Главная / Москва / 30 Июня 2010 г.

Медкарта – не бита

Программа компьютеризации поликлиник рискует провалиться, так и не начавшись

АННА СЕМЕНОВА, АЛЕКСАНДР ХАРЕВИН

К концу этого года столичные учреждения здравоохранения, возможно, частично перейдут на электронную основу. Этот вопрос будут обсуждать сегодня профильная комиссия Мосгордумы и Мосгорздрав. Предполагается, что с помощью компьютеров пациенты смогут записываться на прием к специалистам или получать льготные лекарства. А врачам дадут возможность отдохнуть от утомительной писанины в медицинских картах – все данные о больном будут переносить в единую электронную базу. Однако есть куча «но». Медперсонал и пациенты, особенно пенсионного возраста, не всегда могут похвастаться компьютерной грамотностью. Далеко не все клиники оборудованы специальными электронными аппаратами, а те, что есть, нередко сбоят. Кроме того, существующая система финансирования поликлиник делает усилия по повышению «пациентооборота» бессмысленными: врачам, сидящим на фиксированной зарплате, просто невыгодно сокращение очередей.

shadow
Сегодня в столичном департаменте здравоохранения и комиссии Мосгордумы по охране здоровья будет решаться вопрос, введут ли в поликлиниках электронный документооборот. Проект программы по компьютеризации медицинской сферы включает в себя ряд любопытных нововведений. В частности, планируется создать Единую электронную медицинскую карту москвича (ЕЭМКМ) – файл со всеми болезнями, жалобами и результатами анализов пациента. Кроме того, предполагается ввести систему обработки данных по льготным лекарственным средствам: врач выдает бумажный рецепт пациенту и автоматически направляет электронный запрос в аптеку. Также чиновники предлагают оборудовать все поликлиники системой «Электронная регистратура». Это внутренняя сеть, в которую входят лаборатории, кабинеты врачей-терапевтов и других специалистов, а также собственно регистратура. Пациент подносит свой медицинский полис к терминалу наподобие платежного, выбирает врача и время, на которое может записаться и получает талончик-направление. Все это должно привести к усилению контроля над качеством медицинской помощи, улучшить взаимодействие с Фондом медицинского страхования и вообще всячески облегчить жизнь врачам и пациентам.

«Врачи тратят 10 из 15 минут, отпущенных на прием пациента, на ведение не очень нужной документации, – пояснил «НИ» ведущий специалист Открытого института здоровья населения Кирилл Данишевский. – Введение электронной системы позволило бы лучше осматривать пациента и, как следствие, улучшить качество медицинской помощи».

Впрочем, все эти радужные планы могут пойти прахом. «Департамент здравоохранения хотел полностью компьютеризировать поликлиники и больницы, но на это потребовалось бы восемь миллиардов рублей, – рассказала «НИ» председатель комиссии Мосгордумы по здравоохранению и охране общественного здоровья Людмила Стебенкова. – Городской бюджет не выдержал бы такого. Если ввести только электронную регистратуру, то обошлось бы все в 500 миллионов рублей, сумма подъемная. Однако в этой полумере нам было отказано, так что программа до сих пор официально не утверждена».

И поликлиникам, и пациентам привычнее работать с бумагами, а не с электроникой.
shadow Тем не менее в ряде российских регионов, в том числе и в Москве, некоторые компоненты программы уже работают. В столице в 10% поликлиник уже введены электронные медкарты, а электронная регистратура действует в 53 поликлиниках из 250 – на правах эксперимента и частично за счет префектур. Очереди в обычную регистратуру стали меньше, скандалы вспыхивают реже, да и опаздывать пациенты практически прекратили. «Наверное, помнят, какой ужас творился при ручной регистратуре: лист непонятно у кого, талоны то и дело кончаются, каждый день «в засаде» у стола самозаписи сидеть приходилось, – говорит Галина Михайлина, медсестра одной из столичных поликлиник в ЦАО. – Больные не верят, что им теперь так просто записаться к врачу, и в результате приходят на прием аж за полчаса».

Однако сами пациенты то и дело вынуждены воевать с непослушной техникой. Например, в поликлинике № 166 на Домодедовской улице терминал охотно выдает все направления, кроме как к окулисту, вне зависимости от наличия свободного для приема времени. Пациенты с восьми утра колдуют над «шайтан-машиной», пытаясь поднести полис ОМС на нужное расстояние к датчику. В поликлинике № 121 на Южнобутовской улице аппарат успешно бронировал специалиста, но бумажный талончик выплевывать отказывался – за ним пришлось стоять в обычную регистратуру. Неработающие аппараты были замечены в поликлинике № 68 на Якиманке. А вот в 30-й поликлинике на Федеративном проспекте в Новогиреево пациенты предпочитали стоять в очереди в регистратуру, несмотря на два исправных, полностью свободных терминала, рядом с которыми находился сотрудник, готовый помочь записаться к врачу.

Эксперты убеждены: идея компьютеризации сферы здравоохранения хорошая, вопрос в том, как она будет реализована. «Многие врачи первичного звена не в ладах с компьютерами, их потребуется переучивать. К тому же медикам какое-то время придется работать на два фронта – вносить данные от руки в карты и вбивать их в компьютер, – рассказал «НИ» Кирилл Данишевский. – Во многих лечебных учреждениях потребуется переделывать электрическую сеть, проводить Интернет, устанавливать компьютеры, которые еще надо будет откуда-то взять. Также пока неясно, насколько хорошо будут охраняться личные данные пациентов».

И вовсе не факт, что все эти усилия приведут к ожидаемому результату, считают эксперты. «Врач сидит на своей зарплате, будет хорошо работать – к нему придет больше народу, а вот денег ему за это не прибавят, – обрисовывает «НИ» ситуацию г-н Данишевский. – Вот он и будет ограничивать доступ к своей персоне, исчезновение очередей ему не выгодно».

Опубликовано в номере «НИ» от 30 июня 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: