Главная / Москва / 6 Июля 2010 г.

Пивной позор

Московские власти не жалеют денег на пропаганду алкоголя

АННА СЕМЕНОВА

В эти выходные в столице стартовал девятидневный фестиваль пива. Мероприятие, как и в прошлые годы, проходит под покровительством правительства Москвы, на что выделено 20 млн. бюджетных рублей. По мнению кураторов фестиваля, мероприятие должно стать нашим ответом всемирно известному «Октоберфесту» и единственной альтернативой унылым и безалкогольным городским праздникам. Его противники утверждают, что такие фестивали уместны в государствах со сформировавшейся алкогольной политикой, граждане которых спокойно относятся к спиртному. Тогда как в России с легкостью игнорируется даже запрет на продажу алкоголя несовершеннолетним. Странно и то, что фестиваль проводится на главной спортивной арене страны.

Наркологам очень не нравится, что главными участниками фестиваля становятся подростки.<br>Фото: WWW.DVIGGOK.RU
Наркологам очень не нравится, что главными участниками фестиваля становятся подростки.
Фото: WWW.DVIGGOK.RU
shadow
Открытие XII Московского международного фестиваля пива в Лужниках (в прошлую субботу) ознаменовалось скандалом. Несовершеннолетним юноше и девушке на двух площадках свободно продали хмельной напиток. По словам продавцов, молодые люди выглядели намного старше 18 лет. Две оплошавшие торговые точки были закрыты и «дисквалифицированы» на весь следующий год. Организаторы фестиваля пообещали, что за тем, чтобы подростки не покупали алкоголь, следят специальные рейды. Этим занимаются волонтеры, милиционеры и сами продавцы, получившие «пивные» памятки и стикеры с лозунгом «Есть 18? Подтверди». Посетителей просят сообщать в оргкомитет фестиваля, если они увидели, как пиво продают несовершеннолетнему посетителю, не покупать алкоголь для подростков и не возмущаться, если у них потребуют документ, удостоверяющий возраст. Правда, с последним пунктом возникли проблемы. На рекламном баннере фестиваля указано, что совершеннолетие можно подтвердить паспортом, водительскими правами или студенческим билетом. Однако студенческий билет документом, удостоверяющим возраст, не считается. К тому же далеко не каждый его обладатель старше 18 лет. Кроме того, закона, обязывающего показывать паспорт при покупке алкоголя, просто не существует.

Организаторы фестиваля назвали случай продажи пива несовершеннолетним провокацией члена фракции «Справедливая Россия» в Госдуме Антона Белякова и его коллег. Дело в том, что депутат на днях ясно выразил намерение вести борьбу с пропагандой алкоголя. «Госдума обязательно должна в этот вопрос вмешаться, потому что за бюджетные деньги правительство Москвы (председателем оргкомитета является Юрий Лужков) проводит в центре города на главном спортивном сооружении страны пьянку, напрямую пропагандирующую алкоголь и противоречащую как федеральному законодательству, так и национальной антиалкогольной концепции, – сформулировал свою позицию по данному вопросу парламентарий. – Если считать, что наша попытка не допустить спаивания молодежи в центре города за деньги москвичей – это провокация, то пусть представители московского правительства так и считают».

Однако организаторы фестиваля ничего криминального в своем детище не видят, напротив, считают его достойным ответом немецкому фестивалю «Октоберфест». Аргументы у них такие: Москва испытывает острую нехватку городских праздников. Столичным жителям предлагают либо безалкогольные народные гулянья, либо дорогостоящие мероприятия с небюджетным спиртным. В любом случае москвичи, особенно молодые, решают проблему покупкой алкоголя в ближайшем магазине и распитием в ближайшем же дворе. Ситуация усугубляется тем, что за границей кружка пива в баре и в магазине не сильно разнится по стоимости, тогда как у нас ценовой промежуток превращается в настоящую пропасть. Выбор в таком случае становится очевидным. Впрочем, столичные власти не теряют надежды. «Москвичи пить все равно не перестанут полностью, так пусть хотя бы делают это культурно и в специально организованных местах, – рассуждает замначальника управления реализации городских программ столичного департамента науки и промышленной политики Юрий Жирноклеев. – Фестиваль должен привить горожанам культуру общения и культуру потребления хмельного напитка, как это делается в Баварии. Мы считаем, что пиво – напиток исключительно для взрослых, но и они должны относиться к нему без фанатизма. Торговцы имеют полное право не продать спиртное уже пьяному человеку, предложив перейти на квас или лимонад».

Тем не менее, по словам экспертов, до уровня Баварии нам еще далеко. «Существуют задачи, поставленные Всемирной организацией здравоохранения, по которым следует вытеснять крепкий алкоголь слабым, – пояснил «НИ» руководитель отдела информатики и системных исследований Московского НИИ психиатрии Александр Немцов. – Соотношение крепкого спиртного, вина и пива должно быть равным. У нас доля пива составляет 17–19% от всего только официально проданного алкоголя, а ведь 50% водки продается нелегально. Один грамм алкоголя в пиве в 2,5 раза дороже, чем такое же количество алкоголя в водке, поэтому пенный напиток не так популярен, особенно в деревнях и малых городах». Однако, несмотря на относительную полезность пива, наркологи не стремятся поддерживать фестивали такого рода. «Все зависит от организации, – говорит Александр Немцов. – В прошлые годы она была безобразной: много пьяных, продавали алкоголь подросткам, к пиву проносили свою водку, не желая, согласно русской поговорке, выбрасывать деньги на ветер. Вряд ли ситуация кардинально изменится в этом году».

Опубликовано в номере «НИ» от 6 июля 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: