Главная / Москва / 20 Августа 2010 г.

Невыученные уроки жизни

С какими проблемами столкнутся дети-инвалиды, перед которыми впервые откроются двери обычных школ

АЛЕКСАНДРА СМИРНОВА

В нынешнем учебном году столичные школьники-инвалиды впервые пойдут учиться вместе со своими здоровыми сверстниками. Однако переоборудование школ в связи с потребностями детей-инвалидов запланировано только на следующий год, а в нынешнем школьники с ограниченными возможностями будут приспосабливаться к окружающей обстановке сами. Впрочем, в провинции таким «особым» ребятам приходится еще хуже: часто их семьи лишены вообще какой-либо помощи со стороны государства.

С этого года колясочники будут учиться в обычных школах, но далеко не все учебные заведения оборудованы под их нужды.<br>Фото: AP
С этого года колясочники будут учиться в обычных школах, но далеко не все учебные заведения оборудованы под их нужды.
Фото: AP
shadow
Принятый в конце апреля этого года Мосгордумой закон предусматривает, что в каждом классе допускается не более трех учащихся с ограниченными возможностями, а в школе в целом доля таких учеников не может превышать 10%. Однако положение закона о дополнительном материально-техническом обеспечении школ вступает в силу лишь со следующего года. В нынешнем же году городские власти не выделяют деньги на оборудование школ пандусами и лифтами для колясочников, а также тактильными линиями для слабовидящих.

В регионах проблемы у детей-инвалидов другие. На днях в деревне Сергеевица Пыщугского района Костромской области в детском саду местные жители встречались со своим депутатом областной думы. Среди прочего граждане жаловались на то, что дети, больные сахарным диабетом, не обеспечиваются вовремя льготными лекарствами, и родители вынуждены покупать инсулин на свои деньги.

В России, по данным Минздравсоцразвития, на учете состоят 593 тыс. детей-инвалидов (это 2% от общего числа юных россиян). В Москве, по данным столичного Департамента здравоохранения, проживают 23,7 тыс. таких детей. Если родитель вынужден отказаться от работы ради того, чтобы ухаживать за своим ребенком-инвалидом, ему положена компенсационная выплата в размере 5 тыс. рублей до достижения ребенком 23 лет. Соцработнику за один визит к инвалиду платят по 1,5 тыс. рублей. Но и здесь не без проблем. Сотрудница управления соцзащиты одного из районов Московской области рассказала «НИ», что в этой сфере нередки скандалы: соцработники подделывают ведомости, указывая в них те визиты, которых они на самом деле не совершали.

«До инвалидов помощь государства доходит, до общественных организаций, которые помогают инвалидам, – нет, рассказывает «НИ» председатель организации помощи детям-инвалидам «Радуга» Наталья Сохатская. – Общественникам не стоит тратить время на то, чтобы сломать систему. Нужно искать помощь среди неравнодушных людей, а чиновники и дальше будут посылать один к другому».

Социальному работнику Светлане Авдеевой тяготы семей с детьми-инвалидами знакомы изнутри: женщина сама воспитывает такого ребенка. «Я не хочу умалять проблемы московских семей с детьми-инвалидами, но, по моим личным наблюдениям, вся существующая мизерная поддержка государства распределяется между теми, кто проживает в крупных городах. Им вовремя начисляются пенсии, выплачиваются пособия, на них хватает социальных работников», – говорит «НИ» г-жа Авдеева. По ее словам, «кастовость» проявляется даже в распределении производимых за границей изделий для инвалидов: «Первые в очередях всегда москвичи, петербуржцы, екатеринбуржцы, а моя знакомая семья из Калужской области ждет специализированную коляску из Германии уже четыре года».

Игорь Пексаев стал инвалидом на первом году жизни из-за того, что жил далеко от столицы, в Республике Коми. В двухмесячном возрасте мальчику неправильно поставили диагноз и назначили прогревание носоглотки, хотя при его заболевании оно было строго противопоказано. После седьмой процедуры ребенок попал в реанимацию и теперь дышит через трахеотомическую трубку. Но мальчику уже семь лет, трубка стала мала, а заменить ее могут только за 34 тыс. евро. Сейчас его мама собирает деньги через благотворителей – если до конца осени операцию не сделают, может быть поздно. «Самое обидное, что наше заболевание лечится. Только нужны большие деньги», – говорит «НИ» Мария Пексаева.

Мать ребенка-инвалида из Москвы Светлана Добротина недавно оценила новый сервис – социальное такси для семей с детьми-инвалидами: «Оно дешевое – 210 рублей в час». Женщина рассказала «НИ», что каждый год бесплатно отдыхает с ребенком: «В основном в Подмосковье или на экскурсии по Золотому кольцу». Ирине Олейнич из Ленинградской области государство тоже помогает деньгами, но почти все они уходят на оплату съемной квартиры в Петербурге, где лечится ее сын, больной гидроцефалией (скопление жидкости в голове). «Памперсы мы получили через два месяца. А вот аппарат для хождения получить не можем – у государства нет денег. Чиновники предлагают его купить самим, а он стоит 180 тысяч», – жалуется «НИ» Ирина Олейнич.


КОММЕНТАРИЙ
Пресс-секретарь Департамента образования Москвы Александр ГАВРИЛОВ:
– В московских образовательных учреждениях в прошлом году обучались 50 тыс. детей с ограниченными возможностями, из них 19 тыс. имели статус инвалидов. Сейчас в Москве приспособлено для детей-инвалидов 1651 учреждение. Это, конечно, не 100%, но пока в этом нет острой необходимости. В инклюзивном образовании могут участвовать дети не со всеми заболеваниями. Сейчас у нас стоит вопрос, чтобы в каждом районе хотя бы одна такая школа была оборудована спецсредствами. В основном в инклюзивном обучении участвуют дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Для них предусмотрены пандусы, специальные парты, «ступенькоходы» (мобильные лестничные подъемники). Преимущество последних в том, что они быстро монтируются. Мы закупили 606 комплектов мобильно-лестничных подъемников, которые позволяют оперативно приспособить школу. Если в учебное учреждение приходит мама с заявлением о приеме ребенка с ограниченными возможностями, то отказать ей не могут, и в школе ставится «ступенькоход». Кроме этого, мы приспосабливаем и учреждения дополнительного образования. Чтобы дети-инвалиды могли посещать не только школу, но и заниматься досугом. Для детей, которые не могут выходить из дома, предусмотрено так называемое дистантное обучение. Они бесплатно получают в пользование компьютеры, за которыми работают дома. Учителя занимаются с ними также с помощью компьютеров. В прошлом году мы оборудовали 300 таких мест для детей и 60 – для педагогов. Создали библиотечный фонд, медиаресурс.

Опубликовано в номере «НИ» от 20 августа 2010 г.


Новости дня


Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: