисты объясняют, что в августе у школьников в городе еще много свободного времени, и они чаще слоняются без дела.

И все же количество детей, пострадавших в ДТП, с каждым годом становится меньше. В 2008-м их было почти 22 тыс. человек, а в 2009-м – уже меньше 20 тыс. «Но масштабы детского дорожно-транспортного травматизма в нашей стране ужасают. Фактически ежегодно мы теряем на дорогах целую школу», – говорит «НИ» Виктор Кирьянов. По мнению директора одного из психологических центров, действительного члена Общероссийской профессиональной психотерапевтической Лиги Марии Стыскиной, каждый раз перед началом учебного года детям необходимо напоминать Правила дорожного движения. «Детей все время нужно учить, как правильно переходить дорогу, потому что этот навык не закреплен у них в головах», – рассказывает «НИ» психолог.

Детский психолог Антонина Шапошникова замечает, что на привыкание к городской среде у детей уходит обычно месяц. «За лето они получают много впечатлений и теряются в новой среде. Особенно это касается первоклассников. Прохождение дороги «на автомате» формируется к середине учебного процесса, – говорит эксперт. – То же касается детей, сменивших школу».

В рамках федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах» сотрудники ГИБДД с 16 августа по 12 сентября 2010 года проводят акцию «Внимание – дети!». В разных городах страны в первые дни нового учебного года школьников ждут традиционные лекции, классные часы о безопасном поведении на дороге – с приглашением инспекторов ГИБДД. «Слова человека в форме, представителя силовых структур, производят большое впечатление на детей. К его мнению они могут относиться более внимательно, чем к мнению родителей», – считает г-жа Шапошникова. В Москве и Подмосковье школьники смогут пройти обучение правилам безопасности в специально оснащенном для этого автобусе. В нем, например, можно смоделировать аварию. Преподаватель расскажет, как правильно вести себя в такой ситуации», – рассказывает «НИ» сотрудник отдела пропаганды ДОБДД МВД РФ Антон Белан.

На собраниях в школах милиционеры раздадут родителям подготовленную памятку, как «защитить ребятишек от аварий». «Нередко родители сами подают дурной пример своим детям – грубо нарушают ПДД и за рулем автомобиля, и просто на улице. Сколько случаев, когда спешащие взрослые совершенно бездумно переходят с ребенком проезжую часть на запрещающий сигнал светофора», – возмущается г-н Кирьянов. По его мнению, дети вряд ли прислушаются к «таким» родителям, что дорогу надо переходить по «зебре».

Кроме того, в начале сентября на дорогах пройдет профилактическое мероприятие «Скорость». Инспекторы будут дежурить недалеко от школ, проверяя соблюдение скоростного режима. В Красноярске, Томске, Оренбурге, Ижевске, Абакане, Ростове-на-Дону в первую неделю сентября водителей обяжут включать ближний свет в светлое время суток. Однако вице-президент Движения автомобилистов России, адвокат Леонид Ольшанский не относится к этой инициативе серьезно. «Такая мера не поможет улучшить ситуацию на дорогах. За последние два-три года ни одна сфера нашей жизни так не подвержена пиару, как работа ГАИ, – утверждает в разговоре с «НИ» Леонид Ольшанский. – Это всего лишь PR-акция. Важно, чтобы не машину видели, а чтобы водитель был аккуратным, а если у него включены фары, это еще ни о чем не говорит».

В некоторых регионах сотрудники ГИБДД решили не ограничиваться беседами. С 1 сентября на территории Свердловской области Госавтоинспекция будет поощрять тех детей, которые соблюдают ПДД. Каждому ребенку, который перешел дорогу или по пешеходному переходу, или на зеленый сигнал светофора, будет вручаться наклейка «смайл» на светоотражающей пленке яркого цвета диаметром два сантиметра. Пять значков можно будет обменять на один большой – диаметром пять сантиметров. Собрав пять таких наклеек, ребенок получит приз от региональной ГИБДД. Предположительно цифровой фотоаппарат. По мнению психолога Шапошниковой, такая система материального поощрения сможет повлиять на детей старше 10 лет. «Живость младшеклассников не дает им времени поразмыслить и спрогнозировать последствия поступков. Дети постарше уже смогут контролировать себя с расчетом на получение выгоды», – считает эксперт. Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин отмечает, что действия ГИБДД разумны, но носят лишь временный характер. «Проблемой ДТП с детьми нужно заниматься круглогодично, а не несколько недель в году, и делать это должны не только автоинспекторы, но и родители, и педагоги, с которыми дети проводят большую часть своего времени», – справедливо замечает «НИ» эксперт.

Опубликовано в номере «НИ» от 1 сентября 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: