Главная / Москва / 20 Августа 2010 г.

Невыученные уроки жизни

С какими проблемами столкнутся дети-инвалиды, перед которыми впервые откроются двери обычных школ

АЛЕКСАНДРА СМИРНОВА

В нынешнем учебном году столичные школьники-инвалиды впервые пойдут учиться вместе со своими здоровыми сверстниками. Однако переоборудование школ в связи с потребностями детей-инвалидов запланировано только на следующий год, а в нынешнем школьники с ограниченными возможностями будут приспосабливаться к окружающей обстановке сами. Впрочем, в провинции таким «особым» ребятам приходится еще хуже: часто их семьи лишены вообще какой-либо помощи со стороны государства.

С этого года колясочники будут учиться в обычных школах, но далеко не все учебные заведения оборудованы под их нужды.<br>Фото: AP
С этого года колясочники будут учиться в обычных школах, но далеко не все учебные заведения оборудованы под их нужды.
Фото: AP
shadow
Принятый в конце апреля этого года Мосгордумой закон предусматривает, что в каждом классе допускается не более трех учащихся с ограниченными возможностями, а в школе в целом доля таких учеников не может превышать 10%. Однако положение закона о дополнительном материально-техническом обеспечении школ вступает в силу лишь со следующего года. В нынешнем же году городские власти не выделяют деньги на оборудование школ пандусами и лифтами для колясочников, а также тактильными линиями для слабовидящих.

В регионах проблемы у детей-инвалидов другие. На днях в деревне Сергеевица Пыщугского района Костромской области в детском саду местные жители встречались со своим депутатом областной думы. Среди прочего граждане жаловались на то, что дети, больные сахарным диабетом, не обеспечиваются вовремя льготными лекарствами, и родители вынуждены покупать инсулин на свои деньги.

В России, по данным Минздравсоцразвития, на учете состоят 593 тыс. детей-инвалидов (это 2% от общего числа юных россиян). В Москве, по данным столичного Департамента здравоохранения, проживают 23,7 тыс. таких детей. Если родитель вынужден отказаться от работы ради того, чтобы ухаживать за своим ребенком-инвалидом, ему положена компенсационная выплата в размере 5 тыс. рублей до достижения ребенком 23 лет. Соцработнику за один визит к инвалиду платят по 1,5 тыс. рублей. Но и здесь не без проблем. Сотрудница управления соцзащиты одного из районов Московской области рассказала «НИ», что в этой сфере нередки скандалы: соцработники подделывают ведомости, указывая в них те визиты, которых они на самом деле не совершали.

«До инвалидов помощь государства доходит, до общественных организаций, которые помогают инвалидам, – нет, рассказывает «НИ» председатель организации помощи детям-инвалидам «Радуга» Наталья Сохатская. – Общественникам не стоит тратить время на то, чтобы сломать систему. Нужно искать помощь среди неравнодушных людей, а чиновники и дальше будут посылать один к другому».

Социальному работнику Светлане Авдеевой тяготы семей с детьми-инвалидами знакомы изнутри: женщина сама воспитывает такого ребенка. «Я не хочу умалять проблемы московских семей с детьми-инвалидами, но, по моим личным наблюдениям, вся существующая мизерная поддержка государства распределяется между теми, кто проживает в крупных городах. Им вовремя начисляются пенсии, выплачиваются пособия, на них хватает социальных работников», – говорит «НИ» г-жа Авдеева. По ее словам, «кастовость» проявляется даже в распределении производимых за границей изделий для инвалидов: «Первые в очередях всегда москвичи, петербуржцы, екатеринбуржцы, а моя знакомая семья из Калужской области ждет специализированную коляску из Германии уже четыре года».

Игорь Пексаев стал инвалидом на первом году жизни из-за того, что жил далеко от столицы, в Республике Коми. В двухмесячном возрасте мальчику неправильно поставили диагноз и назначили прогревание носоглотки, хотя при его заболевании оно было строго противопоказано. После седьмой процедуры ребенок попал в реанимацию и теперь дышит через трахеотомическую трубку. Но мальчику уже семь лет, трубка стала мала, а заменить ее могут только за 34 тыс. евро. Сейчас его мама собирает деньги через благотворителей – если до конца осени операцию не сделают, может быть поздно. «Самое обидное, что наше заболевание лечится. Только нужны большие деньги», – говорит «НИ» Мария Пексаева.

Мать ребенка-инвалида из Москвы Светлана Добротина недавно оценила новый сервис – социальное такси для семей с детьми-инвалидами: «Оно дешевое – 210 рублей в час». Женщина рассказала «НИ», что каждый год бесплатно отдыхает с ребенком: «В основном в Подмосковье или на экскурсии по Золотому кольцу». Ирине Олейнич из Ленинградской области государство тоже помогает деньгами, но почти все они уходят на оплату съемной квартиры в Петербурге, где лечится ее сын, больной гидроцефалией (скопление жидкости в голове). «Памперсы мы получили через два месяца. А вот аппарат для хождения получить не можем – у государства нет денег. Чиновники предлагают его купить самим, а он стоит 180 тысяч», – жалуется «НИ» Ирина Олейнич.


КОММЕНТАРИЙ
Пресс-секретарь Департамента образования Москвы Александр ГАВРИЛОВ:
– В московских образовательных учреждениях в прошлом году обучались 50 тыс. детей с ограниченными возможностями, из них 19 тыс. имели статус инвалидов. Сейчас в Москве приспособлено для детей-инвалидов 1651 учреждение. Это, конечно, не 100%, но пока в этом нет острой необходимости. В инклюзивном образовании могут участвовать дети не со всеми заболеваниями. Сейчас у нас стоит вопрос, чтобы в каждом районе хотя бы одна такая школа была оборудована спецсредствами. В основном в инклюзивном обучении участвуют дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Для них предусмотрены пандусы, специальные парты, «ступенькоходы» (мобильные лестничные подъемники). Преимущество последних в том, что они быстро монтируются. Мы закупили 606 комплектов мобильно-лестничных подъемников, которые позволяют оперативно приспособить школу. Если в учебное учреждение приходит мама с заявлением о приеме ребенка с ограниченными возможностями, то отказать ей не могут, и в школе ставится «ступенькоход». Кроме этого, мы приспосабливаем и учреждения дополнительного образования. Чтобы дети-инвалиды могли посещать не только школу, но и заниматься досугом. Для детей, которые не могут выходить из дома, предусмотрено так называемое дистантное обучение. Они бесплатно получают в пользование компьютеры, за которыми работают дома. Учителя занимаются с ними также с помощью компьютеров. В прошлом году мы оборудовали 300 таких мест для детей и 60 – для педагогов. Создали библиотечный фонд, медиаресурс.

Опубликовано в номере «НИ» от 20 августа 2010 г.


Актуально


Смотрите также

В Москве похитили ребенка

Злоумышленники схватили пятилетнюю девочку и скрылись на микроавтобусе марки Ford

Похищение в центре Москвы

Злоумышленники насильно затащили девушку в иномарку и скрылись в неизвестном направлении

Мосгоризбирком обвинил лидера КПРФ в нарушении закона о выборах

Зюганов рассылал письма москвичам, призывая голосовать за однопартийца, сообщает глава комисии

Водитель Ferrari ударил старика

Московская полиция ищет автомобилиста, пнувшего пожилого пешехода

На Московском локомотиворемонтном заводе произошел пожар

Огонь распространился на площади 60 квадратных метров

Не так подписали

Митинг против «закона Яровой» оказался под угрозой запрета

Культпоход «НИ»

Каким культурным событиям стоит уделить внимание в эти выходные

Новости дня


Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: