Главная / Москва / 26 Августа 2010 г.

Стоять на своем

Москва продолжает удерживать одно из лидирующих мест в мире по автомобильным пробкам

МИХАИЛ КАЛМАЦКИЙ

Российская столица заняла третье место в рейтинге мировых мегаполисов с наибольшими проблемами в организации движения транспорта. Москва оставила позади как крупнейшие города третьего мира – Нью-Дели, Сан-Пауло и Буэнос-Айрес, так и традиционных лидеров Старого и Нового Света – Лондон, Париж и Нью-Йорк. Примечательно, что москвичи при этом значительно уступают перечисленным городам по числу автомобилей на душу населения. Эксперты видят корень нашей проблемы в отсутствии какого-либо транспортного планирования. А без плана, даже построив много новых дорог, из пробки не выехать.

Столичные автомобилисты уже давно не могут заранее определить время, которое проведут в пути.<BR>Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
Столичные автомобилисты уже давно не могут заранее определить время, которое проведут в пути.
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
shadow
Рейтинг городов-пробок, составленный британской газетой Financial Times, выстроен исходя из среднего времени, которое автолюбители и пассажиры общественного транспорта проводят в различных пробках и заторах. Мировым лидером по этому показателю стал Пекин. Чего стоит только пробка, образовавшаяся на въезде в китайскую столицу 14 августа этого года в результате проведения дорожных работ на автостраде. Ее длина составила 100 км, а скорость движения – несколько км в сутки. Такими темпами до Пекина можно добираться около месяца. Второе место в списке занимает южноафриканский Йоханнесбург, а призовое третье в мире и первое в Европе – за Москвой. Следом идут Нью-Дели и Сан-Пауло, замыкает шестерку Буэнос-Айрес. И уже после них в списке появляются европейские столицы, в которых обеспеченность личным транспортом куда выше, чем в развивающихся странах. Седьмое место у Мадрида, восьмое у Лондона, далее следуют Париж, Берлин, Нью-Йорк и Стокгольм.

Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин отмечает, что помимо газетных рейтингов существует объективная техническая информация, которая позволяет более точно оценить транспортную ситуацию в городах. Но и здесь российская столица демонстрирует одни из худших показателей в мире.

«В одном из самых автомобилизированных городов мира – Нью-Йорке, где на тысячу жителей приходится более 900 автомобилей, среднесетевая скорость движения составляет порядка 40 км в час. В пределах 30–35 едут крупнейшие города Великобритании, тоже переполненные автомобилями сверх меры. В Москве среднесетевая скорость составляет меньше 22 км в час, причем это данные 2008 года, сейчас, я думаю, стало только хуже, – сообщил «НИ» эксперт. – Самое печальное, что мы едем медленно при очень скромном уровне автомобилизации. В Москве, по официальным данным, на тысячу жителей приходится порядка 350 автомобилей. Даже антиавтомобильный Амстердам имеет около 500 авто, а крупные города Италии, Германии, Испании – 500–600, и ничего, нормально живут».

По словам г-на Блинкина, главная причина автомобильного застоя столицы – в отсутствии систематического профессионального транспортного планирования. «Когда мы говорим о транспортном планировании, мы думаем не только об автомобилях и парковках, но и о том, как у нас обстоят дела с общественным транспортом, с соблюдением баланса застройки и транспортных возможностей территории. К сожалению, во всех этих делах мы капитально отстаем от развитого мира, – констатирует эксперт. – А без планирования задача решается методом грубой силы: построим как можно больше дорог. Не исчезнут пробки таким образом». По словам ученого, существует аксиома: ни один центр ни одного мегаполиса мира не выдержит ситуацию, когда один служащий приедет на работу на одном автомобиле и один покупатель приедет в магазин на одном автомобиле. Именно поэтому на Западе в центральную часть города даже владеющие машинами горожане попадают в основном на общественном транспорте.

Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин считает, что проблема столичных пробок – это результат политики московских властей за последние 10–15 лет. «Они игнорировали уровень автомобилизации и ничего не делали, чтобы решить проблемы парковок, развязок, а если пытались что-то сделать, то только усугубляли ситуацию, – посетовал «НИ» эксперт. – Кроме того, бич Москвы – это так называемая точечная застройка, когда где угодно возводится новое здание, офисное или жилое, совершенно без учета того, как это скажется на транспортной ситуации. А ведь к этому зданию устремятся сотни автомобилей, которым надо где-то парковаться, как-то выехать».

В начале этого года главный государственный инспектор безопасности дорожного движения Виктор Кирьянов заявил, что экономический ущерб от пробок в Москве составляет 38 млрд. руб. До этого независимые эксперты приводили другие цифры – 420 млн. руб. в день. Если взять только рабочие дни, получается порядка 100 млрд. в год. Это потери города, а сколько теряют на этом люди, причем не только денег?! «К сожалению, этого не подсчитать. Сколько стрессов, сколько аварий, сколько опозданий в нужные места, – сокрушается г-н Похмелкин. – Не говоря уже о том, сколько времени люди тратят на дорогу и сколько часов они проводят в автомобиле, что тоже не очень полезно».

Михаил Блинкин считает, что подсчет экономических потерь города – вещь довольно условная. Единственное, что можно вычислить абсолютно точно, – это потерянное время автолюбителей. А дальше они сами выбирают, насколько им дорого это время и стоит ли его экономить. «У горожанина есть четыре способа не терять время: первый – сменить способ передвижения, второй – сменить место жительства, третий – сменить место работы и четвертый – прийти на выборы и сменить городскую власть», – пояснил эксперт. По его словам, ни одним из этих способов москвичи в большинстве своем пока не пользуются.

Опубликовано в номере «НИ» от 26 августа 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: