Главная / Москва / 21 Июля 2010 г.

Скажут, как вырубят

Уничтожение Химкинского леса якобы не требует разрешения

АЛЕКСАНДРА КОШКИНА, МАРИЯ МОРОЗОВА

Как сообщили «НИ» в ФГУ «Дороги России», все документы на вырубку части Химкинского леса под строительство трассы Москва – Санкт-Петербург в порядке, а сама вырубка началась еще 29 мая. В госучреждении подчеркивают, что строительство трассы ведется на основании концессионного соглашения и разрешения на вырубку леса для этого не требуется. Земельные участки под трассу предоставило Федеральное дорожное агентство (Росавтодор). Экологи же отмечают, что учреждение должно предоставить проект освоения лесов, который должен пройти экспертизу в Россельхознадзоре. На этой неделе защитники леса планируют флеш-моб около здания правительства РФ, а на понедельник намечено проведение пикета.

Фото: AP. MISHA JAPARIDZE
Фото: AP. MISHA JAPARIDZE
shadow
Очередной день в Химкинском лесу активисты провели спокойно. По мнению лидера Левого фронта Сергея Удальцова, сейчас очень важно привлечь внимание властей и создать рабочую группу, как и в случае с «Речником». «Тогда удалось затормозить процесс, удалось перевести ситуацию в состояние переговоров, здесь это тоже необходимо», – уверяет «НИ» Удальцов. Активисты передвигаются на велосипедах, каждый день три-четыре бригады патрулируют лес с разных сторон. «Приходили люди с рулетками и пытались пометить деревья для вырубки – мы их прогнали», – рассказывает лидер движения «В защиту Химкинского леса» Евгения Чирикова. Для восстановления уже вырубленного леса, по оценкам экологов, потребуется 60 лет.

Активисты подготовили обращение к французской компании VINCI, которая участвует в строительстве трассы. Они просят ее публично отказаться от участия в проекте, поскольку незаконная вырубка леса наносит «непоправимый удар по репутации иностранной фирмы». Подписи под обращением поставили не только жители Подмосковья и Москвы, но и Брянска и Новочеркасска. Компания-подрядчик, по словам экологов, уже начала убирать бытовки, поставленные для рабочих.

А разрешительной документации как не было, так и нет. Представитель ФГУ «Дороги России» Наталья Модина сказала «НИ», что все документы в порядке и работы проводятся в соответствии с действующим законодательством. «А в связи с вводом Лесного кодекса РФ от 1 января 2007 года порубочные билеты не выдаются, выдаются лесные декларации, – отметила она. – Так как эти земли переведены в категорию транспорта, то лесные декларации не оформляются».

По словам Натальи Модиной, 27 июля 2009 года в соответствии с распоряжением правительства РФ от 24.04.2007 № 511-р заключено концессионное соглашение между Росавтодором и ООО «Северо-западная концессионная компания» о финансировании, строительстве и эксплуатации на платной основе скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург.

«В соответствии с соглашением государство обязано подготовить территорию строительства дороги, а также освободить необходимые для строительства автомагистрали земельные участки, в том числе осуществить вырубку леса», – сказала Модина «НИ». – При невыполнении этого условия Россия обязана будет возместить ущерб за счет дополнительных средств федерального бюджета. Земельные участки предоставил Росавтодор. Вырубка леса была поручена компании ООО ПО «Теплотехник», которая приступила к выполнению работ 29 мая 2010 года.

Для осуществления подготовки территории к строительству трассы было выпущено распоряжение правительства РФ 1642-р от 5 ноября 2009 года, которое перевело земли лесного фонда, попадающие в полосу отвода дороги, в категорию промышленности и иного специального назначения. Это распоряжение сняло с Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) какую-либо ответственность за происходящее.

«Право на жизнь» строительству автотрассы Москва – Санкт-Петербург дал закон «О концессионных соглашениях» от 2005 года. Соглашение по строительству дороги между двумя столицами – первая в РФ крупная концессия (сдача государством в эксплуатацию какой-либо фирме части своих природных богатств) с иностранной фирмой. Примечательно, что в ФГУ «Дороги России» Химкинский лес природным богатством не считают. «Химкинский лес – это не природное ископаемое, это не добыча золота, – объяснила «НИ» Наталья Модина. – ФГУ «Дороги России» очищает участок, чтобы передать его акционерам для строительства дороги. Это концессионное соглашение было заключено в целях развития инфраструктуры, а не в целях вырубки леса». По словам Модиной, конфликтов с экологами компания постарается избежать. «Мы будем действовать в рамках правового поля и надеемся, что экологи тоже», – добавила она.

Эксперт по особо охраняемым природным территориям Гринпис России Михаил Крейндлин подчеркивает, что лес может предоставляться в концессионное соглашение, но только при условии соблюдения лесного законодательства. «Лесное законодательство требует получения большого количества документов, которых, насколько я понимаю, в данном случае нет», – сказал г-н Крейндлин «НИ». По его словам, в Лесном кодексе РФ указано, что леса на землях не лесного фонда могут относиться только к категории защитных лесов. Поэтому перевод земель в промышленные не исключает защиту леса. «Есть порядок ведения лесопользования, – подчеркивает эколог. – Для этого ФГУ «Дороги России» должно составить проект освоения лесов и подать лесную декларацию. Проект должен пройти экспертизу в Федеральном агентстве лесного хозяйства (Рослесхоз). Следить за лесами должен Россельхознадзор. Но с ними сейчас сложно – территориальный орган управления по Москве и Московской области две недели назад был ликвидирован. Не знаю, как они будут осуществлять надзор, но они обязаны. В этой неразберихе просто никто не хочет брать на себя ответственность».

Опубликовано в номере «НИ» от 21 июля 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: