Главная / Газета 13 Августа 2010 г. 00:00 / Общество

Святые бродяги

В Крыму восстанавливают монастырь мусульман-аскетов

СЕРГЕЙ ПУТИЛОВ, Бахчисарай – Москва

Если пройти от знаменитого ханского дворца в Бахчисарае несколько сот метров в сторону гор, то попадешь в ущелье Чуфут кале, знаменитое одноименным пещерным городом. Место это историческое и, безусловно, символичное с точки зрения единства мировых религий. У входа в ущелье на откосе известняковой горы прилепился, словно ласточкино гнездо, пещерный православный Успенский монастырь. А рядом начались работы по восстановлению «Текие дервиш» – святыни суфиев, таинственных бродяг и мистиков Востока, считавших себя мусульманами, хотя таковыми в исламском мире их признают далеко не все.

После советской власти от суфийской святыни мало что осталось.<BR>Фото: WWW.PAMJATKY.ORG.UA
После советской власти от суфийской святыни мало что осталось.
Фото: WWW.PAMJATKY.ORG.UA
shadow
Суфиями первоначально именовали мусульман-аскетов, носивших грубую шерстяную одежду – «суф». Суфизм бросал вызов роскоши и лицемерию знати, политиков, официального духовенства. Как их еще называют, дервиши, или бродяги, проповедовали отказ от всех земных радостей, богатства, роскоши и изнеженности, свойственных дворам восточных владык. А кто не слышал о знаменитых «вертящихся дервишах», кружащихся в ритуальном танце и впадающих от этого в состояние транса? Воздух напоен ароматом эвкалипта и горных трав. Пройдя каменные ворота, попадаю на старинное мусульманское кладбище. По преданию здесь похоронен один из сподвижников пророка Мухаммеда шейх Мансур, или Гази (святой), как называют его здешние татары. История монастыря, основанного в XV веке, трагична. Мусульманскую святыню не миновала судьба многих храмов, разрушенных в годы сталинизма.

Еще прошлым летом на месте монастыря дервишей лежали лишь разбросанные повсюду позеленевшие от времени каменные обломки, между которыми шныряли ящерицы – единственные обитатели этого пустынного места. Однако, миновав старинное кладбище и поднявшись по истертым каменным ступеням наверх, я неожиданно увидел среди деревьев и кустов акаций движущиеся человеческие фигуры. Судя по разбросанным повсюду лопатам, киркам, ведрам с песком и цементом, это были строители. Разговорившись с их руководителем Юсуфом, узнал, что действительно эти люди занимаются восстановлением суфийского «текие». Новость показалась ошеломляющей. Ведь во всем Крыму на сегодняшний день имеется лишь один восстановленный суфийский монастырь, занесенный в реестр ЮНЕСКО как уникальный памятник старины – «Текие дервиш» в Евпатории. Мало того, оказалось, что корреспондент «НИ» оказался первым журналистом, узнавшим о том, что бахчисарайский храм также будет возрожден. Руководитель работ подвел меня к восстановленному колодцу и поднял деревянную крышку – внизу была вода. После этого Юсуф показал пальцем на огромный каменный забор, тянущийся вглубь леса и сложенный из булыжников. Оказывается этими камнями советские «товарищи» в ходе уничтожения монастыря в 1940-х годах завалили священный колодец, вода в котором считалась священной у крымских татар. Так вот, увиденные мной рабочие – простые работяги в пропотевших футболках и в стоптанных ботинках – вручную, камень за камнем вынули с 16-метровой глубины все огромные валуны.

В Бахчисарае по соседству с мечетями расположился православный Успенский монастырь.
Фото:WWW.PAMJATKY.ORG.UA
shadow Чем занимались суфии в этом монастыре? Не только христианам, но и многим мусульманам их ритуалы и ночные бдения казались, мягко говоря, странными. Путешественник Михаил Шевляков, посетивший в начале ХХ века радения дервишей в Чуфут Кале, писал о том, что «богослужение дервишей заключается в произнесении громких гортанных звуков и в покачивании на месте всем туловищем и отдельно головой, с таким ежеминутно нарастающим ожесточением, что со зрителями случаются обмороки, и едва ли вообще кто может наблюдать за этими людьми без головокружения и страшного подъема нервов». По его словам, «возбуждение легко передается наблюдающим, и если сами они не валятся долгое время с ног, так потому только, что стоят в тесном кружке и крепко держат друг друга за руки».

К сожалению, между Успенским монастырем и бригадой, восстанавливающей «Текие дервиш», уже возникли «территориальные споры». Местный гид Ефросинья, работающая при монастыре, посетовала «НИ», что происходит «нечто странное», ведь от разрушенного суфийского храма остались одни камни, да и мусульман-суфиев сегодня в Крыму «не отыщешь», а землю строители тем не менее занимают. В свою очередь, шеф строительной бригады Юсуф попросил донести до российского читателя, что «мнение, будто крымские татары просто хотят захватить эти земли, ошибочно, поскольку на самом деле суфийский «Текие дервиш» принадлежит всем религиям и нациям».

Опубликовано в номере «НИ» от 13 августа 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: