Главная / Газета 2 Июня 2010 г. 00:00 / Общество

Попасть под сдачу

Владельцев низкоскоростных мопедов могут обязать получать права

АННА СЕМЕНОВА

С 1 марта 2011 года в России буду выдаваться водительские удостоверения нового образца. Среди их особенностей – расширение списка категорий для каждого вида транспорта. В частности, доказывать свое право на вождение придется владельцам «тихоходных» скутеров с объемом двигателя до 49 куб. сантиметров. Соответствующие поправки в закон «О безопасности дорожного движения» уже подготовлены МВД. Мнения по поводу грядущих нововведений разделились: автомобилисты надеются, что поправки в закон уберут с улиц неконтролируемых подростков на колесах, тогда как сами скутеристы справедливо полагают, что наличие водительского удостоверения еще не означает умения ездить. Кроме того, эксперты опасаются, что введение экзаменов на право управления скутером, регистрационных номеров и обязательного техосмотра откроет дополнительную кормушку для коррупционеров.

Не исключено, что наслождаться быстрой ездой, не сдавая на права и не проходя техосмотр, скутеристам осталось недолго.
Не исключено, что наслождаться быстрой ездой, не сдавая на права и не проходя техосмотр, скутеристам осталось недолго.
shadow
Со следующего года планируется ввести ряд новых категорий для водительских прав. В том числе подкатегорию «А1», которая включает в себя легкие мотоциклы с объемом двигателя не более 125 куб. сантиметров и мощностью 15 лошадиных сил, а также категорию «М» – специально для водителей мопедов, мотороллеров или скутеров с объемом двигателя менее 50 куб. сантиметров. Чтобы получить такое удостоверение, будущему водителю надо быть старше 16 лет и сдать экзамены на знание ПДД. Потребуется ли для этого прохождение практической части теста – пока не известно. Сейчас «тихоходные» скутеры фактически приравниваются к велосипедам: водят их чуть ли не с 13 лет, права для этого получать не требуется, хотя ответственность такие водители несут.

Прибегнуть к подобным мерам законодателей подвигла растущая аварийность с участием водителей мопедов и приравненных к ним транспортных средств. К примеру, за последние три года в Москве она выросла более чем вдвое. При этом риск травматизма среди скутеристов в 12–15 раз выше, чем у водителей автомобиля: помимо очевидной незащищенности разных частей тела, центр тяжести у скутера находится позади, что затрудняет маневрирование, а шлемами и прочими «доспехами» водители мопедов нередко пренебрегают. Сказывается также пренебрежительное отношение со стороны автомобилистов и пешеходов. «Водители машин в 40% случаев ведут себя отвратительно: игнорируют мопед, перестраивающийся из другой полосы, стараются подрезать, – рассказал «НИ» скутерист с пятилетним стажем Александр. – А пешеходы вообще под колеса выбегают. Они, похоже, считают, что скутерист ничем не отличается от велосипедиста: и затормозить мигом может, и вообще должен передвигаться по специальным дорожкам».

Главный аргумент для введения прав на «тихоходные» транспортные средства – а таких только в Москве насчитывается не менее 100 тыс. – в повышении дисциплинированности подростков. Именно они чаще всего рассекают по московским улицам на легких скутерах и фигурируют в сводках аварийности ГИБДД. «Наконец-то станет меньше пьяных малолеток, которые мешают другим водителям мопедов и компрометируют их как класс, – радуется 27-летняя скутеристка Инна. – Я сама намерена получить соответствующую категорию, как только она появится». Однако, как считает руководитель Московского мотоскутер клуба Алексей, подростков никакими новыми правилами не испугаешь. «Наши знакомые в ГИБДД уже неоднократно говорили, что облавы будут вести именно на подростков, – сообщил он «НИ». – Однако история доказывает, что любой запрет ведет не к его соблюдению, а к его обходу. Молодежь по-прежнему будет гонять на скутерах, только при виде гаишника они будут уезжать по тротуарам, что приведет к росту аварийности среди пешеходов. Или же не смогут уехать от сотрудников ГИБДД – скорость-то у скутера маленькая – и будут попадать под колеса машин. Кроме того, достаточно серьезная часть водителей мопедов садится за руль с 13–15 лет, вряд ли они будут дожидаться своего 16-летия».

Эксперты опасаются, что введение категории «М» просто уничтожит скутер как транспортное средство. «У него единственный плюс был в том, что не надо на права сдавать, не нужна была вся эта тягомотина с оформлением техосмотра и регистрацией прав, ведь никаких преференций для водителей «тяжелых» скутеров и мотоциклов нет, – говорит «НИ» руководитель клуба скутеристов Алексей. – Несправедливо, что будущему трактористу надо ответить на несколько вопросов, а скутеристу – на 20, как для получения прав на автомобиль. Теперь все пересядут на мотоциклы и скутеры с объемом двигателя больше 50 «кубов», потому что они ненамного дороже, зато мощнее». Кроме того, сохраняется опасность покупки прав категории «М», да и недобросовестные сотрудники ГИБДД вряд ли откажутся от нового лакомого кусочка. «Статистики ГИБДД, в которой было бы указано, сколько ДТП произошло именно по вине водителей мопедов, общественности не предоставлено. Если такая статистика появится и будет не выше уровня аварийности по вине велосипедистов, о введении особой категории прав, на мой взгляд, говорить бессмысленно, – поделился с «НИ» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – Какая в таком случае разница, врежется ли в человека велосипед на скорости 40 км/час или скутер на 45 км/час? Давайте введем права на ролики, скейтборды, трехколесные велосипеды. С введением прав для скутеристов аварийность снижаться не будет: если для «КамАЗа» права покупают, то что уж говорить о такой «табуретке». Конечно, приструнить игнорирующих ПДД людей необходимо, но не такими способами».

Опубликовано в номере «НИ» от 2 июня 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: