Главная / Газета 17 Июня 2010 г. 00:00 / Общество

С больной головы...

В «операции» по замене содержимого автомобильных аптечек крайними окажутся водители

МАРИЯ МОРОЗОВА

С 1 июля вступает в силу приказ Минздравсоцразвития, утверждающий новый состав автомобильных аптечек. Теперь в них будут исключительно перевязочные средства. По мнению министерства, при оказании первой помощи пострадавшим в ДТП лекарства не требуются, тем более если они применяются человеком без медицинского образования. Между тем эксперты сомневаются, что средства, выделенные на разработку нового образца аптечки в рамках федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах», были потрачены с умом. Ряд специалистов полагают, что чиновники действуют в интересах производителей.

В июне на российских прилавках уже появились новые образцы автомобильных аптечек. С 1 июля вступает в силу приказ Минздравсоцразвития РФ от 8 сентября 2009 года «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 20 августа 1996 г. №325». Согласно документу в автомобильных аптечках не будет лекарств, а количество перевязочных средств увеличится. Вместо трех видов бинтов будет шесть, в полтора раза вырастет количество лейкопластыря, обязательными останутся жгут, ножницы и устройство искусственного дыхания. Аспирин, корвалол, йод, активированный уголь, валидол из аптечек исключат. Минздравсоцразвития объясняет, что такое усовершенствование связано с тем, что в авариях главной причиной смерти или тяжелой травмы является кровотечение. В ведомстве уточняют, что автомобильные аптечки используются гражданами, не имеющими медицинского образования, и ссылаются на опыт развитых зарубежных стран.

Председатель движения «Комитет по защите прав автомобилистов» Александр Холодов замечает, что опыт Европы нам вряд ли стоит учитывать. «На Западе медикаментозную помощь могут оказывать только врачи, поэтому в аптечке автомобилиста нет лекарств», – объясняет «НИ» эксперт. Он напоминает, что в рамках федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах» Минздравсоцразвития было поручено разработать новый образец аптечки. «Разработать, а не срисовать с Европы. Необходимо было проводить исследования, изучать мнения специалистов», – возмущается г-н Холодов. Но чиновники уверены, что выполнили весь необходимый анализ ситуации. Кроме того, изучали опыт составления аптечек и у ближайших соседей: Украины, Белоруссии. Казахстана.

Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин сетует, что мнения членов Общественной палаты, автомобилистов и медиков, выступавших против изъятия некоторых лекарств, не учитывались. Президент Коллегии правовой защиты автомобилистов Виктор Травин задается вопросом, почему только спустя пять лет после начала программы власти обратили внимание на аптечки.

Одним из плюсов, на который обращает внимание Минздрав, в том, что срок годности комплектов нового типа увеличится в два раза – до трех лет. Правда, стоимость аптечки останется прежней – около 160 рублей. Виктор Похмелкин удивляется, почему набор бинтов и пластырей стоит столько же, сколько и аптечка с лекарствами. «Цена показательна. Вероятно, подобные нововведения выгодны производящим предприятиям», – предполагает в беседе с «НИ» эксперт. Виктор Травин соглашается, что причиной смены аптечек может быть желание чиновников поправить положение производителей после финансового кризиса. «Наши автомобилисты при авариях не умеют пользоваться медикаментами. Какая разница – с помощью аптечки с пузырьками или только с марлевыми повязками они не будут оказывать помощь?» – иронизирует г-н Травин.

В Минздравсоцразвития считают, что водители должны оказывать первую помощь только при кровотечениях, переломах и клинической смерти. Во всех остальных случаях следует ждать специалистов. Правда, в качестве среднего времени прибытия «скорой» глава министерства Татьяна Голикова называла период в 25 минут. Александр Холодов замечает, что лекарства, ранее входившие в аптечку, отпускаются в аптеках без рецепта и применяются в домашних условиях. «При ДТП были бы полезны элементарные антисептики и обезболивающие», – уверен эксперт. Кроме того, на дорогах могут возникать разные ситуации, а не только аварии. Минздрав предлагает водителям возить личный набор необходимых лекарств. «Вдруг водителю с сердцем плохо будет? Пусть лучше лишнее в аптечке лежит», – возмущается г-н Похмелкин.

Проверять наличие и содержание аптечки имеет право только государственный инспектор технического надзора и только при проведении государственного техосмотра. На дороге сотрудники ГИБДД интересоваться состоянием аптечки не имеют права. Впрочем, пока водителям, которые держат в автомобиле старые наборы медикаментов, беспокоиться не стоит. Их использование будет разрешено до истечения срока годности или до 31 декабря 2011 года. «Но, конечно, возможны злоупотребления со стороны сотрудников ГИБДД. Все зависит от осведомленности водителей», – уверен г-н Похмелкин.


АПТЕЧКИ ЕВРОПЕЙСКИХ ВОДИТЕЛЕЙ СОДЕРЖАТ ЛИШЬ БИНТЫ, РЕЗИНОВЫЕ ПЕРЧАТКИ, ПЛАСТЫРЬ И НОЖНИЦЫ
Похоже, что поговорка «Что русскому хорошо, то немцу смерть» – совершенно универсального действия. К такому выводу корреспондент «НИ» пришла, поговорив с Игорем Виноградовым – менеджером предприятия по транспортировке автотранспорта из Европы в страны СНГ «Аугсбург-Авто». Речь шла об автомобильных аптечках нового и старого образцов – немецких, итальянских, швейцарских, французских и российских.
Вот что сказал специалист:
– В Европе в комплект предметов, содержащихся в автомобильной аптечке, лекарства не входят. Входят лишь два вида бинтов, резиновые перчатки, пластырь, ножницы и дезинфицирующие средства. А также купол, которым в случае тяжелой травмы должен быть накрыт пострадавший. Купол этот – вещь никчемная и даже вредная, так как сделан он из невесомого синтетического материала и уносится вдаль даже от легкого дуновения ветра. К тому же он ничем не закрепляется. А если пострадавший лежит на обочине дороги или у края автобана, то нечто летящее по ветру, как воздушный змей, и даже ненароком накрывающее лобовое стекло какого-нибудь движущего автомобиля может само по себе спровоцировать новую аварию.
Но вернемся к проблеме лекарств в аптечках. В Европе они и в самом деле без надобности. Главная причина в том, что время, за которое к месту ДТП прилетает «скорая», не превышает пяти минут. Кстати, в Германии во время техосмотров наличие аптечки никого не интересует. Не интересует именно потому, что на деле в ней нет необходимости. Слишком хорошо отлажена работа всех служб, призванных следить за здоровьем автомобилистов. Вот если бы эти службы не работали, как часы, то и аптечка была бы больше и разнообразнее. К тому же немец – человек столь дотошный и основательный, что он никогда не запихнет себе в рот никакую таблетку, не потратив час на изучение инструкции. Поэтому и на однодневных курсах по оказанию первой помощи, которые обязаны посетить все водители для того, чтобы сдавать на права, ни о каких медикаментах не рассказывается. Все, чему там учат, – это тому, как делать искусственное дыхание.
Что касается России, то если уж и копировать европейский опыт, то начинать надо с системы оказания медицинской помощи в целом, скорости прибытия бригады врачей к пострадавшему, его транспортировки. Стоило бы также перенять опыт, когда аптека есть практически в каждой деревне и потому не нужно возить с собой мини-аптеку.
Адель КАЛИНИЧЕНКО, Аугсбург

Опубликовано в номере «НИ» от 17 июня 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: